Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы «Увлекательное путешествие в лес» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Золотарева Татьяна Ивановна | |||
03.02.2025 14:05 | |||
Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы «Увлекательное путешествие в лес» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный Белгородского района Белгородской области» Воспитатель: Золотарева Татьяна Ивановна Цель: Повышение экологической грамотности детей, воспитание культуры природолюбия. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование и материалы: Мультимедийный проектор, слайды с изображениями; аудиоколонка, аудиозапись с шумом леса, голосами птиц, письмо старика-лесовика, макет цветик-семицветик; листья: дуба, каштана, березы; картинки: кошка, лиса, белка, волк, медведь, еж, заяц; шапки диких животных: белка, лиса, медведь, еж, заяц. Дидактическая игра «Кто живет в лесу» Методы обучения: Наглядные: наблюдение, демонстрация наглядных пособий. Словесные: объяснение, рассказ педагога, вопросы, пояснение, педагогическая оценка. Практические. Игровые: внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий; отгадывание загадок. Формы обучения: НОД, Фронтальное Тип учебного занятия: Комбинированное Технологическая карта образовательной деятельности Ход образовательной деятельности. Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать. Понравилась ли вам поездка в Африку? Дети: Было очень интересно. Воспитатель: Хотели бы вы отправиться в путешествие туда еще раз? Дети: Да. Воспитатель: В Африку мы теперь отправимся нескоро, так как поездка эта дальняя. Я приглашаю вас отправиться не очень далеко. Я сейчас загадаю загадку, а вы отгадаете ее. Там деревьев много разных, Трав, лишайников, кустов, Птиц, зверей, грибов и ягод, И, конечно – комаров. Там всегда полно чудес Потому что это … (лес) Дети: Лес! Воспитатель: Дети, это сказочный лес. Там сейчас лето. Воспитатель: Вы готовы к новому путешествию? Дети: Да. Воспитатель: На чем бы вы хотели отправиться в путешествие? Дети: Хотим путешествовать на поезде Воспитатель: Хорошо, поедем поездом. Ребята, нам необходимо взять что-нибудь от комаров и мошек, так в лесу их будет очень много. Во время езды в поезде почему-то всегда кушать хочется, возьмем побольше еды. Воспитатель: Ребята, какую еду собираетесь взять? Дети: Возьмем колбасу, хлеб, компот, яйцо, огурец, помидор, печенье, конфеты. Воспитатель: Дети, учтите, в поезде нет холодильников. Подумайте, какие продукты быстро испортятся без холодильника? Дети: Без холодильника могут испортиться: молоко, колбаса, йогурт, творожные сырки. Воспитатель: Осталось несколько минут до отправления нашего поезда. Не забудьте попрощаться с родителями. Как вы это сделаете, что скажите им? Дети: До свидания, мама! Не волнуйся за меня. Я не заболею и не потеряюсь. Я тебе позвоню, если будет возможность. Воспитатель: По-е-ха-ли! По-е-ха-ли! Поезд набирает скорость, колеса стучат: «Тук-тук-ту-ууу, тук-тук-ту-ууу» (Дети повторяют вместе с воспитателем) Воспитатель: Под перестук колес хочется спать. Релаксация «Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Потянуться! Улыбнуться!» Воспитатель: Про-сы-пай-тесь! При-е-ха-ли! Слайд (полянка сказочного леса). Воспитатель: Ребята, у нас сказочное путешествие и мы с вами на сказочной лесной полянке. А сейчас давайте закроем глаза и послушаем звуки леса. (Звучит запись звуков леса; пение птиц, полёт насекомых, шум листьев). Воспитатель. Что вы слышите? (Дети перечисляют). Воспитатель: Так что такое лес? Дети: Лес-это природа. Лес – это место, где много деревьев, кустарников. Лес-это место, где растут грибы, ягоды. Лес-это дом диких животных. Воспитатель: Лес – дом для растений и животных. Воспитатель: Ребята назовите деревья, которые растут в лесу? Дети: В лесу растут сосны…, рябины.., ели.., осины.., березы. Воспитатель: Лес, в котором растут ели и сосны называется хвойным. Слайд (хвойного леса) (хоровые и индивидуальные ответы детей) Воспитатель: