Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Занятия по Экологии
Автор: Сорокина Татьяна Владимировна   
03.02.2025 13:59

«ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»«ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое! Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой». В. А. Сухомлинский

Не секрет, что сегодня одним из стратегически важных вопросов образования является экологическое воспитание подрастающего поколения. Поскольку дошкольное образование — является первой ступенью в воспитательной системе, то особенно важно именно в этот возрастной период уделить внимание эмоциональной составляющей. Эмоциональность, особая восприимчивость, открытость и огромный интерес к миру природы у ребенка дошкольного возраста являются основополагающими факторами для начала успешного экологического воспитания в учреждениях дошкольного образования.

 

Важнейшим условием реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС, является экологизация среды в ДОУ, поскольку среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. Современная среда жизни ребенка не предоставляет ему необходимых пространственных возможностей для осуществления активности.

Визуальный анализ типичных дошкольных учреждений показывает, что оборудованы они стереотипно, как в содержании, так и в условиях деятельности, и не создают условий для экологизации пространственной среды, создания условий для формирования экологических представлений. Только стараниями коллектива ДОО могут быть создана пространственная среда для формирования у дошкольников представлений о многообразии природы, о природных объектах и явлениях, осознания необходимости беречь природу.

С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для: познавательного развития ребенка: экспериментирования с природным материалом, наблюдений за объектами живой и неживой природы, усиления интереса к явлениям природы; эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира); оздоровления ребенка (грамотное озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе); формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для ежедневного ухода за живыми объектами и общение с ними; формирование желания беречь природу, воспитание чувства ответственности за сохранение природы); формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков ухода за животными и растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту)

Все мы — дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру, его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к природе – все это является основополагающими факторами успешного экологического образования в ДОО.

«Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».

Особенности экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагают деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям. Например, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Содержание образовательной области «Познание» направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей

Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом.

Образовательная область «Физическое развитие» направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.

Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры. Для реализации этой цели необходимо построение целостной системы экологического образования, основанной на научно разработанных принципах создания экологических программ с учетом ФГОС дошкольного образования.

Экологизация развивающей предметной среды в образовательных учреждениях должна способствовать реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного.

Таким образом, взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования в свете ФГОС имеет свою специфику в силу возрастных особенностей и базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым

Цель: o формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности, определение уровня экологического воспитания дошкольников, развитие у детей правильных экологических оценок через ситуации, требующие проявления заботы, внимания, сочувствия, отзывчивости, сострадания, а также зачатки экологического идеала с помощью загадок о животных, где добро побеждает зло.

Задачи:

  1. Воспитывать гармонично развитую личность через экологическое развитие воспитанников.
  2. Повышать интеллектуальный уровень дошкольников через познавательную активность, самостоятельную мыслительную деятельность.
  3. Развивать творческие способности личности, формировать образное мышления, фантазии у воспитанников.
  4. Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любви к природе.
  5. Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
  6. Обучать основам актерского мастерства.
  7. Поощрять фантазию, творчество, индивидуальность в передаче образов мимикой, жестами, телодвижением.
  8. Закреплять представление детей о закономерной последовательности, сезонных изменениях в природе через устное народное творчество.
  9. Воспитывать дружбу, товарищество, умение действовать согласованно, чувство прекрасного, сострадание к природе, желание беречь ее и сохранять.

Важным положением ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» — не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом:

«Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается са-мостоятельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире… Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». ФГОС ДО

Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО.

Наша задача не просто дать детям знания, а научить добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями. Традиционные технологии не позволят нам решить эту непростую задачу. Поэтому необходимо разнообразить систему современных экологообразовательных технологий, которые включают три этапа:

Система современных экологообразовательных технологий

  • Непосредственный контакт с природным объектом (чувствование), задачей которого является освоение опыта в эмоционально-перцептивной сфере, формирование положительного отношения к природному объекту.
  • Ориентировка (сбор информации), задача которого состоит в накоплении экологических представлений и овладении способами оперирования ими.
  • Активное практическое взаимодействие с природным объектом, задачей которого является освоение опыта в поведенческо-деятельностной сфере, обогащение детских видов практической экологически ориентированной деятельности, расширение опыта экологического поведения в природе.

