Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Природа Земли»
Занятия по Экологии
Автор: Шашерина Ирина Александровна Рязанова Анна Валерьевна   
01.09.2025 06:11

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Природа Земли»Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Природа Земли»

Цель: создание благоприятных условий для формирования у дошкольников знаний о природе планеты Земля.

Задачи:

Обучающие:

  • расширить представления воспитанников о природных явлениях
  • учить проводить опыты по инструкции педагога
  • учить выделять определённый звук в словах
  • учить составлять синквейн.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес
  • развивать память, внимание, мышление, воображение
  • развивать умение детей включаться в коллективное исследование и обсуждение
  • поддерживать стремление к наблюдениям за природными явлениями
  • развивать самостоятельность и инициативу.

 

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к планете Земля
  • воспитывать эстетическое восприятие природы
  • воспитывать чувство взаимопомощи.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, технология модерации, ИКТ, экспериментирование, синквейн.

Оборудование и материалы: будильник, клубок ниток, Лунтик (игрушка), мяч, диск и фонарик, макет вулкана из пластилина, вода с лимонной кислотой, красная краска, сода, ложка, музыкальная колонка, цветные карандаши, пазл, кубики, фартуки, очки, клеенки.

Демонстрационный материал: распечатанные приложения.

Ход.

(В помещении звенит будильник).

Воспитатель:

Будильник наш громко звенит и поёт,

Скорей всех ребят он в кружочек зовёт.

-Друзья, я позвала вас в круг, чтобы вместе поиграть. Но сначала нам необходимо поздороваться друг с другом.

Игра «Давайте поздороваемся».

(Дети по сигналу хаотично двигаются по группе и здороваются со всеми, кто встречается на их пути определённым образом).

Воспитатель: Передвигаемся в любом направлении и выполняем определенные действия.

Один хлопок- здороваемся за руку.

Два хлопка — здороваемся плечиками.

Три хлопка — здороваемся спинками.

(Дети играют в игру. В конце игры педагог обращает внимание детей на распустившийся клубок ниток).

Воспитатель: Ребята, волшебный клубок распустил свою ниточку. Я предполагаю, что она приведёт нас к чему-то интересному и необычному. Пройдём по нитке и посмотрим.

(Дети проходят по нитке, которая петляет по группе и приводит их в спальню. В спальне дети находят Лунтика).

Лунтик: Привет, ребята! Я совсем недавно прилетел на планету Земля. Я ничего не знаю о природе вашей планеты. Не могли бы вы что-нибудь мне об этом рассказать?

Дети: Да, с удовольствием.

Воспитатель: Как хорошо, что вы решили помочь нашему гостю.

Воспитатель: Чтобы рассказать интересно и познавательно Лунтику о природе нашей планеты я предлагаю вам отправится в необычное путешествие с выполнением различных заданий. Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Отправляемся в путь по дорожке.

(Дети проходят по стрелочкам, в конце дорожки находят конверт с картинками).

Воспитатель: Итак, ребята, на картинках в конверте изображены разные действия, которые обычно выполняют люди в определённые времена года. Вам нужно эти действия изобразить без слов так, чтобы остальные игроки назвали их и определили время года их исполнения.

(Дети играют в игру).

Воспитатель: Отлично! Вы большие молодцы. Сейчас Лунтик знает, что на нашей планете 4 времени года. Кроме того, он понимает, чем обычно занимаются люди в определённые сезоны.

Дети: Здорово!

Лунтик: Спасибо, ребята.

Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадку, которая поможет найти предмет, необходимый для выполнения следующего задания.

Разноцветный колобок,
Он тебе подставит бок,
Он и боли не боится,
Любит прыгать и катиться!

Кто же весело так скачет? -
Мой веселый круглый… (Мячик).

(Педагог читает загадку. Дети находят в группе мяч).

Воспитатель: Итак, на нашей планете довольно часто возникают необычные природные явления. Чтобы Лунтик о них узнал подробнее, сыграем в игру с мячом. Я кидаю вам мяч и называю природное явление. Если в слове есть звук «р» — мяч нужно поймать, если такого звука в слове нет, то нужно мяч откинуть.

(Слова для игры (гроза, гром, ураган, смерч, молния, туман, торнадо, ветер, ледоход, роса, затмение, землетрясение, наводнение)).

(Дети играют в игру).

Воспитатель: Вы правильно отреагировали на все слова. Теперь Лунтик знаком с разнообразными природными явлениями нашей планеты. Ребята, какое слово из услышанных вам более запомнилось? (Ответы детей).

(Лунтик что-то шепчет на ухо воспитателю).

Воспитатель: Ребята, Лунтику хочется понаблюдать за каким-либо природным явлением. Но как же мы это можем сделать?

Дети: (высказывают предположения).

