Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Тематическое развлечение экологической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Мы – друзья природы»
Занятия по Экологии
Автор: Романченко Татьяна Владимировна   
04.02.2025 17:54

Тематическое развлечение экологической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Мы – друзья природы»Тематическое развлечение экологической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Мы – друзья природы»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Катичская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. А. Курганского»

Отделение Брянск Новозыбковский район, г. Брянск с. Катичи,

Подготовила: воспитатель Романченко Татьяна Владимировна 2025

Введение:

Данное мероприятие в рамках одной темы решает разные задачи развития детей, и строится на разных видах деятельности. Такие тематические развлечения можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками. Во всех случаях они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено в мероприятии.

 

В рамках мероприятия с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы предусматривается разносторонняя деятельность, которая способствует формированию экологической культуры и культуры природолюбия, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития.

Природолюбие помогает осознать, что каждый человек является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.

Актуальность: Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Это нужно начинать в детском саду – первом звене системы непрерывного образования, т.к. именно в дошкольном возрасте у ребенка начинают складываться такие формы чувственного познания природы, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его взрослой жизни. Велико значение природы для воспитания всей гаммы человеческих чувств: чувства прекрасного, чувства доброты и сострадания к более слабым и солидарности со всей жизнью на планете. Для воспитания сознательного отношения к природе дошкольникам мало одного эмоционального восприятия, им также необходимы знания о природе, о роли человека в ней, поэтому свою работу строю на принципах развивающего обучения. Дети получают экологические знания и навыки не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных, музыкальных и других занятиях. Процесс воспитания начал экологической культуры должен быть интересным, насыщенным, эстетически развивающим, максимально приближенным к объектам живой и неживой природы, что позволить воспитать социально-активных, творческих личностей, способных понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Сценарий праздника разработан для детей старшего дошкольного возраста, проводится в игровой форме (дидактические игры, загадки, подвижные игры). Методическая разработка может быть полезна воспитателям для повышения интереса к проблемам экологии.

Сценарий праздника «Мы – друзья природы»

Цель: Воспитывать у детей начало экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение и природолюбие к окружающей социальной и природной среде.

Формирование у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе, как не возобновляемому, жизненно важному ресурсу.

Задачи:

  1. Формировать экологическое мышление; расширять и уточнять экологические знания.
  2. Формировать представления о некоторых экологических проблемах.
  3. Учить правилам поведения в лесу; формировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.
  4. Развивать познавательный интерес к миру природы, развивать логическое мышление, внимание, умение делать простые выводы, умозаключения.
  5. Воспитывать у детей природоохранное поведение; ответственное, гуманное, бережное, эмоционально-положительное отношение к природе.

Действующие лица:

«Шалун» — ребенок подготовительной группы в образе сказочного героя;

«Умница» — ребенок подготовительной группы в образе сказочного героя;

«Тихоня» — ребенок подготовительной группы в образе сказочного героя;

«Елочка» — ребенок подготовительной группы в образе сказочного героя;

Ведущий – воспитатель; «Хозяйка Леса» — взрослый.

Оформление: на центральной стене зала – аппликация «Весенний лес»: деревья, летящие птицы, под елкой сидят зайцы. Вдоль боковых стен расставлены объёмные деревья: березы, ивы, дубы, клены.

Музыкальное сопровождение: аудиозапись пения птиц, «Танец Бабочек»

Музыка М. Картушиной, слова Н.Френкель, М. Картушиной, «Лесная песенка» автор неизвестен.

Оборудование: костюмы эколят, музыкальный центр, ноутбук, листочки деревьев разных пород, 4 корзинки, муляжи грибов, картинки лесных животных, 2 гимнастических обруча, мел, большие цветы из бумаги.

Предварительная работа:

  • создание костюмов «Эколят», хозяйки леса
  • знакомство детей с «Азбукой Природолюбия»
  • подготовка музыкального сопровождения для развлечения
  • просмотр видеоролика про Эколят – молодых защитников Природы

- подготовка декораций для оформления зала к развлечению.

Интеграция образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Ход.