Приведу примеры современных экологообразовательных технологий в работе с детьми.

Игровые технологии.

Игры-путешествия, в ходе которых дети посещают интересные места и в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре роль взрослого. Воспитатель или позже ребенок могут быть экскурсоводом, начальником экспедиции, заведующим фермой, лесником и пр. Именно в таких играх дети знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе.

Ролевые игры, основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности, Например: «Строительство города» может осуществляться только при соблюдении экологических норм и правил. Какие это правила – дети определяют самостоятельно (завод построить подальше от жилого массива, школу – подальше от дороги и пр.). В таких играх дети учатся заботится о своем городе и осознают существенные в нем экологические проблемы. В таких играх ежедневно может присутствовать «Волшебная палочка», картины, иллюстрации. С помощью волшебной палочки дети попадают на дно океана, в лес, в Африку. Получается виртуальная экскурсия, с помощью которой дети посещают незнакомые места, знакомятся с природой разных материков, побывают на необитаемом острове и узнают мир во всем его многообразии.

Дидактические игры: «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания), «У кого какой дом?» (об экосистемах), «Что сначала, что потом?» — о росте и развитии живых организмов заставляют ребенка мыслить, искать правильный ответ.

Игры-ребусы, игры-опыты, игры- исследования, игры-медитации: Я – солнце, я –дождь, ты – ветер, Саша – облачко, Оля – березка. Такие игры дают новые впечатления о состоянии природы и ее изменениях, формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности. В этих играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует. И опять решаются целевые ориентиры ФГОС ДО – «ребенок проявляет положительное отношение к окружающему миру, людям и себе.

Соревновательные игры— КВН, конкурсы знатоков, экологические викторины, Поле чудес стимулируют активность детей в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков.

Мультимедийные презентации, технология ИКТ — мотивируют к действию. С их помощью дети могут слушать голоса птиц, увидеть удивительные явления природы, узнать об экологических катастрофах.

Технология ТРИЗ, целью которой является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны- поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Она позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.

ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, что также является основной целью ФГОС ДО.

Разрешение противоречий в ходе ТРИЗ – ключ к творческому мышлению, выявление противоречий в объекте, явлении. Сначала объект исследуется:

— что – то в нем хорошо, а что- то плохо,

— что – то вредное, что – то мешает, а что – то нужно

Например: много зайцев — это хорошо или плохо?

— Хорошо: Хищники могут питаться ими

— Плохо: Погрызут много деревьев

— Хорошо, что в лесу будет много животных, лес не будет казаться пустым

— Плохо: Погубят посевы.

— Хорошо: Ими можно будет полюбоваться

— Плохо: Будут совершать набеги на огороды, сады. Растительность станет бедной

— Хорошо: Охотникам разрешат охотиться на зайцев

— Плохо: Зайцы от нехватки кормов станут болеть и гибнуть…

И в тоже время хорошее свойство может оказаться отрицательным: волкам будет чем питаться, но жалко зайчишек и т.д.

Технология поисково-исследовательской деятельности позволяет детям открывать новое, делать шаг в неизведанное, думать, пробовать, искать, а самое главное самовыражаться. Опыты с водой, почвой, растениями помогают ребенку найти самому ответы на вопросы как? и почему? Почему растение без воды и солнца погибает? Почему им для роста и развития нужен свет? Почему дует ветер? Здесь очень уместны проблемно-поисковые ситуации, в которых дети выстраивают гипотезы, что является основой творческого мышления. И это – одна из основных целей ФГОС ДО — умение творчески мыслить. Давайте подумаем, как птицы узнают дорогу на юг? Может по солнцу? Может по растениям? А может быть их ведут те, кто уже летал и знает дорогу? А может у птиц внутри компас?

