Проектная деятельность с воспитанниками средней группы (4-5 лет) «Елочка Живи!»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 91» г. о. г Воронеж
Подготовили:
- Казанина Ю.В., воспитатель
- Полонская С.Л., воспитатель
Введение
Экологическое воспитание дошкольников — это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы экологическое воспитание и образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как о среде с очевидными пределами ресурсов и возможностей. Интерес к экологической проблематике не случаен.
В нашей стране есть традиция украшать новогодний праздник елями, которые после торжеств больше не используются. В преддверии Нового года вырубается много елей, в городах, базары завалены молодыми ёлочками. Ни один праздник не наносит такого ущерба природе, как Новый год. Нельзя так бездумно относиться к природе. Если раскрыть и показать уникальность ели, нерациональное использование её в новогодние праздники, то люди задумаются о необходимости сохранить это чудо – дерево для красоты родного края.
Скачать проект
Таким образом, выбранная тема является актуальной и перспективной для охраны природы. А охранять природу – значит охранять Родину.
(М. Пришвин)
Как раз дошкольный возраст – является ценным этапом в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Необходимо с детства научить воспитанников тому, что экология – это наука о доме, о том доме, в котором мы живем каждый день. У ребенка появляется возможность понять, что красота природы, плодородие почвы, многообразие видов животных зависит в большой мере и от него, что завтра он будет жить в таком доме, каким построит его сегодня.
В основу данного проекта заложены следующие принципы:
- Принцип взаимосвязи всех направлений работы с дошкольниками (интеграция);
- Принцип системности;
- Принцип личностно-ориентированного подхода;
- Принцип наглядности;
- Принцип доступности.
Формы работы с детьми:
- групповая (фронтальная);
- подгрупповая (небольшими группами по интересам);
- индивидуальная.
Методы и приемы:
- наглядный (просмотр иллюстраций, фото, презентаций и обучающих познавательных фильмов, виртуальные экскурсии в зимний лес);
- словесный (беседа, рассказ, чтение художественной литературы);
- игровой;
- практический (трудовая деятельность, художественное творчество).
Основная цель проекта -формирование у детей и родителей ответственного отношения к природным богатствам родного края, повышение творческой активности и природоохранной деятельности детей.
Задачами проекта являются:
- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного поведения детей в природе;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- развивать умение правильно взаимодействовать с природой;
- способствовать развитию творческих способностей, воображению детей.
- воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям, желание сохранить их растущими в ближайшем окружении: на участке, в лесу.
- способствовать включению семьи в процесс реализации проекта по формированию экологической культуры.
- привлечь внимание жителей нашего города к проблеме сохранения хвойных деревьев в период предновогодних и новогодних праздников.
Прогнозируемые результаты:
Воспитанники:
- Ознакомятся с проблемами: вырубки лесов и повышение уровня экологической культуры.
- Развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира –хвойным деревьям.
- Научатся соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе;
- У воспитанников сформируются экологическая культура, навыки правильного поведения в природной среде, чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природы.
Родители:
- Осознают значимость охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
- Проявят интерес к совместной с детьми деятельности по охране окружающей среды;
- Повысят уровень экологической культуры личности.
Педагоги:
- Повысят профессиональный уровень в области экологического воспитания дошкольников;
- Внедрят новые методы и технологии в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.
IV. Оценка результатов проектной деятельности
Дети:
- Ознакомились проблемами: вырубки лесов и повысили уровень экологической культуры.
- Развили у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира –хвойным деревьям.
- Научились соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе;
- У воспитанников сформировались экологическая культура, навыки правильного поведения в природной среде, чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природы.
Родители:
- Родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам экологического воспитания детей;
- Проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности экологического воспитания детей;
- Проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры;
- Осознают особенности организации психолого — образовательного процесса и его влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств
Педагоги:
- Повысили профессиональный уровень в области экологического воспитания дошкольников;
- Приобрели дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.
- Внедрили новые методы и технологии в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.
V.Заключение
Наш проект — это звонок для каждого из нас. Данный проект открыл удивительный мир еловых красавиц.
Он поспособствовал к размышлению –стоит ли рубить зеленую красавицу ради новогодних праздников. Помог ответить на вопросы: отчего зимой у ёлки зелёные иголки? Почему у елочки колючие иголочки? Зачем нужны ели? Что будет, если на свете не станет елей? Как можно помочь сохранить ели? И на многие другие вопросы.
Проект позволил развить творческое мышление дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Подводя итоги своей работы, мы можем сделать вывод: мы добились поставленной цели, воспитанники узнали много нового и интересного о зеленой красавице, об ее значении в природе и жизни человека.
Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам.
Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей в деле воспитания будущих граждан страны в целом.
VI. Список использованной литературы
- Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
- Андриенко Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2007. — № 1.- С.10-12.
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» — современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2006. — № 3.- С. 23-27.
- Гомарович Э.С. «Чем дышит город». М.: Химия, 1990 г.
- Захлебный А.Н. «Книга для чтения по охране природы» М.: Просвещение, 1986г.
- Комплексные занятия под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. — Волгоград Учитель 2012 г.
- Николаева С. Н. «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду.
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
- Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 96с.
- Протасов В.Ф. «Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России», М.: Финансы и статистика, 2001 г.
- Рыжова Н. «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. С. 26–34.
- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду — М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
|