Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы «Увлекательное путешествие в лес»
Занятия по Экологии
Автор: Золотарева Татьяна Ивановна   
03.02.2025 14:05

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы «Увлекательное путешествие в лес»Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы «Увлекательное путешествие в лес»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный Белгородского района Белгородской области»

Воспитатель: Золотарева Татьяна Ивановна

Цель: Повышение экологической грамотности детей, воспитание культуры природолюбия.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в лесу; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.

Развивающие:

  • Развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы, отгадывать загадки; вызвать желание участвовать в ролевых диалогах

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес детей к путешествиям, бережное отношение к природе, эмоциональный отклик на красоту, понимание необходимости соблюдения некоторых правил, культуру поведения, доброжелательность, чувство товарищества и взаимопомощи. Создавать у детей эмоционально-позитивное настроение.

Оборудование и материалы:

Мультимедийный проектор, слайды с изображениями; аудиоколонка, аудиозапись с шумом леса, голосами птиц, письмо старика-лесовика, макет цветик-семицветик; листья: дуба, каштана, березы; картинки: кошка, лиса, белка, волк, медведь, еж, заяц; шапки диких животных: белка, лиса, медведь, еж, заяц. Дидактическая игра «Кто живет в лесу»

Методы обучения:

Наглядные: наблюдение, демонстрация наглядных пособий.

Словесные: объяснение, рассказ педагога, вопросы, пояснение, педагогическая оценка.

Практические.

Игровые: внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий; отгадывание загадок.

Формы обучения: НОД, Фронтальное

Тип учебного занятия: Комбинированное

Технологическая карта образовательной деятельности

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать.

Понравилась ли вам поездка в Африку?

Дети: Было очень интересно.

Воспитатель: Хотели бы вы отправиться в путешествие туда еще раз?

Дети: Да.

Воспитатель: В Африку мы теперь отправимся нескоро, так как поездка эта дальняя. Я приглашаю вас отправиться не очень далеко. Я сейчас загадаю загадку, а вы отгадаете ее.

Там деревьев много разных,

Трав, лишайников, кустов,

Птиц, зверей, грибов и ягод,

И, конечно – комаров.

Там всегда полно чудес

Потому что это … (лес)

Дети: Лес!

Воспитатель: Дети, это сказочный лес. Там сейчас лето.

Воспитатель: Вы готовы к новому путешествию?

Дети: Да.

Воспитатель: На чем бы вы хотели отправиться в путешествие?

Дети: Хотим путешествовать на поезде

Воспитатель: Хорошо, поедем поездом. Ребята, нам необходимо взять что-нибудь от комаров и мошек, так в лесу их будет очень много. Во время езды в поезде почему-то всегда кушать хочется, возьмем побольше еды.

Воспитатель: Ребята, какую еду собираетесь взять?

Дети: Возьмем колбасу, хлеб, компот, яйцо, огурец, помидор, печенье, конфеты.

Воспитатель: Дети, учтите, в поезде нет холодильников.

Подумайте, какие продукты быстро испортятся без холодильника?

Дети: Без холодильника могут испортиться: молоко, колбаса, йогурт, творожные сырки.

Воспитатель: Осталось несколько минут до отправления нашего поезда. Не забудьте попрощаться с родителями. Как вы это сделаете, что скажите им?

Дети: До свидания, мама! Не волнуйся за меня. Я не заболею и не потеряюсь. Я тебе позвоню, если будет возможность.

Воспитатель: По-е-ха-ли! По-е-ха-ли!

Поезд набирает скорость, колеса стучат: «Тук-тук-ту-ууу, тук-тук-ту-ууу» (Дети повторяют вместе с воспитателем)

Воспитатель: Под перестук колес хочется спать.

Релаксация

«Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Потянуться! Улыбнуться!»

Воспитатель: Про-сы-пай-тесь! При-е-ха-ли!

Слайд (полянка сказочного леса).

Воспитатель: Ребята, у нас сказочное путешествие и мы с вами на сказочной лесной полянке. А сейчас давайте закроем глаза и послушаем звуки леса.

(Звучит запись звуков леса; пение птиц, полёт насекомых, шум листьев).

Воспитатель. Что вы слышите? (Дети перечисляют).

Воспитатель: Так что такое лес?

Дети: Лес-это природа. Лес – это место, где много деревьев, кустарников. Лес-это место, где растут грибы, ягоды. Лес-это дом диких животных.

Воспитатель: Лес – дом для растений и животных.

Воспитатель: Ребята назовите деревья, которые растут в лесу?

Дети: В лесу растут сосны…, рябины.., ели.., осины.., березы.

