Тематическое развлечение экологической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Мы – друзья природы» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Романченко Татьяна Владимировна | |||
04.02.2025 17:54 | |||
Тематическое развлечение экологической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Мы – друзья природы» муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Катичская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. А. Курганского» Отделение Брянск Новозыбковский район, г. Брянск с. Катичи, Подготовила: воспитатель Романченко Татьяна Владимировна 2025 Введение: Данное мероприятие в рамках одной темы решает разные задачи развития детей, и строится на разных видах деятельности. Такие тематические развлечения можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками. Во всех случаях они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено в мероприятии.
В рамках мероприятия с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы предусматривается разносторонняя деятельность, которая способствует формированию экологической культуры и культуры природолюбия, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры. Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития. Природолюбие помогает осознать, что каждый человек является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды. Актуальность: Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Это нужно начинать в детском саду – первом звене системы непрерывного образования, т.к. именно в дошкольном возрасте у ребенка начинают складываться такие формы чувственного познания природы, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его взрослой жизни. Велико значение природы для воспитания всей гаммы человеческих чувств: чувства прекрасного, чувства доброты и сострадания к более слабым и солидарности со всей жизнью на планете. Для воспитания сознательного отношения к природе дошкольникам мало одного эмоционального восприятия, им также необходимы знания о природе, о роли человека в ней, поэтому свою работу строю на принципах развивающего обучения. Дети получают экологические знания и навыки не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных, музыкальных и других занятиях. Процесс воспитания начал экологической культуры должен быть интересным, насыщенным, эстетически развивающим, максимально приближенным к объектам живой и неживой природы, что позволить воспитать социально-активных, творческих личностей, способных понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Сценарий праздника разработан для детей старшего дошкольного возраста, проводится в игровой форме (дидактические игры, загадки, подвижные игры). Методическая разработка может быть полезна воспитателям для повышения интереса к проблемам экологии. Сценарий праздника «Мы – друзья природы» Цель: Воспитывать у детей начало экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение и природолюбие к окружающей социальной и природной среде. Формирование у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе, как не возобновляемому, жизненно важному ресурсу. Задачи:
Действующие лица: «Шалун» — ребенок подготовительной группы в образе сказочного героя; «Умница» — ребенок подготовительной группы в образе сказочного героя; «Тихоня» — ребенок подготовительной группы в образе сказочного героя; «Елочка» — ребенок подготовительной группы в образе сказочного героя; Ведущий – воспитатель; «Хозяйка Леса» — взрослый. Оформление: на центральной стене зала – аппликация «Весенний лес»: деревья, летящие птицы, под елкой сидят зайцы. Вдоль боковых стен расставлены объёмные деревья: березы, ивы, дубы, клены. Музыкальное сопровождение: аудиозапись пения птиц, «Танец Бабочек» Музыка М. Картушиной, слова Н.Френкель, М. Картушиной, «Лесная песенка» автор неизвестен. Оборудование: костюмы эколят, музыкальный центр, ноутбук, листочки деревьев разных пород, 4 корзинки, муляжи грибов, картинки лесных животных, 2 гимнастических обруча, мел, большие цветы из бумаги. Предварительная работа:
- подготовка декораций для оформления зала к развлечению. Интеграция образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие. Ход. Ведущий: В гармонии с природой и с собою На свете чтобы жили малыши, Воспитывайте в детях, берегите, Храните экологию души! (Н. Луконина.) Здравствуйте, ребята! Мы очень рады вас видеть на нашем празднике, «Мы – друзья природы». Вы наверно все в догадках, почему у нас такой необычный праздник? Сегодня речь мы поведём о том, Что вся Земля — наш общий дом, Где мы с рождения живём. Ещё о том пойдёт сегодня речь, Что мы наш дом должны беречь. (обращается к детям) Как вы думаете, можем ли мы сделать чистой всю нашу планету? Дети. Всю планету чистой мы сделать не можем. Она