Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Экологическое воспитание дошкольников в через художественную литературу
Занятия по Экологии
Автор: Рогачева Елена Юрьевна   
29.12.2023 12:36

Экологическое воспитание дошкольников в через художественную литературуЭкологическое воспитание дошкольников в через художественную литературу

Проблема экологического воспитания и образования — одна из самых актуальных на сегодняшний день. Именно дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры. Очень важно с детства формировать представление детей о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде, а природа в свою очередь

нуждается в заботе и защите человека.

"Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин. Если ребенок поймет, что его благополучие это завтрашний день, что счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха, воды и от конкретной помощи ручейку и березке, то он встанет в ряды защитников и друзей природы. Писатели, поэты, всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. В художественной литературе о природе сочетаются научное содержание и художественной слово. Она, с одной стороны, воспитывает в ребятах умение видеть красоту природы, чувство любви и бережного отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. А. В.

 

Сухомлинский писал: «Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир» Вот почему так важно с раннего детства прививать у детей любовь к чтению произведений художественной литературы.

Свою работу начала с диагностики. Результаты показали низкий уровень сформированной экологической культуры у большинства детей.

Проведенное анкетирование родителей воспитанников «Что и как читаем дома?» показали, что существует опасная тенденция падения интереса к книге. На смену чтению в семье пришли компьютерные игры, интернет, телевизор. У детей пропадает интерес к художественной литературе. Я решила объединить эти две проблемы в одну: как воспитать в детях позитивное отношение к природе через любовь к художественной литературе.

Поставила перед собой следующие задачи:

  1. Познакомитьдетей с творчеством писателей В. В. Бианки, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. М. Пришвина, Е. И. Чарушина, Н. И. Сладкова и других писателей
  2. Учить детей видеть красоту родной природы в художественных произведениях, реагировать на поэтическое слово
  3. Развивать познавательный интерес к природе, смысловое восприятие прочитанного, побуждать задавать вопросы о прочитанном.
  4. Воспитыватьлюбовь и бережное отношение к природе.
  5. Привлечь родителей к данной проблеме.

Составила план работы:

  1. Создать картотеку книг по экологическому воспитанию.
  2. Ежемесячно оформлять выставки природоведческой литературы.
  3. Пополнить книжный уголок литературой экологического содержания
  4. Оформить папки-передвижки: «Портреты детских писателей», «Пословицы и поговорки о природе», «Расскажем сказку вместе», «Что такое книга?»)

У истоков художественной литературы всегда стоял фольклор. Одним из видов фольклора, который носит природоведческий характер, является детский фольклор. Его я использовала чаще в младших группах. Это, песенки, потешки, заклички — обращение к солнцу, дождю, радуге, птицам, подражание голосам птиц и животных. ( «Солнышко-ведрышко», «Радуга- дуга» «Дождик-дождик пуще.»)

Постоянно использовала в работе с детьми такой вид фольклора, как загадки. Они играют большую роль в ознакомлении детей с природой. Во многом «экологичны» сказки: в них нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания.

В них, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтовВ своей работе использую творчество К. Д. Ушинского — основоположника русской педагогической науки. Он считал, что начинать обучение детей следует с рассказов о временах года, самом человеке, домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях Еще одним из основоположников детской природоведческой книги считаю В. Бианки. С удовольствием знакомлю детей с его творчеством. Произведения В. Бианки помогли в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показываю закономерности, существующие в мире природы. Использовала произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из произведений В.

Бианки "Лесная газета", "Наши птицы ‚ "Синичкин календарь" дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год