Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Организация художественно-творческой деятельности на основе эстетического и экологического подходов в условиях ДОУ
Занятия по Экологии
Автор: Плужникова Мария Сергеевна   
16.03.2021 02:55

Организация художественно-творческой деятельности на основе эстетического и экологического подходов в условиях ДОУОрганизация художественно-творческой деятельности на основе эстетического и экологического подходов в условиях ДОУ

В настоящее время возрастает внимание к проблемам, возникающим в процессе организации художественно-творческой деятельности в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Творческое развитие детей является одним из важнейших средств, при формировании творческой личности и её отношения к действительности, посредством умственного и нравственного воспитания. С этой точки зрения искусство является главным фактором при раскрытии творческого потенциала индивида, что в свою очередь обеспечивает успешную адаптацию к окружающему миру. Именно в период дошкольного образования у ребенка активизируется самостоятельное мышление, развивается любознательность и познавательный интерес. В связи с этим вопросы организации художественно-творческой деятельности на основе эстетического и экологического подходов в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения приобре-тают особую актуальность. В этой связи целесообразно рассматривать художественно-творческую деятельность ребенка с точки зрения организации данного процесса в условиях дошкольного учреждения, что и является научной новизной данной проблематики.

 

К изучению художественно-творческой деятельности обращались многие ученые, среди которых можно отметить следующих: Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Л. Ушинский. При этом многие аспекты организации данной деятельности с точки зрения эстетического и экологического подходов требуют дополнительного изучения. Полученные результаты исследования достаточно актуальны как при дальнейших теоретических разработках, так и при практической работе с детьми в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения.

Художественно-творческая деятельность, как понятие тесно связано с искусством и рассматривается в качестве художественного творчества, его результатов, а также художественного восприятия различных явлений и произведений искусства [5, c. 288]. Главным содержанием такой деятельности является хранение, создание, функционирование и передача духовных ценностей. При этом можно выделить такую характеристику художественно-творческой деятельности, как логическая структура, которая включает в себя объект, субъект, средства, формы, методы и результат. Ее особенность заключается в художественно-образном освоении действительности. Как отмечает Е.Г. Калюжная [2, с. 36], особенность художественно-творческой деятельности выражается в художественно-образном освоении действительности в единстве познания, творчества, самовыражения субъекта данной деятельности. Благодаря потенциалу, реализующему возможности для самоактуализации личности, художественно-творческая деятельность может выступать идеальным средством. С этой точки зрения данный вид деятельности характеризуется своей подчиненностью цели, наличием смысла и произвольностью творчества.

С точки зрения эстетического подхода художественно-творческая деятельность выступает как один из видов активности личности, которая заключается в создании эстетических ценностей. При этом педагогический потенциал данной деятельности определяется как совокупность содержательных и научно-методических средств и ценностных оснований развития креативного мышления детей в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения. Как отмечает С.В. Николаева [4, c. 114], эстетическое воспитание является одним из традиционных направлений при всестороннем развитии ребенка в дошкольном возрасте, посредством решения таких задач, как восприятие прекрасного в окружающем мире, художественно-творческих образов, эстетических представлений и чувств; формирование художественных знаний, а также практических умений.

С точки зрения экологического подхода в решении данных задач имеет большое влияние своевременно и правильно включенные в педагогический процесс элементов природы. Это развивает эстетические переживания, эмоциональную отзывчивость, а также увлеченность. При этом существуют некоторые трудности, которые связаны с научением детей дошкольного возраста пониманию прекрасного в природе и искусстве. Накопление слуховых и зрительных ощущений, эстетических впечатлений позволяет детям успешно осваивать художественно-творческую деятельность и преодолевать все трудности. При этом огромная роль принадлежит правильной организации обучения при участии педагогического работника. Как отмечает М.Ю. Бирюков [1, c. 22] знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетаются в его художественную деятельность, без этого она не может стать творческой. Конечно, взрослые, задавшись целью «построить» художественную деятельность детей, дать им общие понятия о такой деятельности, в той или иной степени направляют выбор детей на создание того или иного конкретного художественного объекта.