Ведущий:

В гармонии с природой и с собою

На свете чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души! (Н. Луконина.)

Здравствуйте, ребята! Мы очень рады вас видеть на нашем празднике, «Мы – друзья природы». Вы наверно все в догадках, почему у нас такой необычный праздник?

Сегодня речь мы поведём о том,

Что вся Земля — наш общий дом,

Где мы с рождения живём.

Ещё о том пойдёт сегодня речь,

Что мы наш дом должны беречь.

(обращается к детям) Как вы думаете, можем ли мы сделать чистой всю нашу планету?

Дети. Всю планету чистой мы сделать не можем. Она очень большая.

Ведущий. Можем ли мы сделать чистыми двор, в котором живём, улицу, по которой гуляем, территорию нашего детского сада? Что для этого надо делать?

Дети. Не бросать мусор, а убирать его. Не ломать ветки, а сажать кусты и деревья. Не рвать цветы, а выращивать и поливать их. Не пугать птиц, а подкармливать их, мастерить для них домики.

Ведущий. Правильно ребята. Если каждый будет выполнять эти нехитрые правила, наш родной город станет чистым и красивым.

Ребята вы слышите, кто-то к нам на праздник идет (входит хозяйка леса)

Хозяйка леса.

Я пришла вас навестить,

В гости к другу пригласить.

В свое волшебное царство,

Зеленое государство.

В царстве моем есть и звери, и птицы,

Дятел и крот, есть лиса и синица.

Есть комары, муравьи, соловьи.

Лес – украшение нашей земли!

Дружат все: птицы, цветы и зверье,

Очень богатое царство мое!

Здравствуйте, ребята! Вы догадались кто я?

Я хозяйка леса и сегодня я вас приглашаю к себе в гости. Я вас познакомлю с некоторыми обитателями своего царства, и может вы узнаете, что-то новое о них. Я приготовила загадки, задачки о лесе. Думаю, что вы не заскучаете. Но вначале я хочу узнать, умеете ли вы вести себя в лесу? Кто мне расскажет правила поведения в лесу?

Дети старшей группы читают стихотворение «Лесные правила»

Ребенок 1.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Ребенок 2.

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ребенок 3.

Ветки дуба не ломай.

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Ребенок 4.

Из рогатки – не стрелять:

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Ребенок 5.

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Ребенок 6.

Их покой побереги,

Ведь они нам – не враги!

Муравейник не топчи,

Помоги лесным зверушкам,

Ребенок 7.

Приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверек –

Будь то ласка иль хорек,

Еж лесной, речная рыба –

Все вместе:

Скажет: «Ты – мой друг!

Тебе – спасибо!»

Хозяйка леса. Молодцы. Я с удовольствием приглашаю таких хороших ребят к себе в гости.

Ведущий. Возьмемся за руки, друзья,

И по тропе лесной

Отправимся туда, где лес

Манит своей листвой!

Принимай-ка лес, гостей, Доброй песней нас согрей!

«Лесная песенка» автор не известен

Золотило солнышко лес, лес

Муравей на дерево влез, влез

Дятлы – долгоносики тук-тук-тук

Всюду, всюду слышится стук, стук, стук

Тук-тук-тук-тук-тук-тук

Тук-тук-тук-тук-тук-тук

Тук-тук, тук-тук-тук-тук-тук-тук

Мотылек на веточку сел, сел

А скворец на елочке пел, пел

Услыхал ту песенку толстый жук

Зажужжал он весело жу-жу-жу

Жу-жу-жу-жу-жу-жу

Жу-жу-жу-жу-жу-жу

Жу-жу, жу-жу-жу-жу-жу-жу

Полюбилась песенка всем, всем

Мы запели песенку все, все

Каблучками топаем топ, топ, топ

И в ладоши хлопаем хлоп-хлоп-хлоп

Топ топ-топ-топ-топ-топ

Топ топ-топ-топ-топ-топ

Топ топ, топ-топ-топ-топ-топ-топ

Дети садятся на стульчики и замечают среди деревьев сказочного героя Тихоню.

