ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР) |
Занятия по Экологии | |
Автор: Политыко Наталья Николаевна | |
01.09.2025 15:40 | |
Политыко Н.Н. Аннотация. Статья посвящена проблеме экологического воспитания детей-дошкольников, особое внимание в статье уделяется процессу формирования представлений о многообразии объектов живой природы и их связях с окружающей средой как значимому аспекту в системе экологического воспитания дошкольников. Рассматриваются методы, приемы и эффективные средства формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста с ОНР. Ключевые слова: дошкольник, экологическое воспитание, формирование представлений о мире живой природе, дети с общим недоразвитием речи, методы и средства, тематическая интерактивная папка – лэпбук. В последние годы во всём мире уделяется огромное внимание экологическим проблемам. Это и пагубное воздействие общества на окружающую среду, и ухудшение экологического состояния планеты, и быстрое истощение природных ресурсов. Современные ученые единодушны во мнении, что всё это результат потребительского отношения людей к природе. В связи с потребностью общества в изменении мировоззрения людей, их экологического мышления, возникает необходимость в переориентации, в первую очередь, системы образования на новую стратегию усвоения ценностей и формирования на этой основе экологической культуры личности. Именно поэтому экологическому воспитанию подрастающего поколения уделяется особое внимание, на сегодняшний день это одно из приоритетных направлений в государственной политике в сфере воспитания. Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (в части определения обновления воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций ориентиров) экологическое воспитание включает: «развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии» [2, с.10].
Развитие экологически воспитанной личности – это довольно длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. В «Концепции дошкольного воспитания» (под ред. В.А. Петровского, В.В. Давыдова) подчеркивается, что именно в дошкольном возрасте ребёнок приобретает базис личностной культуры, который соответствует общечеловеческим духовным ценностям, «формируются ценностные основы отношения к природе, возникает стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и приумножать природные богатства». [1, с.8]. Дошкольника привлекает загадочный, таинственный мир природы, он восхищается ее красотою, близостью ко всему живому, чувствует своё единство с объектами природы. Условием формирования таких ценностей является любознательность ребёнка, которая направляется взрослыми к предметам природы, все более и более разнообразным и сложным. Вовлекая ребенка в область своихпереживаний по поводу красоты, величия, многообразия мира живой природы, взрослый создаёт зону совместных эмоциональных переживаний, При этом он даёт каждому ребенку почувствовать себя «ответственным», значимым лицом, причастным к происходящему. В результате формируются начала экологической культуры. Стоит заметить, что Н.А. Рыжова, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, О.А. Воронкевич и др. указывают, что в дошкольном возрасте нельзя говорить об экологической культуре в прямом смысле, здесь закладывается лишь ее 7первоначальная основа. Основы экологической культуры дошкольников, по мнению В.С. Вариводы включают «осознанно-правильное отношение к объектам живой и неживой природы, осознание норм и правил поведения в природе» [3, с.3]. По ее мнению, осознанно-правильное отношение у детей к природе строится на чувственном восприятии, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых организмов, о взаимосвязях внутри некоторых биоценозов, природных сообществах. Для практики экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста процесс формирования представлений о многообразии объектов живой природы, их связях с окружающей средой как средства становления осознанно-правильного отношения к природе является очень важным. Безусловно, это не единственный, но очень значимый аспект в системе экологического воспитания дошкольников. Вопросы формирования представлений о мире живой природы у детей дошкольного возраста интересуют как теоретиков, так и практиков. Разные их аспекты рассматриваются в многочисленных исследованиях, начиная от работ, в которых освещаются разные подходы к систематизации представлений дошкольников о живой природе [11, 12, 13], продолжая программами общего характера, посвящёнными формированию у детей дошкольного возраста представлений соответствующего уровня о природе, объектах окружающего мира, об их свойствах иотношениях, в том числе, включающими разделы и/или пункты, связанные с экологическим воспитанием дошкольников [8, 9], и завершая парциальными программами, связанными с экологическимвоспитанием детей детсадовского возраста [4, 5, 6, 10]. На основании анализа литературы можно констатировать, что теоретические основы экологического воспитания старших дошкольников достаточно подробно и широко представлены в научной и методической литературе, однако, остаются, не