Лес, где растут березы, осины, дубы, называется лиственным. Слайд (Лиственного леса) Воспитатель: Лес, где растут лиственные и хвойные деревья вместе, называется смешанным лесом. Слайд (лиственного леса) (Хоровые и индивидуальные ответы) Воспитатель: Какие деревья мы встретили на поляне? Дети: Сосна, дуб, липа. Лес смешанный. Воспитатель: Какое строение имеют деревья? Дети: У всех деревьев есть корни, ствол, ветки, листья. Воспитатель: Чем отличаются деревья? Дети: Отличаются они формой листьев, окраской, плодами. Воспитатель: Ребята, нам старичок-лесовик прислал письмо, хотите его послушать? Дети: Да. (Чтение письма) «Здравствуйте ребята, я старик-Лесовик. По лесу хожу, за порядком слежу, деревьям помогаю, зверушек защищаю, добрых людей ягодами угощаю. Я приглашаю вас в лес, но хочу узнать, что вы действительно любите природу, многое знаете о ней. Для этого я прислал вам необычный цветок. Это цветик –семицветик. Он растет в моем сказочном лесе. На каждом лепестке этого цветка есть задание, на которое вы должны ответить». Воспитатель: Итак, первое задание на красном лепестке. Прочтем его. 1. Назовите, с какого дерева этот лист… (Воспитатель поочередно достает листья деревьев). Дидактическая игра: «С какого дерева лист?» Дети: лист клена. Воспитатель: Что это за листочек…? Дети: Лист дуба. Воспитатель: С какого дерева этот лист…? Дети: Лист березы. Воспитатель: Этот лист с какого дерева…? Дети: Лист каштана. Воспитатель: Молодцы, ребята! Воспитатель: Ребята, следующий лист оранжевого цвета. Прочтем задание. 2. Кто живет в сказочном лесу? Дети: В лесу живут дикие животные. Воспитатель: Отгадайте загадки: 1. У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода – кора. Слайд (Заяц) 2. Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд, Ну-ка, кто же назовет? Слайд (Медведь) 3. Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. Слайд (ёж) 4. Рыжая птичница В курятник пришла, Всех кур перечла И с собой унесла. Слайд (Лиса) 5. Серый, страшный и зубастый Произвел переполох. Все зверята разбежались. Напугал зверят тех… Слайд (Волк) 6. Кто с высоких толстых сосен В ребятишек шишку бросил, А в кусты через пенёк Промелькнул, как огонёк? Слайд (Белка) Воспитатель: Молодцы Воспитатель: Следующий желтый лист. Прочтем задание. 3. Физкультурная минутка «Мы присели под кусток» Мы присели под кусток, Чтобы отыскать грибок. Встали. Потянули спинку. Вновь шагаем по тропинке. (Приседания.) А теперь вращаем ручки, Словно разгоняем тучки. Гоним их вперёд-назад, По двенадцать раз подряд. (Вращение прямых рук назад и вперёд.) Приседаем ниже, глубже, Как лягушка в теплой луже. Прыг — и нету комара! Вот весёлая игра. (Из глубокого приседа прыжок вверх.) Отдохнули, порезвились И на стулья опустились. (Дети садятся.) Воспитатель: Следующий зеленый листик. 4. Дидактическая игра «Пятый лишний». Воспитатель: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое животное лишнее. Оставшихся, животных назовите одним словом 1. Кошка, лиса, белка, волк, медведь. Лишняя кошка потому, что это домашнее животное, а остальные – дикие животные. Воспитатель: Следующий голубой листик. Воспитатель: Прочтем задание: 5. «Назовите детёнышей диких животных» Дидактическая игра с мячом «Кто у кого?» У медведицы — … (медвежонок, медвежата). У лисицы — … (лисенок, лисята). У белки — … (бельчонок, бельчата). У волчицы — … (волчонок, волчата). У ежихи — … (ежонок, ежата). У зайчихи — … (зайчонок, зайчата). Воспитатель: Молодцы. Воспитатель: Следующий синий листик. Прочтем задание. 