Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Экологическая сказка – источник формирования экологической культуры»
Занятия по Экологии
Автор: Серегина Валентина Сергеевна   
14.12.2019 04:33

«Экологическая сказка – источник формирования экологической культуры»

Детский возраст – благодатнейшее время для знакомства с природой. Детские впечатления всегда самые яркие и незабываемые. Ребенок в простейшем видит удивительное, красочное. Задача педагога – ввести ребенка в многогранный, многоликий мир природы с его запахами, звуками, с его красотой и всегда поражающей загадочностью; ввести, как наблюдателя, исследователя, защитника, хранителя, созидателя, но, ни в коем случае, не как равнодушного потребителя и разрушителя.

Ни для кого не секрет, что проблема экологического воспитания очень актуальна в наше время компьютерных игр, фильмов – ужастиков. Совершенно очевидно снижен потенциал доброты, в том числе, и в отношении к природе. Научить ребенка быть заботливым другом окружающей среды становится важным делом педагога. В этом очень поможет экологическая сказка.

 

Дошкольника удивляет все вокруг: хрупкая снежинка на ладошке, прекрасная своей неповторимостью, только что проснувшаяся божья коровка, проклюнувшийся цветочек.

Экологические сказки помогают ребенку задуматься, где-то даже переосмыслить свое поведение в природе. Сказка – это совершенно уникальный жанр, который очень близок и понятен ребенку, сказка заставляет сопереживать, ее содержание доступно и понятно малышу.

Работа с экологической сказкой проводилась поэтапно: 1) знакомство со сказками; 2) пересказ (индивидуальный, или групповой (поочередный)), придумывание новых концовок, изменение сюжета, и, наконец, собственное сочинительство детьми сказок, а также игры-драматизации по сказкам.

Слушая экологическую сказку, ребенок не просто заинтересован событийной стороной повествования, но и ненавязчиво воспитывается, получает определенные знания о поведении людей, о непростой жизни животных, их взаимоотношениях, об их жизни в природе, иными словами, сказка – богатейший источник развития основ экологической культуры.

Чтобы создать экологическую сказку, необходим определенный опыт общения с природой. В этом нам очень помогают родители. Путешествуя с детьми всей семьей за город: наблюдения за красотой закатов, рассветов, цветущих лугов, шумящих лесов, бурлящих рек, зеркальных озер с их звуками, запахами дают неоценимые знания при знакомстве с природой.

При создании сказки о злом волшебнике Урагане, ломающем деревья в лесу, дети принимают решение ввести самих себя в повествование сказки, чтобы помочь лесу ликвидировать последствия стихийного бедствия: посадить новые деревья, кустарники, убрать мусор, помочь пострадавшим животным, а также укротить Ураган, превратив его в легкий ветерок. При этом надо напоминать детям, что человек должен вести себя осторожно и аккуратно, не нарушая жизни лесных обитателей.

В сказке про Старичка-лесовичка дети попадают в волшебный лес, где их ждет увлекательное путешествие в зеленую аптеку, наполненную лекарственными травами, ягодами, грибами. Дети обращались за помощью к Старичку-лесовичку с просьбой вылечить заболевшего зайчонка. Малыши знакомятся с лекарственными и ядовитыми растениями, их строением, запахом, изучают пользу, или вред, для человека и животных, для птиц и насекомых.

В арсенале группы хранится большое количество засушенных растений, а также иллюстраций трав, ягод, грибов.

В работе с экологической сказкой очень важен деятельностный аспект. В придуманной сказке «Увядающий лук» дети выясняют причину увядания лука (нерадивый медвежонок перестал за ним ухаживать, а хозяйственный бельчонок-огородник помог ему спасти лучок: подкормил, прорыхлил, полил, поставил ближе к солнечному свету). эта сказка явилась стимулом для детей самостоятельно следить за состоянием цветов в группе, на участке, дома. Мы придумывали сказки: «Голодный воробей», «Сломанная ветка», а, в результате, пробуждали интерес к созданию различных кормушек, пропадало желание у многих ломать ветки деревьев и кустарников.

Экологические сказки способствуют не только творческому, интеллектуальному развитию детей, но и помогают пробудить интерес к дальнейшему изучению природы, неравнодушному, бережному отношению к ней.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год