Учеными доказано, что человеческий мозг может вместить в себя безграничное число информации. Но мы, к сожалению, не используем или не умеем использовать эту возможность.

Причин, почему так происходит много. Одна из них – неправильный метод запоминания – мы учим материал механически, зазубривая, не используем творческое мышление. Если и создаем опоры для запоминания, то записываем важную информацию в хронографической или иерархической форме, забывая про картинки, символы и цвета.

Интересную методику запоминания предлагает Тони Бьюзен – английский психолог. Это ментальные карты. Что это такое и для чего они нужны? Ментальная карта — это способ систематизации знаний с помощью схем. Уникальность этого способа в том, что он одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым, позволяя использовать в полной мере наш потенциал.

Майнд-карты– это отображение мышления с помощью древовидных схем, отражающих некоторый объект, его элементы, взаимосвязи, зависимости, основные и дополнительные характеристики, цели и задачи, направления развития и так далее.

Еще одно название этой методики – диаграмма связей. Майнд-карты — карты ума, карты памяти, мысленные карты, ментальные карты, мозговые карты, интеллект-карты, также важно практиковать в исследовательской деятельности дошкольников.

Дикие животные

Домашние животные

Лес

Работа с майнд-картами способствует развитию памяти, мышления, воображения, речи, что крайне необходимо при исследовательской деятельности.

Кроме этого, они помогают

— повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность

— развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности

— активизировать деятельность

— выявлять причины затруднений

— корректировать знания воспитанников

Следующая технология — Упражнения на обстоятельства:

Как вы думаете, почему детеныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть?

Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем?

Почему цветы имеют такую яркую окраску?

Почему зимой идет снег, а летом только дождь?

Технология экологической идентификации — отождествление себя с каким- либо природным объектом или явлением является игровым приемом «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени; Например, «Долго не было дождя, деревья и цветы стали плохо себя чувствовать? Как? Саша – ирис: «Мои цветочки начали увядать (показывает руками), листочки опадают (показывает в движении), Наташа — яблонька – наклонила свои веточки, стала сбрасывать яблочки и листочки и пр.

Метод экологической эмпатии — сопереживание и сочувствие природным объектам. Поступают жалобы от природы. Эти жалобы предлагает воспитатель или придумывают дети. Педагог зачитывает телеграмму из леса:

«Мне нужна помощь? Срочная! Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют все подряд. Зимой они сидели в земле — на два метра вглубь запрятались, а сейчас напали на деревья. Я работаю за двоих, но все равно не справляюсь: их много. Нужна срочная помощь! Передайте это детям. Ваш дятел».

И дети начинают думать, что делать? Получают представление о взаимоотношениях птиц и насекомых, об экологической роли дятла.

Предложить дятлу найти себе побольше друзей. Чем больше будет дятлов, тем быстрее они справятся с вредителями. Обработать специальными растворами деревья, объявить карантин в лесу, установить ловушки на деревьях …

Диалог с природой — метод, который нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности, что также является важной задачей ФГОС ДО. Диалоги осуществляются в различных вариантах – «секретные» ( «один на один» с природой) или «открытые» (устные обращения), вербальные и невербальные (посредством мимики и жестов, средств изобразительного искусства, музыки, танца). Задания: «Поговори с березкой, спроси у нее о ее здоровье, спроси, как ей живется, спроси, есть ли у нее какое-нибудь желание». Поговори с цветком, сделай ему комплименты, расскажи, за что ты его любишь.

Секретный разговор, как один из методов экологического воспитания.

Первый этап — прогулка в парк, где каждый ребенок выбирает себе собеседника из числа окружающих растений (дерево, цветок, веточку кустарника, травинку, листок, бутон…) и «по секрету» разговаривает с ним. Вернувшись с про-гулки, дети рассказывают друг другу о своих новых друзьях в природе. Примером такого общения может служить следующий диалог с цветком:» Я гуляла по лесу. Вдруг увидела мой любимый цветок Иван-да-марья. Этот цветок красив тем, что у него есть мои любимые цвета — фиолетовый и желтый. Я спросила его: «Что ты любишь?» Он мне ответил: «Я люблю свет, и воду. «Я спросила: «А где твой дом?» Он ответил: «Лес… «, «Жалобная книга» природы.