Воспитатель: Лес, в котором растут ели и сосны называется хвойным.

Слайд (хвойного леса) (хоровые и индивидуальные ответы детей)

Воспитатель: Лес, где растут березы, осины, дубы, называется лиственным.

Слайд (Лиственного леса)

Воспитатель: Лес, где растут лиственные и хвойные деревья вместе, называется смешанным лесом.

Слайд (лиственного леса)

(Хоровые и индивидуальные ответы)

Воспитатель:

Какие деревья мы встретили на поляне?

Дети: Сосна, дуб, липа. Лес смешанный.

Воспитатель: Какое строение имеют деревья?

Дети: У всех деревьев есть корни, ствол, ветки, листья.

Воспитатель: Чем отличаются деревья?

Дети: Отличаются они формой листьев, окраской, плодами.

Воспитатель: Ребята, нам старичок-лесовик прислал письмо, хотите его послушать?

Дети: Да.

(Чтение письма) «Здравствуйте ребята, я старик-Лесовик. По лесу хожу, за порядком слежу, деревьям помогаю, зверушек защищаю, добрых людей ягодами угощаю. Я приглашаю вас в лес, но хочу узнать, что вы действительно любите природу, многое знаете о ней. Для этого я прислал вам необычный цветок. Это цветик –семицветик. Он растет в моем сказочном лесе. На каждом лепестке этого цветка есть задание, на которое вы должны ответить».

Воспитатель: Итак, первое задание на красном лепестке. Прочтем его.

1. Назовите, с какого дерева этот лист…

(Воспитатель поочередно достает листья деревьев).

Дидактическая игра: «С какого дерева лист?»

Дети: лист клена.

Воспитатель: Что это за листочек…?

Дети: Лист дуба.

Воспитатель: С какого дерева этот лист…?

Дети: Лист березы.

Воспитатель: Этот лист с какого дерева…?

Дети: Лист каштана.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: Ребята, следующий лист оранжевого цвета. Прочтем задание.

2. Кто живет в сказочном лесу?

Дети: В лесу живут дикие животные.

Воспитатель: Отгадайте загадки:

1. У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

Слайд (Заяц)

2. Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет?

Слайд (Медведь)

3. Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

Слайд (ёж)

4. Рыжая птичница

В курятник пришла,

Всех кур перечла

И с собой унесла.

Слайд (Лиса)

5. Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех…

Слайд (Волк)

6. Кто с высоких толстых сосен

В ребятишек шишку бросил,

А в кусты через пенёк

Промелькнул, как огонёк?

Слайд (Белка)

Воспитатель: Молодцы

Воспитатель: Следующий желтый лист. Прочтем задание.

3. Физкультурная минутка

«Мы присели под кусток»

Мы присели под кусток,

Чтобы отыскать грибок.

Встали. Потянули спинку.

Вновь шагаем по тропинке.

(Приседания.)

А теперь вращаем ручки,

Словно разгоняем тучки.

Гоним их вперёд-назад,

По двенадцать раз подряд.

(Вращение прямых рук назад и вперёд.)

Приседаем ниже, глубже,

Как лягушка в теплой луже.

Прыг — и нету комара!

Вот весёлая игра.

(Из глубокого приседа прыжок вверх.)

Отдохнули, порезвились

И на стулья опустились.

(Дети садятся.)

Воспитатель: Следующий зеленый листик.

4. Дидактическая игра «Пятый лишний».

Воспитатель: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое животное лишнее. Оставшихся, животных назовите одним словом

1. Кошка, лиса, белка, волк, медведь. Лишняя кошка потому, что это домашнее животное, а остальные – дикие животные.

Воспитатель: Следующий голубой листик.

Воспитатель: Прочтем задание:

5. «Назовите детёнышей диких животных»

Дидактическая игра с мячом «Кто у кого?»

У медведицы — … (медвежонок, медвежата).

У лисицы — … (лисенок, лисята).

У белки — … (бельчонок, бельчата).

У волчицы — … (волчонок, волчата).

У ежихи — … (ежонок, ежата).

У зайчихи — … (зайчонок, зайчата).

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Следующий синий листик. Прочтем задание.

6. «Волшебные превращения»

(Перед детьми шапочки диких животных: медведя, белочки, волка, зайца)

Превращайтесь в кого хотите, одев волшебную шапочку на голову. А мы проверим, настоящая зверушка перед нами или нет. Если настоящая, то о себе расскажет правильно. Кто первый?

Дети: Я- белочка.

Воспитатель: Возможно, возможно. Белочка, у тебя только две ноги не так ли?

Белочка: У белочки 4 ноги.

Воспитатель: Шубка из перьев, как у сороки-белобоки?