Воспитатель: Предлагаю провести небольшой эксперимент и понаблюдать за природными явлениями в группе.

Лунтик: (удивленно) Правда. Это возможно!.

Воспитатель: Вам предстоит отгадать ребус для того, чтобы понять, где взять всё необходимое для проведениянашего эксперимента.

(Дети отгадывают ребус (слово стол). Находят на столе диск и фонарик).

Воспитатель: Как вы думаете, что мы можем наблюдать с помощью этих предметов? (Ответы детей).

Воспитатель: Я предлагаю вам собрать пазл и узнать, какое природное явление мы будем наблюдать.

(Дети собирают пазл).

Воспитатель: Сейчас мы понаблюдаем за радугой с помощью фонарика и диска, но для тогочтобы эксперимент получился нам нужно выключить свет. Каждый из вас попробует направить луч фонаря на диск так, чтобы отражение на стене было словно радуга на небе.

(Дети и Лунтик пробуют самостоятельно провести эксперимент по очереди. Изменяют уровень наклона фонарика до тех пор, пока не достигнут нужного эффекта).

Воспитатель: Отлично, ребята! С помощью интересного эксперимента вы показали Лунтику, как выглядит природное явление-радуга. Сейчас нам нужно узнать какое природное явление мы будем наблюдать следующим. Для этого вам необходимо собрать слово из набора букв.

(Дети собирают слово из кубиков с изображением букв).

Воспитатель: Следующее наблюдаемое природное явление-извержение вулкана.

Дети и Лунтик: Здорово!

Воспитатель: Отлично, направляемся к нему!

Физкультминутка.

Аист, аист длинноногий,
Покажи к вулкану дорогу.
Топай правою ногою,
Топай левою ногою,

Стой на правой ноге, (Стоят длительное время, руки в стороны)
Стой на левой ноге. (Стоят длительное время, руки в стороны)
Прыгай на правой ноге, (Прыгают длительное время)
Прыгай на левой ноге, (Прыгают длительное время)

Вот и вулкан вдалеке. (Руки вверх, встают на носочки).

(Педагог показывает детям, где находятся материалы для эксперимента на слове «вдалеке»).

Воспитатель: Ребята, вот и вулкан. Какой же он необычный и удивительный. Внутри нашей планеты находятся раскалённые металлы, газы, горные породы. Иногда бывает так, что всё это выходит на поверхность земли через жерла вулканов.

-Ребята, как называется извергаемая вулканом масса? Какого она цвета? Кто занимается изучением вулканов?

(Ответы детей).

Воспитатель: Сейчас мы превратимся в ученых-вулканологов и посмотрим, как извергается вулкан и покажем Лунтику. Прежде чем начать эксперимент нам необходимо повторить правила безопасности в лаборатории.

Надеваем очки и фартуки!

Ничего не пробуем на вкус и не нюхаем!

Все основные манипуляции выполняет взрослый!

(Воспитатель и дети проводят опыт).

Воспитатель: Ребята, добавьте в воду лимонную кислоту и размешайте ложкой.

(Педагог высыпает, дети мешают).

Далее подкрасим воду красным цветом. Почему?

Дети: Лава очень сильно раскалена и красного цвета.

Воспитатель: Зальём воду в вулкан и добавим в жерло вулкана ложку соды. Делаем это осторожно.

(Дети и Лунтик с интересом и удивлением наблюдают за экспериментом).

Воспитатель: Отличная работа! Чтобы Лунтик запомнил всё, о чём мы сегодня говорили, нам нужно выполнить последнее задание. Конверт с ним ждёт вас в этом месте.

(Педагог показывает картинку с окном. Дети находят конверт под окном).

Воспитатель: Здесь написано, что нам нужно создать синквейн о природных явлениях нашей планеты.

(Дети составляют синквейн по схеме и по желанию озвучивают).

  1. Тема.
  2. Признаки.
  3. Действия.
  4. Отношение.
  5. Вывод.

Лунтик: Ребята, спасибо вам большое! Сегодня я многое узнал о природе Земли и её особенностях, а особенно мне понравились эксперименты, в которых я увидел как выглядит радуга и извержение вулкана.

Воспитатель: Ребята, благодарю вас за активность и отличную работу. Скажите, пожалуйста, какое задание сегодня вам показалось самым интересным? А какое вызвало сложности? Что нового вы сегодня узнали? Что было самым запоминающимся? (Ответы детей). Я предлагаю вам дома с родителями найти и принести дополнительную информацию о природных явлениях (иллюстрации, книги, журналы, энциклопедии и т.д.), коротая будет нам интересна и полезна для дальнейшего изучения.

Список использованных ресурсов:

  1. Алябьева, Е. А. Природа. Сказки и игры для детей / Е.А. Алябьева. — М.: Сфера, 2020.
  2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 32 (394) выйдет
3 сентября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год