Тихоня рассматривает и поглаживает стволы деревьев. В кармане листочки разных деревьев для игры «На листочек посмотри, какому дереву принадлежит, назови»

Хозяйка леса. Вот мы с вами и в лесу. Мой помощник Тихоня ухаживает за главными жителями леса – деревьями. Здравствуй, Тихоня. В наш лес пришли гости ребята, воспитанники детского сада.

Тихоня. Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать к нам в гости.

Дети. Здравствуй, Тихоня.

Тихоня. Ребята, давайте с вами поиграем в игру «На листочек посмотри, какому дереву принадлежит, назови».

Тихоня показывает листочки деревьев, а дети называют к какому дереву они принадлежат: дуб, береза, клен, липа, каштан, ива, тополь, ясень, рябина, осина.

Хозяйка леса. Молодцы, ребята.

Тихоня. Спасибо, ребята за интересную игру. Мне пора уходить, еще много деревьев нужно осмотреть. До свидания!

Хозяйка леса. Отправляемся с вами дальше. Что же еще в лесу у меня живет?

Дети. Грибы!

Хозяйка леса. Правильно. А какие грибы вы знаете?

Дети. Белый гриб, подосиновик, подберезовик, лисички, опята, масленок, рыжик, сыроежка, шампиньон, груздь, поганка, мухомор.

Выбегает Умница с корзинками.

Хозяйка леса. Здравствуй, Умница!

Умница. Здравствуйте. Я тут услышала знакомые названия грибов. Пришла посмотреть кто же столько грибов знает?

Хозяйка леса. В наш лес пришли гости, ребята, воспитанники детского сада.

Умница. Как здорово! У меня как раз для вас есть игра – эстафета «Съедобный грибочек».

Ведущий. Ребята, давайте разделимся на две команды.

Расставить корзины с муляжами грибов на расстоянии от участников, пустые корзины поставить возле команд.

Умница. Участники каждой команды по очереди подбегают к корзинке, выбирают там муляж съедобного гриба и несут в корзинку своей команды. Побеждает та команда, которая первая наберет корзинку съедобных грибов.

Игра продолжает до тех пор, пока последний участник принесет гриб.

Хозяйка леса. Молодцы, ребята. Как дружно и слажено вы собрали грибы.

Умница. Как здорово! Победила дружба. Мне очень приятно, что ребята знают так много съедобных грибов. Мне пора. До свидания!

Хозяйка леса. Отправляемся с вами дальше. Кто же еще в лесу у меня живет?

Дети. Животные и птицы.

Хозяйка леса. Правильно. Назовите лесных животных.

Дети. Волк, лиса, кабан, медведь, белка, заяц, лось, рысь.

Приходит Елочка, в руках картинки лесных животных.

Хозяйка леса. Здравствуй, Елочка!

Елочка. Здравствуйте.

Хозяйка леса. В наш лес пришли гости, ребята, воспитанники детского сада.

Елочка. Как интересно, у меня для вас есть игра «Домики».

Елочка рассказывает про домик животного, а дети отгадывают. Ответ Елочка показывает картинкой.

Елочка. Ребята, узнаете ли вы по описанию домика животное, которое в нем живет?

1. У этих животных дома нет. Они рождаются прямо на траве. Летом, затаившись, сидят под кустом. Зимой – в снежной ямке.

Дети. Зайцы

2. Они живут большими семьями – колониями. Все вместе строят огромный дом из хвоинок, стебельков. В нём множество ходов и камер.

Дети. Муравьи

3. Эти звери сидят под открытым небом. Нору-логово устраивают только для выведения потомства.

Дети. Волки

4. У этого зверька гнездо круглое, построено из прутьев, стены изнутри выстланы мягким мхом, лишайником и шерстью. Иногда зверёк устраивает своё жилище в дуплах деревьев.

Дети. Белка

5. Этот зверь бродит летом по лесу. Постоянный дом сооружает лишь на зиму. Берлогу – яму, выкопанную под корнями деревьев, – выстилает травой, сухим папоротником.

Дети. Медведь

Елочка. Молодцы, ребята. Все правильно ответили. Ну, а мне пора. До свидания!

