Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация художественно-творческой деятельности на основе эстетического и экологического подходов в условиях ДОУ
Занятия по Экологии
Автор: Плужникова Мария Сергеевна   
16.03.2021 02:55

Организация художественно-творческой деятельности на основе эстетического и экологического подходов в условиях ДОУОрганизация художественно-творческой деятельности на основе эстетического и экологического подходов в условиях ДОУ

В настоящее время возрастает внимание к проблемам, возникающим в процессе организации художественно-творческой деятельности в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Творческое развитие детей является одним из важнейших средств, при формировании творческой личности и её отношения к действительности, посредством умственного и нравственного воспитания. С этой точки зрения искусство является главным фактором при раскрытии творческого потенциала индивида, что в свою очередь обеспечивает успешную адаптацию к окружающему миру. Именно в период дошкольного образования у ребенка активизируется самостоятельное мышление, развивается любознательность и познавательный интерес. В связи с этим вопросы организации художественно-творческой деятельности на основе эстетического и экологического подходов в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения приобре-тают особую актуальность. В этой связи целесообразно рассматривать художественно-творческую деятельность ребенка с точки зрения организации данного процесса в условиях дошкольного учреждения, что и является научной новизной данной проблематики.

 

К изучению художественно-творческой деятельности обращались многие ученые, среди которых можно отметить следующих: Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Л. Ушинский. При этом многие аспекты организации данной деятельности с точки зрения эстетического и экологического подходов требуют дополнительного изучения. Полученные результаты исследования достаточно актуальны как при дальнейших теоретических разработках, так и при практической работе с детьми в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения.

Художественно-творческая деятельность, как понятие тесно связано с искусством и рассматривается в качестве художественного творчества, его результатов, а также художественного восприятия различных явлений и произведений искусства [5, c. 288]. Главным содержанием такой деятельности является хранение, создание, функционирование и передача духовных ценностей. При этом можно выделить такую характеристику художественно-творческой деятельности, как логическая структура, которая включает в себя объект, субъект, средства, формы, методы и результат. Ее особенность заключается в художественно-образном освоении действительности. Как отмечает Е.Г. Калюжная [2, с. 36], особенность художественно-творческой деятельности выражается в художественно-образном освоении действительности в единстве познания, творчества, самовыражения субъекта данной деятельности. Благодаря потенциалу, реализующему возможности для самоактуализации личности, художественно-творческая деятельность может выступать идеальным средством. С этой точки зрения данный вид деятельности характеризуется своей подчиненностью цели, наличием смысла и произвольностью творчества.

С точки зрения эстетического подхода художественно-творческая деятельность выступает как один из видов активности личности, которая заключается в создании эстетических ценностей. При этом педагогический потенциал данной деятельности определяется как совокупность содержательных и научно-методических средств и ценностных оснований развития креативного мышления детей в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения. Как отмечает С.В. Николаева [4, c. 114], эстетическое воспитание является одним из традиционных направлений при всестороннем развитии ребенка в дошкольном возрасте, посредством решения таких задач, как восприятие прекрасного в окружающем мире, художественно-творческих образов, эстетических представлений и чувств; формирование художественных знаний, а также практических умений.

С точки зрения экологического подхода в решении данных задач имеет большое влияние своевременно и правильно включенные в педагогический процесс элементов природы. Это развивает эстетические переживания, эмоциональную отзывчивость, а также увлеченность. При этом существуют некоторые трудности, которые связаны с научением детей дошкольного возраста пониманию прекрасного в природе и искусстве. Накопление слуховых и зрительных ощущений, эстетических впечатлений позволяет детям успешно осваивать художественно-творческую деятельность и преодолевать все трудности. При этом огромная роль принадлежит правильной организации обучения при участии педагогического работника. Как отмечает М.Ю. Бирюков [1, c. 22] знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетаются в его художественную деятельность, без этого она не может стать творческой. Конечно, взрослые, задавшись целью «построить» художественную деятельность детей, дать им общие понятия о такой деятельности, в той или иной степени направляют выбор детей на создание того или иного конкретного художественного объекта.

