«Использование моделей экосистем, как помощь воспитателю, для успешного усвоения экологических знаний дошкольников». |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Охрименко Ольга Константиновна | |||
19.05.2025 09:30 | |||
Охрименко Ольга Константиновна, воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 48 г. Томска Экологическое воспитание дошкольников включает в себя знакомство с разнообразным миром природы. Основные задачи заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического сознания. Одним из методов реализации экологического развития детей является моделирование. Модель – система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы, упрощает структуру оригинала. Она служит обобщённым отражением явления. Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание (старший дошкольный возраст) или использование моделей (для детей младшего дошкольного возраста). В исследованиях многих психологов (Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. В исследованиях многих психологов (Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста.
Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Такими материалами являются макеты. Макет – уменьшенная модель объекта (лес, горы, поле, озеро, вулкан, природно-климатическая зона, муравейник и т.д.). Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого с детьми, и самостоятельной деятельности детей. В процессе работы по развитию игры с макетами решаются следующие задачи:
В нашей работе по экологическому воспитанию, мы используем макеты для «погружения» детей в удивительный мир природы, развивая положительную мотивацию игровой деятельности в природе. Нами были изготовлены макеты «Природно-климатических зон» — «Пустыня», «Арктика и Антарктика», «Саванна», «Тайга» и макеты экосистем «Пруд», «Море», «Луг». Макеты «Природно-климатические зоны» В младшем возрасте, данные макеты используются для знакомства детей с животным миром. Проводится игра «Кто, где живёт», где дети расставляют животных в соответствии со средой обитания. Малыши рассматривают животных, манипулируют ими. В старшем возрасте дети, осознавая причинно-следственные связи, знакомятся с природно-климатическими зонами и их обитателями. Проводится игра «Рассели животных по континентам», в социо-игровом стиле, где дети выполняют игровые задания, объединившись в пары. Режиссёрские игры «Путешествия «На дно морское», «Жаркие страны», «Арктика и Антарктида», «Тайга» и т.п. Пример: Макет «Тайга» Знакомит малышей с тайгой, и её обитателями. Его можно использовать при ознакомлении с жизнью диких животных в НОД, и самостоятельной деятельности, включая режиссёрские игры, где заяц прячется от лисы и волка, медведь укладывается спать в берлогу и т.д. В старшем возрасте данный макет можно использовать при составлении сюжетных и описательных рассказов, режиссёрских играх, а также в продуктивной деятельности. Например, при ознакомлении с жизнью коренных народов Сибири, её природой. Использовать макет для обыгрывания, сконструированных из бумаги – эвенкийских чумов и т.п.. Макет «Пустыня». Цели: дать детям представление о приспособлении растений к выживанию в условиях пустыни. Познакомить с климатическими условиями жарких материков, углублять и систематизировать представление детей о животном и растительном мире пустыни, понимание того, что для сохранения природы её нужно беречь. Развивать познавательный интерес к обитателям пустыни, любознательность, воображение; воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать её. Обогащение словаря: оазис, смерч, саксаул, барханы и т. д. Макет «Арктика и Антарктика». Цель: познакомить с климатическими условиями полярных районов; с животным и растительным миром. Условиями выживания в суровых условиях. Макет «Саванна». Цель: познакомить детей с Саванной, формировать умение строить модель взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в природной зоне (саванна). Макеты «Пруд», «Лес», «Луг», «Море». Цель: обобщить представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представление о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных. Воспитывать бережное отношение к природе. С помощью моделей можно проигрывать различные ситуации и игры. Например: «Найди ошибку» Или например: «Сможет ли бегемот жить в Арктике?». Важно, чтобы модели использовались как в самостоятельной детской игре, так и в процессе совместной и непосредственно образовательной деятельности. Таким образом, игры с макетами и моделями, это — экологически ориентированный вид деятельности, который, формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе, и с природой. Позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.
|