Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Экологическая сказка – источник формирования экологической культуры»
Занятия по Экологии
Автор: Серегина Валентина Сергеевна   
14.12.2019 04:33

«Экологическая сказка – источник формирования экологической культуры»

Детский возраст – благодатнейшее время для знакомства с природой. Детские впечатления всегда самые яркие и незабываемые. Ребенок в простейшем видит удивительное, красочное. Задача педагога – ввести ребенка в многогранный, многоликий мир природы с его запахами, звуками, с его красотой и всегда поражающей загадочностью; ввести, как наблюдателя, исследователя, защитника, хранителя, созидателя, но, ни в коем случае, не как равнодушного потребителя и разрушителя.

Ни для кого не секрет, что проблема экологического воспитания очень актуальна в наше время компьютерных игр, фильмов – ужастиков. Совершенно очевидно снижен потенциал доброты, в том числе, и в отношении к природе. Научить ребенка быть заботливым другом окружающей среды становится важным делом педагога. В этом очень поможет экологическая сказка.

 

Дошкольника удивляет все вокруг: хрупкая снежинка на ладошке, прекрасная своей неповторимостью, только что проснувшаяся божья коровка, проклюнувшийся цветочек.

Экологические сказки помогают ребенку задуматься, где-то даже переосмыслить свое поведение в природе. Сказка – это совершенно уникальный жанр, который очень близок и понятен ребенку, сказка заставляет сопереживать, ее содержание доступно и понятно малышу.

Работа с экологической сказкой проводилась поэтапно: 1) знакомство со сказками; 2) пересказ (индивидуальный, или групповой (поочередный)), придумывание новых концовок, изменение сюжета, и, наконец, собственное сочинительство детьми сказок, а также игры-драматизации по сказкам.

Слушая экологическую сказку, ребенок не просто заинтересован событийной стороной повествования, но и ненавязчиво воспитывается, получает определенные знания о поведении людей, о непростой жизни животных, их взаимоотношениях, об их жизни в природе, иными словами, сказка – богатейший источник развития основ экологической культуры.

Чтобы создать экологическую сказку, необходим определенный опыт общения с природой. В этом нам очень помогают родители. Путешествуя с детьми всей семьей за город: наблюдения за красотой закатов, рассветов, цветущих лугов, шумящих лесов, бурлящих рек, зеркальных озер с их звуками, запахами дают неоценимые знания при знакомстве с природой.

При создании сказки о злом волшебнике Урагане, ломающем деревья в лесу, дети принимают решение ввести самих себя в повествование сказки, чтобы помочь лесу ликвидировать последствия стихийного бедствия: посадить новые деревья, кустарники, убрать мусор, помочь пострадавшим животным, а также укротить Ураган, превратив его в легкий ветерок. При этом надо напоминать детям, что человек должен вести себя осторожно и аккуратно, не нарушая жизни лесных обитателей.

В сказке про Старичка-лесовичка дети попадают в волшебный лес, где их ждет увлекательное путешествие в зеленую аптеку, наполненную лекарственными травами, ягодами, грибами. Дети обращались за помощью к Старичку-лесовичку с просьбой вылечить заболевшего зайчонка. Малыши знакомятся с лекарственными и ядовитыми растениями, их строением, запахом, изучают пользу, или вред, для человека и животных, для птиц и насекомых.

В арсенале группы хранится большое количество засушенных растений, а также иллюстраций трав, ягод, грибов.

В работе с экологической сказкой очень важен деятельностный аспект. В придуманной сказке «Увядающий лук» дети выясняют причину увядания лука (нерадивый медвежонок перестал за ним ухаживать, а хозяйственный бельчонок-огородник помог ему спасти лучок: подкормил, прорыхлил, полил, поставил ближе к солнечному свету). эта сказка явилась стимулом для детей самостоятельно следить за состоянием цветов в группе, на участке, дома. Мы придумывали сказки: «Голодный воробей», «Сломанная ветка», а, в результате, пробуждали интерес к созданию различных кормушек, пропадало желание у многих ломать ветки деревьев и кустарников.

Экологические сказки способствуют не только творческому, интеллектуальному развитию детей, но и помогают пробудить интерес к дальнейшему изучению природы, неравнодушному, бережному отношению к ней.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год