На первом этапе дети наблюдают за деревьями на участке и зарисовывают в книгу «жалобы», поступающие от деревьев.

Второй этап — обсуждение поступивших жалоб и ответ на них. «Что мы можем сделать, чтобы исправить положение?» ~ ответ на этот вопрос натолкнет ребят на практическую природоохранную деятельность.

Задачи-загадки на сообразительность.

В феврале в нашем дворе расцвели три ромашки и две розы.

Сколько стало цветов во дворе? (Нисколько. В феврале цветы не растут.)

-В вазе три ромашки и два тюльпана.

Сколько всего ромашек в вазе? (Три ромашки).

«Замысловатые вопросы»

Цель: развивать сообразительность и находчивость.

Игровые действия:

Воспитатель читает загадку-задачку:

Росли четыре берёзы.

На каждой берёзе –

По четыре больших ветки,

На каждой большой ветке –

По четыре маленьких ветки,

На каждой маленькой ветке –

По четыре яблока.

Сколько всего яблок?

«Что будет, если …?»

Цель: знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу.

Развивать умения делать выводы и умозаключения.

Игровые действия:

Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).

Кейс-технологии — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Предназначены для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности, направлены на развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях. Это один из основных принципов ФГОС ДО. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?».

Технология дискуссий: «Почему листочек пожелтел? Почему у тополя почки большие, а у березы маленькие? Почему у дуба листья округлой формы, а у клена острой? Почему грибы прячутся под деревьями и листьями? Цель такого кейса – совместными усилиями мини-группы проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию.

Эффективным методом расширения знаний по экологии является использование жемчужин народной мудрости — сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику, цель которых ум обогащать, и душу волновать, и не столько давать готовые ответы на поставленные вопросы, сколько развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт и предыдущие наблюдения.: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади, «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» и т.д.

Вышеперечисленные технологии направлены на формирование первичных представлений детей о природе, развитие потребности в экспериментировании, развитие познавательного интереса, любознательности, творческой активности, т.е. на развитие личностных качеств ребенка, представленных как целевые ориентиры ФГОС ДО.

Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Проблему формирования экологической культуры решаем с помощью родителей. Родители приглашаются на занятия и праздники экологического содержания, участвуют в природоохранных акциях, в создании и пополнении предметно-пространственной среды, в благоустройстве участков на территории детского сада. Родители вместе с детьми проводят эксперименты и исследования, заполняя календари природы, наблюдая за повадками животных, выращивая растения, ставя простые эксперименты с природным материалом.

На современном этапе экологическое воспитание необходимо осуществлять совместно с родителями, они первые воспитатели в жизни ребёнка. С целью выявления увлечений взрослых и детей, отношения родителей к проблеме экологического воспитания, я провожу анкетирование. В помощь родителям оформляется "Экологический стенд", где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома. Хорошей традицией в работе с родителями стало участие в конкурсах, развлечениях, выставках

Для родителей выпускаются тематические буклеты: «Правила безопасности детей на природе летом». «Всё о правильном питании детей», «Наши друзья-витамины», «Подвижные игры на прогулке», «Чистый город – наш город», проводятся консультации «Компьютер. Польза и вред для вашего ребёнка», «Экология жилища», «Как использовать компьютер для развития и обучения малышей?», «Воспитание безопасного поведения детей в природе», «Основные правила поведения в природе», «Защита от клещей. Как удалить клеща. Правила безопасности для детей», «На прогулке летом». Родительские собрания проводятся в нетрадиционных формах: семинары-практикумы, родительские лектории, семейные клубы.

Таким образом, путем создания инновационной развивающей предметно – пространственной среды с интеграцией образовательных областей в условиях ФГОС достигается главная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

А в заключении мне бы хотелось провести с вами игру, используя один из методов экологического воспитания: «Компьютерные технологии и мультимедийные презентации».