Эстетический и экологический подходы при организации художест-венно-творческой деятельности детей являются важным аспектом при развитии эмоциональной сферы ребенка, что в свою очередь отражает духовную сферу личности. Сущность эколого-эстетического воспитания отражается в следующих задачах дошкольного общеобразовательного учреждения при организации художественно-творческой деятельности:

  • развитие наблюдательности, сенсорной чуткости к объектам и явлениям природы, а также восприятия свойств и качеств внешних признаков
  • развитие наблюдательности по отношению к красивым явлениям природы, внешнему облику растений и животных
  • развитие эстетического вкуса
  • развитие и совершенствование способности к проявлению эмоций (переживание, радость)
  • развитие осознанного отношения к объектам живой природы через понимание их красоты
  • развитие способности суждения и отражения в речи оценочного отношения к окружающему миру, посредством выделения цвета, пропорции, формы, композиции и т.д.
  • развитие способности воплощения впечатлений от прекрасного в природе в художественно-творческую деятельность, а также отражение в рисунках, лепке, танце и художественном слове
  • развитие интереса к произведениям искусства, в которых отражены природные явления, а также способности восприятия красоты, воспитания интереса к авторам произведений искусства и их творчеству
  • развитие интереса и бережного отношения к растениям и животным, способности восхищения ими и сочувствия.

При решении данных задач является необходимым создание разви-вающей эколого-эстетической среды в дошкольном общеобразовательном учреждении, развитие экологической культуры и эстетического воспитания у педагогических работников, а также овладение ими методами эколого-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Все вышеперечисленное является необходимым при организации художественно-творческой деятельности в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения [3, c. 27].

Актуальность выбранной темы подтверждается результатами иссле-дования, представленными в статье М.Ю. Бирюкова «Художественно-творческая деятельность как основа эстетического воспитания дошкольников». Автор указывает на то, что в жизни ребенка преобладает эмоциональный фактор, и в зависимости от его окружения, как взрослые обращают его внимание на внешний мир – природу, людей, их деятельность – зависит его духовно-нравственное развитие. Кроме того, М.Ю. Бирюков отмечает, что развитие художественно-творческих способностей детей при организации обучения допускает следующие направления работы [1, c. 22]:

  • воспитание этично-эстетического отношения к искусству, художественным ценностям и окружающей действительности
  • вовлечение в художественно-творческую деятельность с применением разнообразных художественных техник, методов и форм работы
  • развитие индивидуальных склонностей, практических умений и на-выков в художественно-творческой деятельности посредством реализации эстетического и экологического подходов.

Таким образом, организация художественно-творческой деятельности на основе эстетического и экологического подходов в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения занимает ключевую роль при формировании творческой личности и её отношения к действительности. Создание развивающей эколого-эстетической среды, а также развитие экологической культуры и эстетического воспитания в дошкольном учреждении являются неотъемлемой частью организации данной деятельности. При этом необходимо учитывать присутствие развитых в традициях искусства средств художественной деятельности, а также обладание ребенком индивидуальным опытом, переживаниями и чувствами.

Библиографический список

  1. Бирюков М.Ю. Художественно-творческая деятельность как основа эстетического воспитания дошкольников / М.Ю. Бирюков // Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию Института дошкольного воспитания и 110-летию со дня рождения А.В. Запорожца. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». – 2016. – С. 21-26.
  2. Калюжная Е.Г. Художественно-творческая деятельность: понятие, структура, педагогический потенциал / Е.Г. Калюжная // Человек в мире культуры. – 2015. № 4. – С. 34-39.
  3. Лупандина Е.А., Власенко Т.К. Развитие творческих способностей детей в художественно-творческой деятельности / Е.А. Лупандина, Т.К. Власенко // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2018 – № 4 (16). – С. 26-28.
  4. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников с позиций эстетического подхода / С.Н. Николаева // Дошкольное и начальное образование: варьирование подходов в условиях смены образовательных парадигм: Материалы международной конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ. – 2013. – С. 112-118.
  5. Русакова Т.Г., Олекс А.А. Особенности организации коллек-тивной художественно-творческой деятельности в начальной школе / Т.Г. Русакова, А.А. Олекс // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. – 2015. № 1 (2). – С. 287-289.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год