Эстетический и экологический подходы при организации художест-венно-творческой деятельности детей являются важным аспектом при развитии эмоциональной сферы ребенка, что в свою очередь отражает духовную сферу личности. Сущность эколого-эстетического воспитания отражается в следующих задачах дошкольного общеобразовательного учреждения при организации художественно-творческой деятельности:

  • развитие наблюдательности, сенсорной чуткости к объектам и явлениям природы, а также восприятия свойств и качеств внешних признаков
  • развитие наблюдательности по отношению к красивым явлениям природы, внешнему облику растений и животных
  • развитие эстетического вкуса
  • развитие и совершенствование способности к проявлению эмоций (переживание, радость)
  • развитие осознанного отношения к объектам живой природы через понимание их красоты
  • развитие способности суждения и отражения в речи оценочного отношения к окружающему миру, посредством выделения цвета, пропорции, формы, композиции и т.д.
  • развитие способности воплощения впечатлений от прекрасного в природе в художественно-творческую деятельность, а также отражение в рисунках, лепке, танце и художественном слове
  • развитие интереса к произведениям искусства, в которых отражены природные явления, а также способности восприятия красоты, воспитания интереса к авторам произведений искусства и их творчеству
  • развитие интереса и бережного отношения к растениям и животным, способности восхищения ими и сочувствия.

При решении данных задач является необходимым создание разви-вающей эколого-эстетической среды в дошкольном общеобразовательном учреждении, развитие экологической культуры и эстетического воспитания у педагогических работников, а также овладение ими методами эколого-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Все вышеперечисленное является необходимым при организации художественно-творческой деятельности в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения [3, c. 27].

Актуальность выбранной темы подтверждается результатами иссле-дования, представленными в статье М.Ю. Бирюкова «Художественно-творческая деятельность как основа эстетического воспитания дошкольников». Автор указывает на то, что в жизни ребенка преобладает эмоциональный фактор, и в зависимости от его окружения, как взрослые обращают его внимание на внешний мир – природу, людей, их деятельность – зависит его духовно-нравственное развитие. Кроме того, М.Ю. Бирюков отмечает, что развитие художественно-творческих способностей детей при организации обучения допускает следующие направления работы [1, c. 22]:

  • воспитание этично-эстетического отношения к искусству, художественным ценностям и окружающей действительности
  • вовлечение в художественно-творческую деятельность с применением разнообразных художественных техник, методов и форм работы
  • развитие индивидуальных склонностей, практических умений и на-выков в художественно-творческой деятельности посредством реализации эстетического и экологического подходов.

Таким образом, организация художественно-творческой деятельности на основе эстетического и экологического подходов в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения занимает ключевую роль при формировании творческой личности и её отношения к действительности. Создание развивающей эколого-эстетической среды, а также развитие экологической культуры и эстетического воспитания в дошкольном учреждении являются неотъемлемой частью организации данной деятельности. При этом необходимо учитывать присутствие развитых в традициях искусства средств художественной деятельности, а также обладание ребенком индивидуальным опытом, переживаниями и чувствами.

Библиографический список

  1. Бирюков М.Ю. Художественно-творческая деятельность как основа эстетического воспитания дошкольников / М.Ю. Бирюков // Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию Института дошкольного воспитания и 110-летию со дня рождения А.В. Запорожца. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». – 2016. – С. 21-26.
  2. Калюжная Е.Г. Художественно-творческая деятельность: понятие, структура, педагогический потенциал / Е.Г. Калюжная // Человек в мире культуры. – 2015. № 4. – С. 34-39.
  3. Лупандина Е.А., Власенко Т.К. Развитие творческих способностей детей в художественно-творческой деятельности / Е.А. Лупандина, Т.К. Власенко // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2018 – № 4 (16). – С. 26-28.
  4. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников с позиций эстетического подхода / С.Н. Николаева // Дошкольное и начальное образование: варьирование подходов в условиях смены образовательных парадигм: Материалы международной конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ. – 2013. – С. 112-118.
  5. Русакова Т.Г., Олекс А.А. Особенности организации коллек-тивной художественно-творческой деятельности в начальной школе / Т.Г. Русакова, А.А. Олекс // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. – 2015. № 1 (2). – С. 287-289.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (186) выйдет
11 апреля 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (185) за 2021 год
Скачать Номер 13 (184) за 2021 год
Скачать Номер 12 (183) за 2021 год
Скачать Номер 11 (182) за 2021 год
Скачать Номер 10 (181) за 2021 год
Скачать Номер 9 (180) за 2021 год
Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год