очень большая. Ведущий. Можем ли мы сделать чистыми двор, в котором живём, улицу, по которой гуляем, территорию нашего детского сада? Что для этого надо делать? Дети. Не бросать мусор, а убирать его. Не ломать ветки, а сажать кусты и деревья. Не рвать цветы, а выращивать и поливать их. Не пугать птиц, а подкармливать их, мастерить для них домики. Ведущий. Правильно ребята. Если каждый будет выполнять эти нехитрые правила, наш родной город станет чистым и красивым. Ребята вы слышите, кто-то к нам на праздник идет (входит хозяйка леса) Хозяйка леса. Я пришла вас навестить, В гости к другу пригласить. В свое волшебное царство, Зеленое государство. В царстве моем есть и звери, и птицы, Дятел и крот, есть лиса и синица. Есть комары, муравьи, соловьи. Лес – украшение нашей земли! Дружат все: птицы, цветы и зверье, Очень богатое царство мое! Здравствуйте, ребята! Вы догадались кто я? Я хозяйка леса и сегодня я вас приглашаю к себе в гости. Я вас познакомлю с некоторыми обитателями своего царства, и может вы узнаете, что-то новое о них. Я приготовила загадки, задачки о лесе. Думаю, что вы не заскучаете. Но вначале я хочу узнать, умеете ли вы вести себя в лесу? Кто мне расскажет правила поведения в лесу? Дети старшей группы читают стихотворение «Лесные правила» Ребенок 1. Если в лес пришел гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай, Ребенок 2. Что в лесу нельзя шуметь: Даже очень громко петь. Испугаются зверушки, Убегут с лесной опушки. Ребенок 3. Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать! Ребенок 4. Из рогатки – не стрелять: Ты пришел не убивать! Бабочки пускай летают, Ну кому они мешают? Ребенок 5. Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу – всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось. Ребенок 6. Их покой побереги, Ведь они нам – не враги! Муравейник не топчи, Помоги лесным зверушкам, Ребенок 7. Приготовь для них кормушки. И тогда любой зверек – Будь то ласка иль хорек, Еж лесной, речная рыба – Все вместе: Скажет: «Ты – мой друг! Тебе – спасибо!» Хозяйка леса. Молодцы. Я с удовольствием приглашаю таких хороших ребят к себе в гости. Ведущий. Возьмемся за руки, друзья, И по тропе лесной Отправимся туда, где лес Манит своей листвой! Принимай-ка лес, гостей, Доброй песней нас согрей! «Лесная песенка» автор не известен Золотило солнышко лес, лес Муравей на дерево влез, влез Дятлы – долгоносики тук-тук-тук Всюду, всюду слышится стук, стук, стук Тук-тук-тук-тук-тук-тук Тук-тук-тук-тук-тук-тук Тук-тук, тук-тук-тук-тук-тук-тук Мотылек на веточку сел, сел А скворец на елочке пел, пел Услыхал ту песенку толстый жук Зажужжал он весело жу-жу-жу Жу-жу-жу-жу-жу-жу Жу-жу-жу-жу-жу-жу Жу-жу, жу-жу-жу-жу-жу-жу Полюбилась песенка всем, всем Мы запели песенку все, все Каблучками топаем топ, топ, топ И в ладоши хлопаем хлоп-хлоп-хлоп Топ топ-топ-топ-топ-топ Топ топ-топ-топ-топ-топ Топ топ, топ-топ-топ-топ-топ-топ Дети садятся на стульчики и замечают среди деревьев сказочного героя Тихоню. Тихоня рассматривает и поглаживает стволы деревьев. В кармане листочки разных деревьев для игры «На листочек посмотри, какому дереву принадлежит, назови» Хозяйка леса. Вот мы с вами и в лесу. Мой помощник Тихоня ухаживает за главными жителями леса – деревьями. Здравствуй, Тихоня. В наш лес пришли гости ребята, воспитанники детского сада. Тихоня. Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать к нам в гости. Дети. Здравствуй, Тихоня. Тихоня. Ребята, давайте с вами поиграем в игру «На листочек посмотри, какому дереву принадлежит, назови». Тихоня показывает листочки деревьев, а дети называют к какому дереву они принадлежат: дуб, береза, клен, липа, каштан, ива, тополь, ясень, рябина, осина. Хозяйка леса. Молодцы, ребята. Тихоня. Спасибо, ребята за интересную игру. Мне пора уходить, еще много деревьев нужно осмотреть. До свидания! Хозяйка леса. Отправляемся с вами дальше. Что же еще в лесу у меня живет? Дети. Грибы! Хозяйка леса. Правильно. А какие грибы вы знаете? Дети. Белый гриб, подосиновик, подберезовик, лисички, опята, масленок, рыжик, сыроежка, шампиньон, груздь, поганка, мухомор. Выбегает Умница с корзинками. Хозяйка леса. Здравствуй, Умница! Умница. Здравствуйте. Я тут услышала знакомые названия грибов. Пришла посмотреть кто же столько грибов знает? Хозяйка леса. В наш лес пришли гости, ребята, воспитанники детского сада. Умница. Как здорово! У меня как раз для вас есть игра – эстафета «Съедобный грибочек». Ведущий. Ребята, давайте разделимся на две команды. Расставить корзины с муляжами грибов на расстоянии от участников, пустые корзины поставить возле команд. Умница. Участники каждой команды по очереди подбегают к корзинке, выбирают там муляж съедобного гриба и несут в корзинку своей