Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проект «Экологическая тропа в ДОУ»
Занятия по Экологии
Автор: Пчелина Оксана Александровна   
17.03.2021 12:42

Проект «Экологическая тропа в ДОУ»Проект «Экологическая тропа в ДОУ»

Пчелина О. А., воспитатели, МБДОУ «Детский сад № 8» г. Кстово, Нижегородская область.

Аннотация. В статье описан опыт работы автора по организации деятельности на экологической тропе, направленной на развитие познавательной сферы дошкольников. Представлены задачи и формы организации работы с детьми на экологической тропе.

Ключевые слова: познавательный интерес, познавательная активность, дошкольный возраст, экологическое воспитание, экологическая тропа, проектная деятельность.

Наиболее актуальной педагогической проблемой на сегодняшний день является поиск эффективных средств для развития экологического воспитания детей. Для решения этой проблемы и для приобщения дошкольников к экологической культуре, то есть воспитание у дошкалят, более нравственного, гуманистического с сохранением общечеловеческих ценностей, отношения к природе и окружающему нас миру. (Б. Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская и др.).

 

Обеспечением благополучного экологического образования дошкольников является организация окружающей среды, которая будет оказывать содействие в развитие у детей таких человеческих качеств, как чуткость и отзывчивость, так же и эмоциональная восприимчивость. Непосредственная организацию детей под началом взрослого, проявляет положительное влияние на воспитание у дошкольников гуманистических переживаний, поэтому деятельность в зелёном уголке (уход за растеньями и животными), на огороде, в газоне, на прогулках, благотворно влияет на психический фон детей. Суждения многих психологов сходится на том, что мощным стимулом к жизнеспособности человека рассматриваются, именно положительные эмоции.

В процессе косвенного знакомства с природой у малышей формируется желанье и уменье защищать, оберегать природу с большей активностью, так же вовремя этого процесса происходит становление способности обострённо ощущать красу и многогранность природы, лицезреть как сущность в целом, так и её объекты с обилием их специфик и явлений. В процессе непосредственного общения с природой у детей сформировывается желание и умение беречь, защищать природу с большей активностью, происходит развитие способности остро чувствовать красоту и многоликость природы, видеть как природу в целом, так и её объекты с множеством их особенностей и проявлений. К таким объектам, можно отнести живых существ, которые находятся в области деятельности детей и для которых дети под руководством взрослого способны создавать должные условия для жизненной деятельности. Дети начинают более осмысленно соблюдать уже установившиеся нормы поведения в природе. Вот почему к экологическому воспитанию дошкольников необходимо найти грамотный и разумный подход.

Экологическое воспитание сейчас стало одной из наиважнейших частей дошкольной педагогики. Поэтому у педагогов дошкольного образования образуется много вопросов, таких как:

  • какие принципы работы использовать в создании предметно- развивающей среды (зимний сад, лабораторию, живой уголок, мини-музеи, экологическую тропу и т.д.)?
  • обеспечить дающую наибольший эффект, структуру экологического воспитания в ДОУ, основанную на интегрированном подходе?
  • осуществлять игру, труд, экспериментирование, наблюдение, физическую, музыкальную, изобразительную деятельность так, что бы идеи экологического воспитания реализовывались через все эти виды деятельности дошкольника?

Правильную организацию развивающей предметно-пространственной среды можно назвать первым условием успешной реализации структуры экологического воспитания в ДОУ, такая правильно организованная среда должна способствовать развитию не только познавательному, эстетическому и нравственному, но и формировать экологически грамотное поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка. Но и экологическая грамотность и осведомлённость педагогов и родителей. Для этого нами была проведена работа в ДОУ:

  • изучение материала и деталей по проектированию ландшафтного дизайна
  • разработка плана-схемы обустройства территории ДОУ с указанием условных обозначений
  • общее родительское собрание
  • консультации на тему: «Проектный метод как важная составляющая педагогических технологий, использующихся в ДОУ»
  • проектная деятельность в ДОУ
  • проектная деятельность в работе с семьей
  • консультации на тему: «Декоративное озеленение участка»; «Зонирование участка»; «Цветы зимнего сада», «Как создать экологическую тропу на участке»
  • семинар-практикум: «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»

«Метод проектов в ДОУ»;

  • приобретение растений для зимнего сада, его оформление
  • приобретение необходимого материала и оборудования для реализации проекта
  • инструкция по технике безопасности, охране жизни и здоровья воспитанников во время трудовой деятельности
  • проведение экологического субботника на территории ДОУ
  • приобретение посадочного материала (семена, рассада, саженцы)
  • высаживание рассады цветов в клумбы. Труд в цветнике
  • посадка лекарственных трав. Труд в огороде
  • изготовление табличек — указателей с названиями растений
  • работа над организацией развивающей предметно-пространственной среды в рамках экологического образования детей
  • экологические развлечения
  • опытно-экспериментальная деятельность на территории ДОУ

- детская организованная непосредственно образовательная деятельность.

