Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Природа Земли» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Шашерина Ирина Александровна Рязанова Анна Валерьевна | |||
01.09.2025 06:11 | |||
Цель: создание благоприятных условий для формирования у дошкольников знаний о природе планеты Земля. Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, технология модерации, ИКТ, экспериментирование, синквейн. Оборудование и материалы: будильник, клубок ниток, Лунтик (игрушка), мяч, диск и фонарик, макет вулкана из пластилина, вода с лимонной кислотой, красная краска, сода, ложка, музыкальная колонка, цветные карандаши, пазл, кубики, фартуки, очки, клеенки. Демонстрационный материал: распечатанные приложения. Ход. (В помещении звенит будильник). Воспитатель: Будильник наш громко звенит и поёт, Скорей всех ребят он в кружочек зовёт. -Друзья, я позвала вас в круг, чтобы вместе поиграть. Но сначала нам необходимо поздороваться друг с другом. Игра «Давайте поздороваемся». (Дети по сигналу хаотично двигаются по группе и здороваются со всеми, кто встречается на их пути определённым образом). Воспитатель: Передвигаемся в любом направлении и выполняем определенные действия. Один хлопок- здороваемся за руку. Два хлопка — здороваемся плечиками. Три хлопка — здороваемся спинками. (Дети играют в игру. В конце игры педагог обращает внимание детей на распустившийся клубок ниток). Воспитатель: Ребята, волшебный клубок распустил свою ниточку. Я предполагаю, что она приведёт нас к чему-то интересному и необычному. Пройдём по нитке и посмотрим. (Дети проходят по нитке, которая петляет по группе и приводит их в спальню. В спальне дети находят Лунтика). Лунтик: Привет, ребята! Я совсем недавно прилетел на планету Земля. Я ничего не знаю о природе вашей планеты. Не могли бы вы что-нибудь мне об этом рассказать? Дети: Да, с удовольствием. Воспитатель: Как хорошо, что вы решили помочь нашему гостю. Воспитатель: Чтобы рассказать интересно и познавательно Лунтику о природе нашей планеты я предлагаю вам отправится в необычное путешествие с выполнением различных заданий. Согласны? Дети: Да. Воспитатель: Отправляемся в путь по дорожке. (Дети проходят по стрелочкам, в конце дорожки находят конверт с картинками). Воспитатель: Итак, ребята, на картинках в конверте изображены разные действия, которые обычно выполняют люди в определённые времена года. Вам нужно эти действия изобразить без слов так, чтобы остальные игроки назвали их и определили время года их исполнения. (Дети играют в игру). Воспитатель: Отлично! Вы большие молодцы. Сейчас Лунтик знает, что на нашей планете 4 времени года. Кроме того, он понимает, чем обычно занимаются люди в определённые сезоны. Дети: Здорово! Лунтик: Спасибо, ребята. Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадку, которая поможет найти предмет, необходимый для выполнения следующего задания. Разноцветный колобок, Кто же весело так скачет? - (Педагог читает загадку. Дети находят в группе мяч). Воспитатель: Итак, на нашей планете довольно часто возникают необычные природные явления. Чтобы Лунтик о них узнал подробнее, сыграем в игру с мячом. Я кидаю вам мяч и называю природное явление. Если в слове есть звук «р» — мяч нужно поймать, если такого звука в слове нет, то нужно мяч откинуть. (Слова для игры (гроза, гром, ураган, смерч, молния, туман, торнадо, ветер, ледоход, роса, затмение, землетрясение, наводнение)). (Дети играют в игру). Воспитатель: Вы правильно отреагировали на все слова. Теперь Лунтик знаком с разнообразными природными явлениями нашей планеты. Ребята, какое слово из услышанных вам более запомнилось? (Ответы детей). (Лунтик что-то шепчет на ухо воспитателю). Воспитатель: Ребята, Лунтику хочется понаблюдать за каким-либо природным явлением. Но как же мы это можем сделать? Дети: (высказывают предположения). Воспитатель: Предлагаю провести небольшой эксперимент и понаблюдать за природными явлениями в группе. Лунтик: (удивленно) Правда. Это возможно!. Воспитатель: Вам предстоит отгадать ребус для того, чтобы понять, где взять всё необходимое для проведениянашего эксперимента. (Дети отгадывают ребус (слово стол). Находят на столе диск и фонарик). Воспитатель: Как вы думаете, что мы можем наблюдать с помощью этих предметов? (Ответы детей). Воспитатель: Я предлагаю вам собрать пазл и узнать, какое природное явление мы будем наблюдать. (Дети собирают пазл). Воспитатель: Сейчас мы понаблюдаем за радугой с помощью фонарика и диска, но для тогочтобы эксперимент получился нам нужно выключить свет. Каждый из вас попробует направить луч фонаря на диск так, чтобы отражение на стене было словно радуга на небе. (Дети и Лунтик пробуют самостоятельно провести эксперимент по очереди. Изменяют уровень наклона фонарика до тех пор, пока не достигнут нужного эффекта). Воспитатель: Отлично, ребята! С помощью интересного эксперимента вы показали Лунтику, как выглядит природное явление-радуга. Сейчас нам нужно узнать какое природное явление мы будем наблюдать следующим. Для этого вам необходимо собрать слово из набора букв. (Дети собирают слово из кубиков с изображением букв). Воспитатель: Следующее наблюдаемое природное явление-извержение вулкана. Дети и Лунтик: Здорово! Воспитатель: Отлично, направляемся к нему! Физкультминутка. Аист, аист длинноногий, Стой на правой ноге, (Стоят длительное время, руки в стороны) Вот и вулкан вдалеке. (Руки вверх, встают на носочки). (Педагог показывает детям, где находятся материалы для эксперимента на слове «вдалеке»). Воспитатель: Ребята, вот и вулкан. Какой же он необычный и удивительный. Внутри нашей планеты находятся раскалённые металлы, газы, горные породы. Иногда бывает так, что всё это выходит на поверхность земли через жерла вулканов. -Ребята, как называется извергаемая вулканом масса? Какого она цвета? Кто занимается изучением вулканов? (Ответы детей). Воспитатель: Сейчас мы превратимся в ученых-вулканологов и посмотрим, как извергается вулкан и покажем Лунтику. Прежде чем начать эксперимент нам необходимо повторить правила безопасности в лаборатории. Надеваем очки и фартуки! Ничего не пробуем на вкус и не нюхаем! Все основные манипуляции выполняет взрослый! (Воспитатель и дети проводят опыт). Воспитатель: Ребята, добавьте в воду лимонную кислоту и размешайте ложкой. (Педагог высыпает, дети мешают). Далее подкрасим воду красным цветом. Почему? Дети: Лава очень сильно раскалена и красного цвета. Воспитатель: Зальём воду в вулкан и добавим в жерло вулкана ложку соды. Делаем это осторожно. (Дети и Лунтик с интересом и удивлением наблюдают за экспериментом). Воспитатель: Отличная работа! Чтобы Лунтик запомнил всё, о чём мы сегодня говорили, нам нужно выполнить последнее задание. Конверт с ним ждёт вас в этом месте. (Педагог показывает картинку с окном. Дети находят конверт под окном). Воспитатель: Здесь написано, что нам нужно создать синквейн о природных явлениях нашей планеты. (Дети составляют синквейн по схеме и по желанию озвучивают).
Лунтик: Ребята, спасибо вам большое! Сегодня я многое узнал о природе Земли и её особенностях, а особенно мне понравились эксперименты, в которых я увидел как выглядит радуга и извержение вулкана. Воспитатель: Ребята, благодарю вас за активность и отличную работу. Скажите, пожалуйста, какое задание сегодня вам показалось самым интересным? А какое вызвало сложности? Что нового вы сегодня узнали? Что было самым запоминающимся? (Ответы детей). Я предлагаю вам дома с родителями найти и принести дополнительную информацию о природных явлениях (иллюстрации, книги, журналы, энциклопедии и т.д.), коротая будет нам интересна и полезна для дальнейшего изучения. Список использованных ресурсов:
|