Хозяйка леса. Вижу, знаниями богаты я ответам вашим рада. Отправляемся дальше.

В деревьях Шалун играет с гимнастическим обручем.

Ведущий. Ребята, а кто это там за деревьями?

Хозяйка леса. Это Шалун. Мой помощник и озорник. Он любит веселые игры, которых знает великое множество. Здравствуй Шалун!

Шалун. Здравствуйте. А я тут игру придумал.

Хозяйка леса. Очень интересно. У нас как раз гости, ребята из детского сада.

Шалун. Ребята, хотите поиграть?

Дети. Да!

Шалун. Игра называется «Дед Мазай и зайцы»

Ведущий. Ребята, давайте разделимся на две команды и выберем капитанов.

С одной стороны площадки очерчивается один, общий, «берег». На нём находятся зайцы. На противоположной стороне чертятся два круга-островка. Из числа игроков выбираются спасатели (Дедушки Мазаи). Каждый стоит на своём островке, в руках у них обручи ( «лодки», в которых они будут перевозить «зайцев»). По сигналу спасатели бегут к «зайцам», набрасывают на одного из них обруч и перевозят на свой островок. Игра заканчивается, когда все «зайцы» будут спасены. По количеству спасённых определяется лучший из спасателей.

Шалун. Вот это веселье! Всех зайцев спасли! Молодцы, ребята. А я пойду еще игры вам придумывать. До свидания!

Хозяйка леса. Наше путешествие подходит к концу.

Ведущий. Ребята, отблагодарим Хозяйку леса красивым танцем.

Девочки старшей группы танцуют «Танец бабочек»

«Танец Бабочек»

Музыка М. Картушиной, слова Н.Френкель, М. Картушиной.

На полу разложены большие цветы. Девочки – «бабочки» сидят вокруг них, опустившись на одно колено, наклонив вниз голову и опустив руки ( «бабочки спят»).

Вступление

«Бабочки просыпаются» (поднимают голову и медленно поднимают и опускают руки).

1. Золотые усики, По очереди поднимают и опускают руки.

Глазки, словно бусинки,

Крылья расписные –

Мы бабочки лесные!

Проигрыш Встают и медленно кружатся, плавно взмахивая руками – «крыльями»

2. Хоботки точеные, Девочки бегут на носочках по большому кругу

Лапки золоченые, вокруг всех цветков.

Крылья расписные –

Мы бабочки лесные!

Проигрыш Собираются в центре зала и образуют «звездочку».

3. На лугу летаем, Подбегают к своим цветкам, наклоняются, отводя

Кружимся, порхаем, руки назад, и быстро переступают с ноги на ногу.

Крылья расписные –

Мы бабочки лесные!

Проигрыш Кружатся и в конце опускаются на одно колено около цветка.

Хозяйка леса. Как же вы меня сегодня порадовали. Какие вы молодцы. Я тоже хочу вас порадовать. Хочу вас угостить лесными дарами. Лесными ягодками, яблочками и орехами. Угощайтесь.

Хозяйка Леса угощает детей конфетами и яблоками. Уходит.

Воспитатель.

Пусть Земля родная наша

Год от года будет краше.

Мы не гости на планете,

Помните об этом, дети.

Научитесь мир беречь! Счастья вам! До новых встреч!

Используемая литература:

  1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2006.
  2. Картушина М. Ю. Праздники в детском саду. – Москва: Скрипторий 2003, 2008.
  3. Горькова Л. Г., Обухова Л. А., Петелин А. С. Праздники и развлечения в детском саду. – Москва: ВАКО, 2004.
  4. https: //kladraz. ru/blogs/blog10975/scenarii-yekologicheskogo-prazdnika-vse-yeto-nazyvaetsja-priroda. html
  5. https: //bikadorova-zhukdou6. edumsko. ru/folders/post/2523298
  6. https://www. maam. ru/detskijsad/podvizhnye-igry-s-yekologicheskim-soderzhaniem-dlja-detei-starshego-doshk-vozrasta. html

Подготовила: воспитатель

Романченко Татьяна Владимировна

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Катичская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза И. А. Курганского»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 4 (366) выйдет
9 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год