Самым важным принципом, повышающим качество дошкольного образования, по нашему мнению — является интеграция, а самым результативным способом для реализации интеграции, является метод проектов. Поэтому, Мы для реализации этого важного принципа выбрали, использование метода проектов, а в качестве познавательно — развивающей среды, работу на экологической тропе ДОУ.

Целью нашей работы мы обозначили: формирование у воспитанников ДОУ начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии с использованием экскурсий по экологической тропе. Для достижения цели, были поставлены задачи, решение которых и приведёт к желаемому результату.

Задачи:

  1. Познание окружающей среды (растительный и животный мир, геологическое строение местности и т. п.) для углубления знаний дошкольников об природе.
  2. Повышение ответственности за сохранение окружающей среды через совершенствование понимания разных естественных процессов,.
  3. Воспитывать стремление детей сохранять и оберегать природный мир, видеть красоту окружающей нас природы, поступать в соответствии с общепринятыми и доступными экологическими правилами в деятельности и поведении.

Одним из главных компонентов для обогащения образовательно-развивающей среды выступает экологическая тропа. Поэтому в образовательном процессе нашего детского сада большое место отводится ознакомлению детей с природой именно при помощи экологической тропы.

Что такое экологическая тропа? Разные экосистемы и различные природные объекты специально оборудованные и встречающиеся на пути следования экскурсии, всё это и можно назвать- экологической тропой. В ходе таких экскурсий дети могут получить устные (при помощи воспитателя) или наглядные (стенды, алгоритмы и т. п.) знания об природных объектах. Вот именно на примере экологической тропы ДОУ: мы познаём окружающий мир для углубления знаний дошкольников об природе, увеличиваем отвественность за воссоздание окружающей среды через самосовершенствование осознания различных естественных процессов. Что в свою очерёдность повышает значимость социально-экономического воспитанья для усвоения человечеству ответственного отношения к поддержанию окружающей нас среды и во многом способствует становлению социокультурного взаимоотношения, гуманности и привязанности к природе, так же и к своей отчизне.

Содержательность является одним из значимых явлений экотропы. Все познания которые получаются малышами на тропке, нельзя поделить на образовательные и предписывающие. Для наименования объектов которые обозначают соответственный вид познаний, на пути тропы есть свои наименования- символики (схожие с дорожными знаками). Также: виды растений, животных, разновидности рельефа, почвы и иные компоненты живой и неживой природы нельзя отнести к естественным субъектам и на экотропе они показаны, традиционно средоточием познаний научно-познавательного характера. Индивидуум, максимальное влияние осуществляет на биологические объекты: растения, грибочки, животные, именно они пользуются известностью как малышей так и родителей.

На территории нашего детского сада созданы следующие видовые точки экологической тропы – это цветники, метеоплощадка, огород и фруктовый сад, старый пень, птичья столовая, смешанный лес, в планах создание альпийской горки и искусственного водоёма, что содействует усваиванию нужных экологических определений и знаний о природе, сформировывает навыки и уменья, которые детки применяют в практической активности. Образовательная деятельность, проводимая на экологической тропе, превращается в сказочное путешествие, которое удивляет и радует детей. Все построено на интеграции содержания разных образовательных областей, и мы имеем возможность часто менять виды деятельности, удерживать интерес детей, сводя к минимуму их утомляемость.

При этом решаются сразу несколько задач: познавательные, оздоровительные, эстетические, речевые, воспитательные. Прогулки по экологической тропе дают возможность для наблюдения за ежедневными изменениями в неживой природе, за жизнью растений и животных, это дает не только определенные системные знания, но и приносит радость от регулярного общения с природой. Всегда интересно и красиво когда что то создаётся своими руками, вот и на нашей тропке немало объектов порождено своими руками, длань вложили как работники ДОУ, так и родители с детками и вся эта краса чрезвычайно умело гармонирует с окружающим пейзажем. Для то что бы давать небесполезную и необходимую информацию на тропке были созданы свойственные именно для данной окрестности объекты экосистемы: ландшафтные лужайки с высаженными на них лекарственными, нечастыми или исчезающими видами растений. А информационные щиты, надписи- путеводители с циферками или символами, установленные у особенно увлекательных объектов, содействуют чрезвычайно быстро получать соответственную информацию и нацеливать по оптимально- правильному пути.