  • Игра называется «Узнай по объявлению».

С экрана дети дают объявление от лица какого-нибудь животного, а вы должны будете отгадать, от какого животного поступило объявление?

Объявление 1

Я еще маленький, но собираюсь стать большим, как мои папа и мама. Ты знаешь, что мы самые крупные хищники на земной суше, чем очень гордимся. Живем мы только на севере. Белая шуба помогает нам подкарауливать добычу, делает нас не заметными. Я очень люблю плавать. В море мы чувствуем себя, как рыба в воде! Едим и рыбу, и яйца, и то, что выбрасывает на берег море. Очень вкусная еда водится у полярников в железных баночках — сладкое густое молоко. Иногда мы не выдерживаем и тайком съедаем часть их запасов, за что они на нас сердятся.

Прости, устал писать, да и мама зовет подкрепиться, ведь, чтобы вырасти большим, нужно много всего съесть.

Объявление 2

Я выгляжу очень приятно, хотя и немного грозно. У меня золотистая шкура и замечательная грива. Гривы могут быть разными: и темными, и светлыми. У одного моего брата небольшая грива похожа на скромный воротник вокруг шеи. А вот у меня она — большая, черная и густая. Спереди она спадает на лоб, как челка, с боков окутывает шею. Шерсть топорщится даже на брюхе. Ваши человеческие ученые различают нас по разным гривам и даже разделяют нас из-за этого на какие-то «подвиды». Правда, мне не очень понятно, зачем они это делают. Мы ведь и так друг друга узнаем. Мой вес не так уж велик, вешу я всего 200 кг. Есть у нас враги и среди людей, носорогов, буйволов, бегемотов и слонов. Но мы пока со своими проблемами справляемся.

Объявление 3

Живу я в дупле, там же высиживаю своих любимых птенчиков. Крылья у меня сероватого цвета с бурым оттенком. Клюв желтоватый, а когти черные. Я очень мудрая. Давать советы — мое любимое занятие. Я очень люблю мышей, мыши — это моя слабость. Иногда приходится обходиться и лягушками, маленькими птичками, ужатами, крупными жуками. Если повезет, то и рыбку поймаю.

Птица я, как видишь, хищная. И это сразу можно определить по моему крючковатому носу. Ночью я не только отлично вижу, но и не менее хорошо слышу. Сразу узнаю, где мышка шуршит, где еще кто шевелится. Летаю я медленно, в темноте выискиваю добычу. Могу и в засаде посидеть, например, на сучке дерева. Многие считают, что я днем совсем слепой становлюсь. Имей в виду, что это не так. Кое-что я и при свете различаю, просто ночью я вижу намного лучше. Ведь птица я ночная.

Объявление 4

Я живу на Южном полюсе. Мой дом — Антарктида и соседние острова. Больше меня ты не встретишь нигде, разве только в зоопарке. Надеюсь, что туда я не попаду.

Живется нам в Антарктиде очень хорошо, просто замечательно! Мороз и ледяной ветер нам нипочем. Ведь у нас очень теплые шубки из перьев и пуха. Да и толстый-толстый слой... нет, не шоколада, а специального жира согревает наши сердца и прочие внутренности. Я и все мои многочисленные родственники питаемся рыбой, сами ловим ее в океане. Плаваем мы, как спортсмены. Любой из нас в воде чувствует себя лучше, чем на суше. Мы бываем разными? Среди нас есть и большие —королевские, и толстые — императорские. Самые маленькие и шустрые—адельки, как нас называют полярники. Так что у меня много разных родственников.

Объявление 5

Живу я в лесной стране, в зимнем лесу. В лесу обитаю и летом. Только зимой все под снегом, корма не хватает, вот и прилетаю в село, к вам, людям, поближе. Может, даже иногда под твоим окном сижу, ожидая крошек хлеба или еще чего-нибудь вкусненького. Много в селе добрых ребят, они нас, птиц, зимой подкармливают, от голода спасают. Мы им очень благодарны за это. Если вдруг кто-нибудь из ребят летом в лесу заблудится, мы его тоже подкормим, от голода спасем: принесем разных ягод, семян. Птичка я заметная, яркой окраски, перышки на спине серые, на головке — черные, а грудка, как яблоко спелое, красная.

