Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Использование моделей экосистем, как помощь воспитателю, для успешного усвоения экологических знаний дошкольников».
Занятия по Экологии
Автор: Охрименко Ольга Константиновна   
19.05.2025 09:30

«Использование моделей экосистем, как помощь воспитателю, для успешного усвоения экологических знаний дошкольников».«Использование моделей экосистем, как помощь воспитателю, для успешного усвоения экологических знаний дошкольников».

Охрименко Ольга Константиновна, воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 48 г. Томска

Экологическое воспитание дошкольников включает в себя знакомство с разнообразным миром природы. Основные задачи заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического сознания.

Одним из методов реализации экологического развития детей является моделирование.

Модель – система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы, упрощает структуру оригинала. Она служит обобщённым отражением явления.

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание (старший дошкольный возраст) или использование моделей (для детей младшего дошкольного возраста).

В исследованиях многих психологов (Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста.

Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.

В исследованиях многих психологов (Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста.

 

Скачать конспект

Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.

Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность.

Такими материалами являются макеты.

Макет – уменьшенная модель объекта (лес, горы, поле, озеро, вулкан, природно-климатическая зона, муравейник и т.д.).

Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого с детьми, и самостоятельной деятельности детей.

В процессе работы по развитию игры с макетами решаются следующие задачи:

  • создаются условия для обогащения представлений у детей о природе и условии для жизни растительного и животного мира;
  • развивается познавательный интерес к живой природе, эмоциональная отзывчивость и любознательность;
  • формируются навыки правильного поведения в природе;
  • воспитывается доброжелательность, отзывчивость к миру природы, бережное отношение к ней;
  • формируются коммуникативные навыки, развивается связная монологическая и диалогическая речь.

В нашей работе по экологическому воспитанию, мы используем макеты для «погружения» детей в удивительный мир природы, развивая положительную мотивацию игровой деятельности в природе.

Нами были изготовлены макеты «Природно-климатических зон»«Пустыня», «Арктика и Антарктика», «Саванна», «Тайга» и макеты экосистем «Пруд», «Море», «Луг».

Макеты «Природно-климатические зоны»

В младшем возрасте, данные макеты используются для знакомства детей с животным миром. Проводится игра «Кто, где живёт», где дети расставляют животных в соответствии со средой обитания.

Малыши рассматривают животных, манипулируют ими.

В старшем возрасте дети, осознавая причинно-следственные связи, знакомятся с природно-климатическими зонами и их обитателями. Проводится игра «Рассели животных по континентам», в социо-игровом стиле, где дети выполняют игровые задания, объединившись в пары.

Режиссёрские игры «Путешествия «На дно морское», «Жаркие страны», «Арктика и Антарктида», «Тайга» и т.п.

Пример: Макет «Тайга»

Знакомит малышей с тайгой, и её обитателями. Его можно использовать при ознакомлении с жизнью диких животных в НОД, и самостоятельной деятельности, включая режиссёрские игры, где заяц прячется от лисы и волка, медведь укладывается спать в берлогу и т.д.

В старшем возрасте данный макет можно использовать при составлении сюжетных и описательных рассказов, режиссёрских играх, а также в продуктивной деятельности. Например, при ознакомлении с жизнью коренных народов Сибири, её природой. Использовать макет для обыгрывания, сконструированных из бумаги – эвенкийских чумов и т.п..

Макет «Пустыня».

Цели: дать детям представление о приспособлении растений к выживанию в условиях пустыни. Познакомить с климатическими условиями жарких материков, углублять и систематизировать представление детей о животном и растительном мире пустыни, понимание того, что для сохранения природы её нужно беречь. Развивать познавательный интерес к обитателям пустыни, любознательность, воображение; воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать её. Обогащение словаря: оазис, смерч, саксаул, барханы и т. д.

Макет «Арктика и Антарктика».

Цель: познакомить с климатическими условиями полярных районов; с животным и растительным миром. Условиями выживания в суровых условиях.

Макет «Саванна».

Цель: познакомить детей с Саванной, формировать умение строить модель взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в природной зоне (саванна).

Макеты «Пруд», «Лес», «Луг», «Море».

Цель: обобщить представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представление о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных. Воспитывать бережное отношение к природе.

С помощью моделей можно проигрывать различные ситуации и игры.

Например: «Найди ошибку»

Или например:

«Сможет ли бегемот жить в Арктике?».

Важно, чтобы модели использовались как в самостоятельной детской игре, так и в процессе совместной и непосредственно образовательной деятельности.

Таким образом, игры с макетами и моделями, это — экологически ориентированный вид деятельности, который, формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе, и с природой.

Позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 18 (380) выйдет
23 мая 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год