Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

РОЛЬ НАБЛЮДЕНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Занятия по Экологии
Автор: Федорова Ирина Михайловна   
05.09.2025 19:20

РОЛЬ НАБЛЮДЕНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРОЛЬ НАБЛЮДЕНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В статье рассмотрена важная для системы дошкольного образования тема экологического воспитания. Автор выделяет наблюдение как один из основных методов изучения природы в условиях детских садов и описывает отдельные нюансы его организации.

Ключевые слова: экологическое сознание, наблюдение, интерес, познание, ответственность.

Экологическое воспитание дошкольников является одной из центральных задач современного образования. Данный процесс играет значительную роль в формировании личности ребенка, так как стимулирует интерес к природному миру, развивает ответственное отношение к экологии и воспитывает осознание последствий своих поступков. Более того, экологическое воспитание способствует развитию эстетического восприятия природы, способности замечать и ценить её красоту.

 

Эффективность экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях во многом зависит от подбора педагогами подходящих методов и форм работы. В данной статье мы остановимся на таком методе, как наблюдение. Следует отметить, что наблюдение является ключевым инструментом, позволяющим детям фиксировать изменения в природе и формировать ответственное отношение к окружающей среде. Наблюдая, дети не только развивают внимательность и критическое мышление, но и начинают испытывать глубокий интерес к природе и её явлениям.

Наблюдение относится к числу активных методов, так как подразумевает активную вовлеченность ребенка в процесс познания. Личный опыт свидетельствует, что дети, принимающие участие в наблюдательной деятельности, демонстрируют повышенный интерес к окружающему миру и стремление к его глубокому изучению.

Обычно наблюдение проходит на прогулках и является обязательной частью прогулок. Для повышения эффективности наблюдения желательно предложить детям разнообразные варианты наблюдений. Это могут быть простые задания, такие как наблюдение за деревьями, или более глубокие, подразумевающие запись данных и их последующее обсуждение. Подобные задания помогают детям сосредоточиться на деталях и развивают навыки наблюдения и анализа.

Использования иллюстраций и схем позволяет наглядно показать детям природные процессы, например этапы роста растений. Это помогает детям лучше понять природные явления, что лежит в основе формирования их экологической осознанности.

Процесс наблюдения рекомендуется сопровождать интересными вопросами и доступными заданиями. Это позволяет детям не только пассивно воспринимать информацию, но и активно участвовать в обсуждении, учиться рассуждать и аргументированно высказывать собственное мнение. Правильно сформулированный вопрос способен возбудить у детей инициативу, усилить их интерес к познанию, мотивировать на самостоятельный поиск ответов и желание обмениваться идеями с друзьями.

Подводя итог, можно утверждать, что наблюдение как активный метод познания играет существенную роль в экологическом воспитании дошкольников. Грамотно организованное наблюдение способствует возникновению у детей живого интереса к природе, стремлению к новым знаниям и эмоциональной связи с окружающей средой. Важно помнить, что объединение наблюдения с активизацией родителей способно значительно обогатить образовательный процесс, привлечь внимание детей к природным изменениям и сформировать у них осознание необходимости охраны и сбережения окружающей среды.

Список источников

  1. Рыжова Н.А. Исследования природы в детском саду / Н.А. Рыжова. – М.: Мозаичный парк, 2022. – 80 с.
  2. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду / О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2021.
  3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. — 208 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 34 (396) выйдет
14 сентября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год