Объявление 6

У меня замечательная шкура, с коричневыми пятнами, как будто кто-то вымазал меня в шоколаде. Между прочим, я не просто высокий, а самый высокий среди всех животных нашей планеты: расстояние от земли до моего лба — почти 5 метров! Так что ни в каком человеческом доме, ни в какой квартире я не помещусь. В моем меню — вкусные молодые побеги, бутоны акаций, мимоз. У меня очень длинный язык. Но вовсе не для того, чтобы постоянно болтать. С его помощью я могу срывать листья даже с веток, густо усеянных длинными колючками. Воды я пью мало, мне хватает и той, которая есть в листьях. Сплю я мало, в основном, ночью, но очень чутко. Главный мой враг —лев, хотя пока мне удавалось убежать от него и спрятаться. Одного я даже ударил передней ногой.

Знаешь, как он испугался! Этот царь зверей совсем не по-царски поджал хвост и убежал. И правильно сделал, ведь у меня очень сильный удар!

Объявление 7

Живу я на опушке леса, иногда посещаю дупла в стволах деревьев у земли, прячусь среди кустов. Люблю отдыхать в пустом поваленном дереве или неглубокой норке (сам норок делать не умею).

Если наступает холодная и долгая зима, то устраиваюсь в глубоких норах. С приходом тепла еды у меня прибавляется: майские жуки вылетают, гусеницы, жужелицы приползают. Я ем даже жуков-навозников. Для других зверей и птиц они ядовиты, а для меня даже приятны на вкус. Да и яд гадюки для нас не опасен. Лакомлюсь я также мышками, яйцами, птенцами и даже небольшими птицами, которые строят гнезда на земле. Просто я ем то, что мне предписано законами природы, а их нарушать нельзя никому. Корм на зиму я не запасаю, и потому проснулся очень худым и голодным. Теперь моя главная задача — как можно больше всего съесть, за лето я должен отрастить жирненькое брюшко. Хотя я и колючий, но очень добрый в душе.

Объявление 8

Свое гнездо я устроила в дупле большого дерева, обнаружить его непросто. А моя сестра соорудила другой дом — гнездо из веток деревьев, оно похоже на шар и называется гайно. У него отдельные вход и выход, чтобы можно было выскочить в случае опасности. Есть у меня и кладовая, где собраны самые главные запасы: сухие грибы, шишки, орехи и прочие вкусные и питательные продукты. Цвет моей шубки меняется. Моя зимняя шуба другого цвета, чем летняя. Меняю я свою одежду, чтобы быть незаметнее в лесу. Я отлично лазаю по деревьям и прыгаю с ветки на ветку (вот недавно пришлось спрыгнуть с самой вершины дерева на землю.) Помогает мне в этом мой замечательный, пушистый хвост, который не хуже парашюта.

Объявление 9

Мы такие красивые, яркие, мой основной окрас крылышек – желтый. На них черные узоры, около тела и на краях крыльев. Узоры в виде полосок и пятнышек. На задних крылышках у меня есть хвостики, длиной до 10 мм. Питаюсь я цветочным нектаром. А вот моя гусеница питается морковью, тмином, диким укропом. Я почти все время в полете, даже садясь на цветок, чтобы поесть. Встретится мы можем летом. Я обитаю на цветущих лугах и могу прилететь в цветущий сад, который находится около твоего дома!

Объявление 10

Я небольшого размера и очень хорошо дружу с человеком. У нас масса достоинств: подражание человеческой речи, пение, красивое оперение, интеллект. Со мной всегда интересно, я могу играть с игрушками (зеркало, лесенка, колокольчик и другие), могу подражать пению птиц и речи человека. Так же я являюсь любимым домашним питомцем. Люди с удовольствием покупают нас для своих детей. Кормить нас надо зерновой смесью. В состав зерновой смеси должна входить овсяная крупа, или овес, просо. А еще мы любим овощи и фрукты, вареные куриные яйца, нежирный творог.

