Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР)
Занятия по Экологии
Автор: Политыко Наталья Николаевна   
01.09.2025 15:40

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР)ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР)

Политыко Н.Н.

Аннотация. Статья посвящена проблеме экологического воспитания детей-дошкольников, особое внимание в статье уделяется процессу формирования представлений о многообразии объектов живой природы и их связях с окружающей средой как значимому аспекту в системе экологического воспитания дошкольников. Рассматриваются методы, приемы и эффективные средства формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста с ОНР.

Ключевые слова: дошкольник, экологическое воспитание, формирование представлений о мире живой природе, дети с общим недоразвитием речи, методы и средства, тематическая интерактивная папка – лэпбук.

В последние годы во всём мире уделяется огромное внимание экологическим проблемам. Это и пагубное воздействие общества на окружающую среду, и ухудшение экологического состояния планеты, и быстрое истощение природных ресурсов. Современные ученые единодушны во мнении, что всё это результат потребительского отношения людей к природе.

В связи с потребностью общества в изменении мировоззрения людей, их экологического мышления, возникает необходимость в переориентации, в первую очередь, системы образования на новую стратегию усвоения ценностей и формирования на этой основе экологической культуры личности. Именно поэтому экологическому воспитанию подрастающего поколения уделяется особое внимание, на сегодняшний день это одно из приоритетных направлений в государственной политике в сфере воспитания. Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (в части определения обновления воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций ориентиров) экологическое воспитание включает: «развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии» [2, с.10].

 

Развитие экологически воспитанной личности – это довольно длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. В «Концепции дошкольного воспитания» (под ред. В.А. Петровского, В.В. Давыдова) подчеркивается, что именно в дошкольном возрасте ребёнок приобретает базис личностной культуры, который соответствует общечеловеческим духовным ценностям, «формируются ценностные основы отношения к природе, возникает стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и приумножать природные богатства». [1, с.8].

Дошкольника привлекает загадочный, таинственный мир природы, он восхищается ее красотою, близостью ко всему живому, чувствует своё единство с объектами природы. Условием формирования таких ценностей является любознательность ребёнка, которая направляется взрослыми к предметам природы, все более и более разнообразным и сложным. Вовлекая ребенка в область своихпереживаний по поводу красоты, величия, многообразия мира живой природы, взрослый создаёт зону совместных эмоциональных переживаний, При этом он даёт каждому ребенку почувствовать себя «ответственным», значимым лицом, причастным к происходящему. В результате формируются начала экологической культуры.

Стоит заметить, что Н.А. Рыжова, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, О.А. Воронкевич и др. указывают, что в дошкольном возрасте нельзя говорить об экологической культуре в прямом смысле, здесь закладывается лишь ее 7первоначальная основа. Основы экологической культуры дошкольников, по мнению В.С. Вариводы включают «осознанно-правильное отношение к объектам живой и неживой природы, осознание норм и правил поведения в природе» [3, с.3]. По ее мнению, осознанно-правильное отношение у детей к природе строится на чувственном восприятии, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых организмов, о взаимосвязях внутри некоторых биоценозов, природных сообществах.

Для практики экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста процесс формирования представлений о многообразии объектов живой природы, их связях с окружающей средой как средства становления осознанно-правильного отношения к природе является очень важным. Безусловно, это не единственный, но очень значимый аспект в системе экологического воспитания дошкольников.

Вопросы формирования представлений о мире живой природы у детей дошкольного возраста интересуют как теоретиков, так и практиков. Разные их аспекты рассматриваются в многочисленных исследованиях, начиная от работ, в которых освещаются разные подходы к систематизации представлений дошкольников о живой природе [11, 12, 13], продолжая программами общего характера, посвящёнными формированию у детей дошкольного возраста представлений соответствующего уровня о природе, объектах окружающего мира, об их свойствах иотношениях, в том числе, включающими разделы и/или пункты, связанные с экологическим воспитанием дошкольников [8, 9], и завершая парциальными программами, связанными с экологическимвоспитанием детей детсадовского возраста [4, 5, 6, 10].

На основании анализа литературы можно констатировать, что теоретические основы экологического воспитания старших дошкольников достаточно подробно и широко представлены в научной и методической литературе, однако, остаются, не в полной мере, изучены практические аспекты организации процесса формирования экологических представлений о живой природе у детей с общим недоразвитием речи.

На сегодняшний день, дети с общим недоразвитием речи (ОНР) – одна из наиболее многочисленных категорий лиц с особенностями психофизического развития. Количество дошкольников с общим недоразвитием речи увеличивается из года в год.

Образовательная работа с детьми дошкольного возраста с ОНР должна проводиться с учетом уровня речевого развития. Необходимо учитывать еще и тот аспект, что речевые расстройства накладывают свой отпечаток на формирование познавательной деятельности. У таких детей наблюдается снижение вербальной памяти; страдает продуктивность запоминания; словесно-логическое мышление; отмечается недостаточная устойчивость внимания, низкая работоспособность[14].