6. «Волшебные превращения» (Перед детьми шапочки диких животных: медведя, белочки, волка, зайца) Превращайтесь в кого хотите, одев волшебную шапочку на голову. А мы проверим, настоящая зверушка перед нами или нет. Если настоящая, то о себе расскажет правильно. Кто первый? Дети: Я- белочка. Воспитатель: Возможно, возможно. Белочка, у тебя только две ноги не так ли? Белочка: У белочки 4 ноги. Воспитатель: Шубка из перьев, как у сороки-белобоки? Белочка: Шубка моя из меха Воспитатель: Хвостик маленький и круглый? Белочка: Хвост большой и пушистый. Воспитатель: Ты не любишь есть грибы и орехи? Белочка: Я люблю есть грибы и грызть орехи. Воспитатель: Живешь под корнями дерева, не правда ли? Белочка: Живу я высоко на дереве в дупле. Воспитатель: Последний фиолетовый листик цветика-семицветик 7. Игра «Закончи предложение». Воспитатель: Есть начало предложения, а вам нужно его закончить. Воспитатель: Муравьи собирают елочные иголки для того, чтобы… построить муравейник. Сова спит днем, а ночью… охотится. Мухоморы нельзя уничтожать, потому что… ими лечатся животные. Птица вспорхнула с ветки, потому что…чего-то испугалась. Медведь зимой бродит по лесу, потому что… его разбудили. Справились с заданием отлично. Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданиями старика-лесовика. Лес – украшение нашей планеты. Лес для человека имеет важное значение. Его называют «зеленым другом». Он поглощает углекислый газ, а выделяет кислород, чистый воздух. Без еды человек может прожить 7 дней, а без воздуха – только несколько минут. Воспитатель: Ребята, а старик-Лесовик прислал еще одно письмо. Он нами очень доволен и ждет всех в гости. Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Рассаживаемся на свои места в поезде. Поехали. — А вот и наша группа. Встанем дети, встанем в круг. Я твой друг ты мой друг. Я вас всех благодарю, Всем подарки вам дарю. (Воспитатель вносит в группу дидактическую игру «Кто живет в лесу?») Посмотрите, каких животных можно увидеть на этой полянке? Дети: На сказочной полянке мы видим медвежонка и енота. Воспитатель: Дети, этороссийский лес. Один из зверей енотик, в наших лесах не живет. Он обитатель американских лесов. Ребята, предлагаю полянку оживить, поселить других лесных животных и посадить разные кустики ягод. (Предложить детям картинки животных и лесных ягод расположить среди деревьев сказочной полянки). Воспитатель: Дети, расскажите, где расположили зверушек, где высадили кустики ягод. (Дети рассказывают о своих действиях, называют животных и растительность). Воспитатель: Ребята, стала ли полянка привлекательнее. Дети: Да, появилось много других лесных обитателей и растительность. Воспитатель: Как ведут себя зверушки на новом месте? Дети: Животные знакомятся друг с другом. Воспитатель: Понравились ли они друг другу? Дети: Да, ведут себя мирно и не ссориться друг с другом? Воспитатель: Мы останемся на этой полянке, или отправимся дальше? Дети: Хотим отправиться дальше. Воспитатель: Чтобы отправиться дальше, следует отдохнуть. Забирайтесь в палатки, отдохните немного. (Воображаемая ситуация). Воспитатель: Просыпаемся ребята. Ребята, лесная Фея превратила меня в старичка-лесовика. Посмотрите, какая у меня борода, жилет из еловых чешуек, шляпа. Ребята, на что похожа шляпа? Дети: Нашляпку белого гриба. (Воображаемая ситуация) Воспитатель: Превратившись в лесовика, я могу вас превратить в зверей и зверушек. Леса здесь дремучие. Людям, тем более детям здесь не пройти. Превращайтесь в кого хотите, а я проверю, настоящая передо мной зверушка или нет. Если настоящая, то перенесу в самую чащу леса. Кто первый? Дети: Я- белочка. Старичек-лесовичок: Возможно, возможно. Белочка, у тебя только две ноги не так ли? Белочка: У белочки 4 ноги. Старичек-лесовичек: Шубка из перьев, как у сороки-белобоки? Белочка: Шубка моя из меха Воспитатель: Хвостик маленький и круглый? Белочка: Хвост большой и пушистый. Воспитатель: Ты не любишь есть грибы и орехи? Белочка: Моя люблю есть грибы и грызть орехи. Воспитатель: Живешь под корнями дерева, не правда ли? Белочка: Живу я высоко на дереве в дупле. (Лесовечек беседует еще с несколькими зверушками по той же схеме: лесой, зайкой, волком, медведем. Дети рассказывают об этих зверюшках. Выясняет у остальных детей, кто в кого превратился и «уводит» их в самую чащу дремучего леса). Далее проводится подвижная игра, на выбор воспитателя. Дети прощаются с лесом, «садятся» в поезд, и возвращаются домой.
|