в полной мере, изучены практические аспекты организации процесса формирования экологических представлений о живой природе у детей с общим недоразвитием речи. На сегодняшний день, дети с общим недоразвитием речи (ОНР) – одна из наиболее многочисленных категорий лиц с особенностями психофизического развития. Количество дошкольников с общим недоразвитием речи увеличивается из года в год. Образовательная работа с детьми дошкольного возраста с ОНР должна проводиться с учетом уровня речевого развития. Необходимо учитывать еще и тот аспект, что речевые расстройства накладывают свой отпечаток на формирование познавательной деятельности. У таких детей наблюдается снижение вербальной памяти; страдает продуктивность запоминания; словесно-логическое мышление; отмечается недостаточная устойчивость внимания, низкая работоспособность[14]. Особенности детей с ОНР обуславливают и необходимость использования специфических приемов обучения. Среди них можно выделить: словесные (установка на внимание, актуализация представлений, создание проблемной ситуации, проговаривание, максимальная конкретизация речи, вариативные пояснения, уточняющие вопросы, усиление образности речи); наглядные (снятие второстепенных нагрузок в изображении; внесение цветоконтрастных характеристик; длительное целенаправленное восприятие; соотнесение наглядной информации с содержанием рассказа); практические (расчленение действия на отдельные операции; планирование работы; выполнение действий руками ребёнка; многократные повторения; многократная вариативность видов упражнений одного типа; использование алгоритма). В экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе формирования представлений о живой природенеобходима обязательная наглядность при формировании представлений об объекте, важно комплексное использование анализаторов и соответственно способов донесения информации. Предпочтительнее применять методы многоразового наблюдения объектов природы, обсуждение увиденного, моделирование, отражение детских впечатлений в различных видах деятельности (игровой, проектной, коммуникативной, изобразительной, двигательной и др.). Одним из новейших эффективных средств организации образовательной деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи может стать лэпбук. Лэпбук представляет собой интерактивную папку с кармашками, окошками, конвертиками, вкладками и подвижными деталями. В ней собраны материалы по определенной теме. Это пособие вобрало в себя все достоинства дидактических игр, расширив и сделав более разнообразным их содержание. Интерактивные технологии являются отражением древней мудрости: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, я смогу запомнить, позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Изготавливается лэпбук детьми совместно с родителями или педагогами. Работа с лэпбуком отвечает основным правилам организации партнерской деятельности взрослого с детьми: педагог включен в работу вместе с детьми, что способствует установлению дружеских отношений; отсутствует принуждение детей к деятельности, что особенно важно для детей с общим недоразвитием речи; предоставляется возможность свободно общаться и перемещаться, что может быть полезным для подвижных детей; имеется возможность работы в индивидуальном темпе, свободное начало, и конец деятельности. Он отвечает всем требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к предметно-развивающей среде: информативен; многофункционален; вариативен; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей. В папке собраны материалы по определенной теме. Учитывая комплексно-тематический подход в коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР, лэпбук может обеспечить концентрированное изучение материалана протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы, позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей. Таким образом, создание лэпбуков экологического содержания в соответствии с изучаемыми лексическими темами ( «Животные жарких стран», «Насекомые», «Перелетные и зимующие птицы», «Дикие животные и их детеныши», «Животный мир морей и океанов», «Осень. Деревья осенью», «Огород. Овощи» и др.) может обеспечить удовлетворение потребностей детей в освоении нового, содействовать всестороннему развитию ребенка. Но следует помнить, что только адекватные возрасту и особым возможностям развития ребенка сведения о природе могут обеспечить понимание и усвоение дошкольниками экологических понятий. Необходимо также принимать во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности. Знакомство с удивительным миром живой природы может способствовать коррекционно-развивающей работе, содействовать развитию речи, памяти, мышления, воображения и всестороннему развитию ребенка с ОНР. Представления о мире живой природы, приобретённые в дошкольный период, будут способствовать лучшей ориентации ребенка с ОНР в окружающем мире, положат начало осознанному отношению к природе, обеспечат ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку, таким образом, заложат основу экологической культуры дошкольника. Список литературы
|