Объявление 11

Я из семейства кошачьих. От моих многочисленных кошачьих родственников меня отличают очень короткие лапы, симпатичные кисточки на ушах и круглые зрачки. Я очень ловка, прекрасно лазаю по деревьям и ничуть не хуже бегаю по земле. К тому же я плаваю отменно. Охочусь обычно на зайцев, но иногда (если зайцев поблизости нет, а кушать очень хочется) нападаю и на лосей, и на диких молодых свиней. Добычу подстерегаю в засаде. От морозов (а они в наших таежных краях бывают очень сильными!) меня спасает густая шерсть. А широкие мохнатые лапы помогают передвигаться по снегу. Живу я, как и многие мои родственники, в лесной чаще. Людей здесь почти не бывает. Ведь люди долго называли нас «вредными», зато мех наш — «полезным». Вот и осталось сейчас на белом свете нас не так уж много.

Объявление 12

Мы — грациозные, ловкие и очень красивые животные. Как и все кошачьи хищники, мы охотимся из засады, точно и далеко прыгаем. Мы очень любим воду мы не только пьем, но и умываемся, как домашние кошки. Увидеть в природе меня непросто. Я хорошо маскируюсь, к тому же я чуткий и осторожный зверь. А иначе, как уберечься от своего главного врага — человека? Мы очень похожи на больших домашних кошек, особенно черных. Ведь я, — всего лишь разновидность леопарда с очень темной шкурой. Даже в одной леопардовой семье иногда рождаются три котенка желтые с черными пятнами, а один — черный, как сажа.

Объявление 13

Мы отличаемся друг от друга размером, формой тела и окраской. Некоторые (карликовые) могли бы поместиться у тебя на ладони. Зато другие бывают величиной с автобус. Самая опасная – это Белая. Китовая — самая большая рыба в мире. Она отличается спокойным нравом. Многие украшены пятнышками, полосками или волнистыми узорами. Это Леопардовая, Австралийская пятнистая, Зебровая и другие. У нас есть друзья. Рыбы-лоцманы следуют за нами, подбирая остатки пищи, которую мы не доели. Рыбы-прилипалы прикрепляются к нашей спине особой присоской и путешествуют вместе с нами по просторам океана. Надеюсь, когда-нибудь ты будешь путешествовать по океану и узнаешь меня. Но будь осторожен!

Объявление 14

Я живу в Австралии, в лесу, где растут большие эвкалиптовые деревья. Я ем только листья эвкалипта и практически ничего не пью. Больше всего мне нравится сидеть на дереве или, в крайнем случае, неторопливо лазить по веткам. Хочу рассказать об еще одной своей особенности. Нас называют сумчатыми медведями, потому что на животе у мамы есть сумка. В этой сумке она носит маленького кенгуренка до тех пор, пока он не вырастет.

Заключение

В процессе работы были замечены такие изменения: дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природы, а также эмоциональная реакция на пагубное влияние человека на природу, появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природы, появился интерес к природе своего города, республики.

Таким образом, видно, что данные формы и методы экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективны. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.

Таким образом, можно сделать вывод, что одним из важнейших условий реализации задач экологического образования дошкольников является правильная организация и экологизация развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует познавательному развитию ребенка; эколого-эстетическому развитию; формированию экологически грамотного поведения; экологизации разных видов деятельности.

Используемая литература

  1. Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14. 11. 2013 № 30384) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html
  2. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Изд-во педагогического общества России, 2011. _ С.79.
  3. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. — М.: АРКТИ, 2004. — 320с.
  4. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 171.
  5. Николаева, С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов до школьных учреждений. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005 г.
  6. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду//Первое сентября. — 2005. — № 17. — С.11-15.
  7. Танцырева Л. А. Метод проектов как инновационный способ экологического воспитания дошкольников [Текст] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 122–125. – ISBN 978-5-906626-69-1.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 4 (366) выйдет
9 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год