команды. Побеждает та команда, которая первая наберет корзинку съедобных грибов. Игра продолжает до тех пор, пока последний участник принесет гриб. Хозяйка леса. Молодцы, ребята. Как дружно и слажено вы собрали грибы. Умница. Как здорово! Победила дружба. Мне очень приятно, что ребята знают так много съедобных грибов. Мне пора. До свидания! Хозяйка леса. Отправляемся с вами дальше. Кто же еще в лесу у меня живет? Дети. Животные и птицы. Хозяйка леса. Правильно. Назовите лесных животных. Дети. Волк, лиса, кабан, медведь, белка, заяц, лось, рысь. Приходит Елочка, в руках картинки лесных животных. Хозяйка леса. Здравствуй, Елочка! Елочка. Здравствуйте. Хозяйка леса. В наш лес пришли гости, ребята, воспитанники детского сада. Елочка. Как интересно, у меня для вас есть игра «Домики». Елочка рассказывает про домик животного, а дети отгадывают. Ответ Елочка показывает картинкой. Елочка. Ребята, узнаете ли вы по описанию домика животное, которое в нем живет? 1. У этих животных дома нет. Они рождаются прямо на траве. Летом, затаившись, сидят под кустом. Зимой – в снежной ямке. Дети. Зайцы 2. Они живут большими семьями – колониями. Все вместе строят огромный дом из хвоинок, стебельков. В нём множество ходов и камер. Дети. Муравьи 3. Эти звери сидят под открытым небом. Нору-логово устраивают только для выведения потомства. Дети. Волки 4. У этого зверька гнездо круглое, построено из прутьев, стены изнутри выстланы мягким мхом, лишайником и шерстью. Иногда зверёк устраивает своё жилище в дуплах деревьев. Дети. Белка 5. Этот зверь бродит летом по лесу. Постоянный дом сооружает лишь на зиму. Берлогу – яму, выкопанную под корнями деревьев, – выстилает травой, сухим папоротником. Дети. Медведь Елочка. Молодцы, ребята. Все правильно ответили. Ну, а мне пора. До свидания! Хозяйка леса. Вижу, знаниями богаты я ответам вашим рада. Отправляемся дальше. В деревьях Шалун играет с гимнастическим обручем. Ведущий. Ребята, а кто это там за деревьями? Хозяйка леса. Это Шалун. Мой помощник и озорник. Он любит веселые игры, которых знает великое множество. Здравствуй Шалун! Шалун. Здравствуйте. А я тут игру придумал. Хозяйка леса. Очень интересно. У нас как раз гости, ребята из детского сада. Шалун. Ребята, хотите поиграть? Дети. Да! Шалун. Игра называется «Дед Мазай и зайцы» Ведущий. Ребята, давайте разделимся на две команды и выберем капитанов. С одной стороны площадки очерчивается один, общий, «берег». На нём находятся зайцы. На противоположной стороне чертятся два круга-островка. Из числа игроков выбираются спасатели (Дедушки Мазаи). Каждый стоит на своём островке, в руках у них обручи ( «лодки», в которых они будут перевозить «зайцев»). По сигналу спасатели бегут к «зайцам», набрасывают на одного из них обруч и перевозят на свой островок. Игра заканчивается, когда все «зайцы» будут спасены. По количеству спасённых определяется лучший из спасателей. Шалун. Вот это веселье! Всех зайцев спасли! Молодцы, ребята. А я пойду еще игры вам придумывать. До свидания! Хозяйка леса. Наше путешествие подходит к концу. Ведущий. Ребята, отблагодарим Хозяйку леса красивым танцем. Девочки старшей группы танцуют «Танец бабочек» «Танец Бабочек» Музыка М. Картушиной, слова Н.Френкель, М. Картушиной. На полу разложены большие цветы. Девочки – «бабочки» сидят вокруг них, опустившись на одно колено, наклонив вниз голову и опустив руки ( «бабочки спят»). Вступление «Бабочки просыпаются» (поднимают голову и медленно поднимают и опускают руки). 1. Золотые усики, По очереди поднимают и опускают руки. Глазки, словно бусинки, Крылья расписные – Мы бабочки лесные! Проигрыш Встают и медленно кружатся, плавно взмахивая руками – «крыльями» 2. Хоботки точеные, Девочки бегут на носочках по большому кругу Лапки золоченые, вокруг всех цветков. Крылья расписные – Мы бабочки лесные! Проигрыш Собираются в центре зала и образуют «звездочку». 3. На лугу летаем, Подбегают к своим цветкам, наклоняются, отводя Кружимся, порхаем, руки назад, и быстро переступают с ноги на ногу. Крылья расписные – Мы бабочки лесные! Проигрыш Кружатся и в конце опускаются на одно колено около цветка. Хозяйка леса. Как же вы меня сегодня порадовали. Какие вы молодцы. Я тоже хочу вас порадовать. Хочу вас угостить лесными дарами. Лесными ягодками, яблочками и орехами. Угощайтесь. Хозяйка Леса угощает детей конфетами и яблоками. Уходит. Воспитатель. Пусть Земля родная наша Год от года будет краше. Мы не гости на планете, Помните об этом, дети. Научитесь мир беречь! Счастья вам! До новых встреч! Используемая литература:
Подготовила: воспитатель Романченко Татьяна Владимировна муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Катичская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. А. Курганского»
|