Экотропа, кроме общеобразовательной прогулки, слежений и осуществления НОД, так же небесполезна в применение для организации проектной деятельности, для исполнения социально-экологических проектов, осуществления природоохранных празников, акций, включая такие акции

как субботники в которых с удовольствием принимают участие родители и дети. Используя эколого- образовательные возможности учебной экологической тропы, мы проводим традиционные природоохранные акции: «Птичья столовая», «Самая красивая клумба», «Дерево семьи» и много других. Основными посетителями экологической тропы являются воспитанники, работники ДОУ и родители воспитанников. Доступная, интересная для всех, детей и взрослых, информация на остановках преподносится с учётом возрастных особенностей детей. Средняя продолжительность экскурсионного маршрута 15-20 минут. Ещё разработано несколько тематических экскурсий, это в зависимости от времени года и насыщенности, на данный момент, тропы разнообразными объектами. Экологическая тропа используется во все сезоны года.

На основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что тема Проекта «Экологическая тропа в ДОУ» является актуальной.

В экспериментировании стремятся решать разнообразные, порою сложные задачи, высказывают желание продолжить занятие по его окончанию при этом проявляют самостоятельность в подборе средств, способов действий, планировании и осуществлении контроля. Проявляют творческие способности, учатся применять полученные знания в продуктивных видах деятельности, активно участвуют в дискуссиях, спорах по интересующему объекту. В общении с взрослым стали доминировать вопросы, направленные на познавательные интересы, стремление разделить с взрослыми и сверстниками имеющуюся информацию, пополнять свои знания об интересующих природных объектах, при этом используя всевозможные средства информации (просят рассказать, прочитать, рассматривают иллюстрации, самостоятельно наблюдают, обращаются с просьбой посмотреть в интернете и т.д.).

В результате проделанной работы мы отметили, что дети стали проявлять более устойчивый познавательный интерес к изучению мира природы: выражают интерес к информации, проявляют желание уточнить, расширить свои знания, появилась увлечённость и интерес к рассказам педагога, дети внимательно рассматривают иллюстративно-наглядный материал, осуществляют самостоятельный поиск ответов на интересующие их вопросы, проявилось интерес к исследованию объектов природы, пытаются делать выводы, сравнивать, обобщать, устанавливают причинно-следственные связи.

Таким образом, из этого следует, что формирование познавательного интереса и познавательной активности у дошкольников будет проходить успешнее, в более разнообразной экологической среде, где он сможет самостоятельно познавать окружающий природный мир.

Список литературы.

  1. Веракса Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. «От рождения до школы» под редакцией– М.: Мозаика — Синтез, 2010г.
  2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. — М.: Просвещение, 2009. -
  3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издат. центр "Академия", 2007. — 336 с.
  4. Рыжова Н. А. «Экологический паспорт дошкольного учреждения» ж// Дошкольное воспитание, 2000 г.
  5. Рыжова Н. А. Экологический проект «Здравствуй, дерево» // Дошкольное воспитание. — 2002. — N 3
  6. Рыжова, Н. А. Экологическая тропинка в детском саду учеб. -метод. комплект / Н. А. Рыжова. ̶ М.: Линка, 2015.
  7. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации: для занятий с детьми / Под ред. Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. — М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  8. Черемных, Н. В. Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС [Текст] / Н. В. Черемных //Амурский научный вестник. – 2016. – № 2.
  9. Шишкина, В. А. Прогулки в природу [Текст] / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М.: Просвещение, 2015. – 1
  10. Экологическая тропинка детского сада [Электронный ресурс] – URL: http: //dou-sad. ru/index. php/metodicheskaya-kopilka/19-materialy-dlyazanyatij/ekologicheskaya-tropa-v-detskom-sadu-ryzhova-n-a
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (186) выйдет
11 апреля 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (185) за 2021 год
Скачать Номер 13 (184) за 2021 год
Скачать Номер 12 (183) за 2021 год
Скачать Номер 11 (182) за 2021 год
Скачать Номер 10 (181) за 2021 год
Скачать Номер 9 (180) за 2021 год
Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год