Особенности детей с ОНР обуславливают и необходимость использования специфических приемов обучения. Среди них можно выделить:

словесные (установка на внимание, актуализация представлений, создание проблемной ситуации, проговаривание, максимальная конкретизация речи, вариативные пояснения, уточняющие вопросы, усиление образности речи);

наглядные (снятие второстепенных нагрузок в изображении; внесение цветоконтрастных характеристик; длительное целенаправленное восприятие; соотнесение наглядной информации с содержанием рассказа);

практические (расчленение действия на отдельные операции; планирование работы; выполнение действий руками ребёнка; многократные повторения; многократная вариативность видов упражнений одного типа; использование алгоритма).

В экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе формирования представлений о живой природенеобходима обязательная наглядность при формировании представлений об объекте, важно комплексное использование анализаторов и соответственно способов донесения информации. Предпочтительнее применять методы многоразового наблюдения объектов природы, обсуждение увиденного, моделирование, отражение детских впечатлений в различных видах деятельности (игровой, проектной, коммуникативной, изобразительной, двигательной и др.).

Одним из новейших эффективных средств организации образовательной деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи может стать лэпбук. Лэпбук представляет собой интерактивную папку с кармашками, окошками, конвертиками, вкладками и подвижными деталями. В ней собраны материалы по определенной теме.

Это пособие вобрало в себя все достоинства дидактических игр, расширив и сделав более разнообразным их содержание. Интерактивные технологии являются отражением древней мудрости: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, я смогу запомнить, позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Изготавливается лэпбук детьми совместно с родителями или педагогами. Работа с лэпбуком отвечает основным правилам организации партнерской деятельности взрослого с детьми: педагог включен в работу вместе с детьми, что способствует установлению дружеских отношений; отсутствует принуждение детей к деятельности, что особенно важно для детей с общим недоразвитием речи; предоставляется возможность свободно общаться и перемещаться, что может быть полезным для подвижных детей; имеется возможность работы в индивидуальном темпе, свободное начало, и конец деятельности.

Он отвечает всем требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к предметно-развивающей среде: информативен; многофункционален; вариативен; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей. В папке собраны материалы по определенной теме. Учитывая комплексно-тематический подход в коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР, лэпбук может обеспечить концентрированное изучение материалана протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы, позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей.

Таким образом, создание лэпбуков экологического содержания в соответствии с изучаемыми лексическими темами ( «Животные жарких стран», «Насекомые», «Перелетные и зимующие птицы», «Дикие животные и их детеныши», «Животный мир морей и океанов», «Осень. Деревья осенью», «Огород. Овощи» и др.) может обеспечить удовлетворение потребностей детей в освоении нового, содействовать всестороннему развитию ребенка.

Но следует помнить, что только адекватные возрасту и особым возможностям развития ребенка сведения о природе могут обеспечить понимание и усвоение дошкольниками экологических понятий. Необходимо также принимать во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Знакомство с удивительным миром живой природы может способствовать коррекционно-развивающей работе, содействовать развитию речи, памяти, мышления, воображения и всестороннему развитию ребенка с ОНР.

Представления о мире живой природы, приобретённые в дошкольный период, будут способствовать лучшей ориентации ребенка с ОНР в окружающем мире, положат начало осознанному отношению к природе, обеспечат ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку, таким образом, заложат основу экологической культуры дошкольника.

Список литературы

  1. Концепция дошкольного воспитания [Текст] / под ред. В.А. Петровского, В.В. Давыдова // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 9.- с. 3 -30.
  2. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – URL: http: //council. gov. ru/media/files/41d536d 68ee9fec15756. pdf (дата обращения: 19. 08. 2021).
  3. Варивода, В.С. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / В.С. Варивода. – Издательство Белый ветер, 2018. – 124 с.
  4. Воронкевич, О.А Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа [Текст] / О. А. Воронкевич. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. – 144 с.
  5. Кондратьева, Н. Н. Программа экологического образования детей «Мы» / Н.Н. Кондратьева. — СПб.: Детство-Пресс, 2005. — 229 с.
  6. Николаева, С. Н. Система экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие [Текст] / С.Н. Николаева. – М.: ИНФРА – М, 2019. – 255 с.
  7. Николаева, С. Н. Парциальная программа «Юный эколог» 3–7 лет / С. Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. — 112 с.
  8. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. ФГОС. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. — 240 с.
  9. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. — 368 с.
  10. Рыжова, Н. А. Программа «Наш дом – природа». Концепция и структура программы / Н. А. Рыжова. — М: Карапуз-Дидактика, 2005, 192 с.
  11. Саморукова, П.Г. Систематизация знаний детей о природе [Текст] / П.Г. Саморукова // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 4.
  12. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / О. А. Соломенникова. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 104 с.
  13. Федотова, А. М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста: диссертация / А. М Федотова. -Москва, 1986. — 210 с.
  14. Филичева, Т. Б.Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида [Текст] / Т.Б. Филичева и др. — Просвещение, 2017. – 207 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 32 (394) выйдет
3 сентября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год