Белочка: Шубка моя из меха

Воспитатель: Хвостик маленький и круглый?

Белочка: Хвост большой и пушистый.

Воспитатель: Ты не любишь есть грибы и орехи?

Белочка: Я люблю есть грибы и грызть орехи.

Воспитатель: Живешь под корнями дерева, не правда ли?

Белочка: Живу я высоко на дереве в дупле.

Воспитатель: Последний фиолетовый листик цветика-семицветик

7. Игра «Закончи предложение».

Воспитатель: Есть начало предложения, а вам нужно его закончить.

Воспитатель:

Муравьи собирают елочные иголки для того, чтобы… построить муравейник.

Сова спит днем, а ночью… охотится.

Мухоморы нельзя уничтожать, потому что… ими лечатся животные.

Птица вспорхнула с ветки, потому что…чего-то испугалась.

Медведь зимой бродит по лесу, потому что… его разбудили.

Справились с заданием отлично.

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданиями старика-лесовика.

Лес – украшение нашей планеты. Лес для человека имеет важное значение. Его называют «зеленым другом». Он поглощает углекислый газ, а выделяет кислород, чистый воздух. Без еды человек может прожить 7 дней, а без воздуха – только несколько минут.

Воспитатель: Ребята, а старик-Лесовик прислал еще одно письмо. Он нами очень доволен и ждет всех в гости.

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Рассаживаемся на свои места в поезде. Поехали.

— А вот и наша группа.

Встанем дети, встанем в круг.

Я твой друг ты мой друг.

Я вас всех благодарю,

Всем подарки вам дарю. (Воспитатель вносит в группу дидактическую игру «Кто живет в лесу?»)

Посмотрите, каких животных можно увидеть на этой полянке?

Дети: На сказочной полянке мы видим медвежонка и енота.

Воспитатель: Дети, этороссийский лес. Один из зверей енотик, в наших лесах не живет. Он обитатель американских лесов. Ребята, предлагаю полянку оживить, поселить других лесных животных и посадить разные кустики ягод.

(Предложить детям картинки животных и лесных ягод расположить среди деревьев сказочной полянки).

Воспитатель: Дети, расскажите, где расположили зверушек, где высадили кустики ягод.

(Дети рассказывают о своих действиях, называют животных и растительность).

Воспитатель: Ребята, стала ли полянка привлекательнее.

Дети: Да, появилось много других лесных обитателей и растительность.

Воспитатель: Как ведут себя зверушки на новом месте?

Дети: Животные знакомятся друг с другом.

Воспитатель: Понравились ли они друг другу?

Дети: Да, ведут себя мирно и не ссориться друг с другом?

Воспитатель: Мы останемся на этой полянке, или отправимся дальше?

Дети: Хотим отправиться дальше.

Воспитатель: Чтобы отправиться дальше, следует отдохнуть. Забирайтесь в палатки, отдохните немного. (Воображаемая ситуация).

Воспитатель: Просыпаемся ребята. Ребята, лесная Фея превратила меня в старичка-лесовика. Посмотрите, какая у меня борода, жилет из еловых чешуек, шляпа.

Ребята, на что похожа шляпа?

Дети: Нашляпку белого гриба.

(Воображаемая ситуация)

Воспитатель: Превратившись в лесовика, я могу вас превратить в зверей и зверушек. Леса здесь дремучие. Людям, тем более детям здесь не пройти. Превращайтесь в кого хотите, а я проверю, настоящая передо мной зверушка или нет. Если настоящая, то перенесу в самую чащу леса. Кто первый?

Дети: Я- белочка.

Старичек-лесовичок: Возможно, возможно. Белочка, у тебя только две ноги не так ли?

Белочка: У белочки 4 ноги.

Старичек-лесовичек: Шубка из перьев, как у сороки-белобоки?

Белочка: Шубка моя из меха

Воспитатель: Хвостик маленький и круглый?

Белочка: Хвост большой и пушистый.

Воспитатель: Ты не любишь есть грибы и орехи?

Белочка: Моя люблю есть грибы и грызть орехи.

Воспитатель: Живешь под корнями дерева, не правда ли?

Белочка: Живу я высоко на дереве в дупле.

(Лесовечек беседует еще с несколькими зверушками по той же схеме: лесой, зайкой, волком, медведем. Дети рассказывают об этих зверюшках.

Выясняет у остальных детей, кто в кого превратился и «уводит» их в самую чащу дремучего леса).

Далее проводится подвижная игра, на выбор воспитателя. Дети прощаются с лесом, «садятся» в поезд, и возвращаются домой.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 4 (366) выйдет
9 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год