Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию (опыт работы).
Занятия по Экологии
Автор: Григорян Инна Викторовна   
23.07.2025 11:17

Инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию (опыт работы).Инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию (опыт работы).

В современных условиях экологическое воспитание приобретает особую значимость. Формирование экологической культуры у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует особого подхода и применения инновационных технологий, учитывающих их индивидуальные особенности. В своей практике я использую различные методы и технологии, которые позволяют сделать процесс экологического воспитания увлекательным и доступным для детей с ОВЗ.

Цель моей работы — формирование экологической культуры и ответственного отношения к природе у детей с ОВЗ старшего возраста. Для достижения этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

 

  1. Формирование элементарных экологических представлений.
  2. Развитие познавательного интереса к природе.
  3. Воспитание бережного отношения к окружающей среде.
  4. Развитие сенсорных способностей и наблюдательности.
  5. Создание доступной предметно-развивающей среды.

Одним из ключевых аспектов моей работы является создание предметно-развивающей среды, которая способствует экологическому воспитанию. Основные элементы этой среды включают:

  • Уголок природы с безопасными растениями.
  • Мини-лабораторию для проведения опытов.
  • Экологические макеты.
  • Дидактические игры и пособия.
  • Аудиозаписи звуков природы.
  • Фотоальбомы и иллюстрации.
  • Лэпбуки
  • Гербарии
  • Природный материал

Эти элементы помогают детям лучше понять окружающий мир и развивают их интерес к природе.

В своей работе я активно использую следующие инновационные технологии:

  • Информационно-коммуникационные технологии (презентации, видеоматериалы).
  • Игровые технологии (экологические игры, квесты).
  • Проектная деятельность (мини-проекты по изучению природы).
  • Сенсорная интеграция (работа с природными материалами).
  • Здоровьесберегающие технологии (экологические прогулки, наблюдения).

Эти технологии позволяют сделать процесс обучения более интересным и эффективным. Одним из эффективных методов экологического воспитания является работа на экологической тропе. Это специально оборудованная территория детского сада, где дети могут наблюдать за растениями и насекомыми, заниматься трудовой деятельностью (посадка растений, уход за ними), фотографировать объекты природы, проводить опыты и эксперименты, а также создавать мини-огороды.

Также я использую лэпбуки — интерактивные папки с материалами по экологической тематике. Они включают карманчики с информацией о природе, подвижные элементы, мини-книжки, карточки с заданиями, пазлы и игры. Лэпбуки помогают детям лучше усваивать материал и развивать их творческие способности. Использование в своей работе лэпбука «Экология» формирует у детей знания правильного поведения в природе экологическую безопасность и грамотность. Лэпбук «Красная книга Забайкалья» формирует и расширяет у детей знания о малой родине, о природе родного края воспитывает нравственные и патриотические качества. Экологические викторины, виртуальные экскурсии, мультимедийные презентации также являются важными элементами моей работы. Они помогают детям закреплять знания о природе, знакомиться с природными явлениями, изучать животных и растения, а также узнавать о экологических проблемах. Использование в своей работе экологических игр способствует всестороннему развитию детей, такие игры очень интересны и понятны детям.

«Угадай по звуку» — развитие слухового восприятия.

Цель: формирование умения идентифицировать природные звуки и их источники.

Описание: детям предлагается прослушать звуки природы (например, пение птиц, шум ветра, шелест листьев) и определить, что это за звук. Можно использовать аудиозаписи.

«Собери картинку» — формирование целостного представления о природе.

Цель: развитие умения анализировать и синтезировать информацию, формирование представления о взаимосвязи компонентов природы.

Описание: детям предлагаются разрезанные картинки с изображением природных объектов (например, животных, растений, пейзажей). Задача — собрать картинку.

«Найди пару» — развитие внимания и памяти.

Цель: формирование умения находить соответствия между объектами природы и их характеристиками.

Описание: детям предлагаются карточки с изображениями природных объектов и карточки с их характеристиками (например, «это животное обитает в лесу», «это растение цветёт весной»). Нужно найти пары.

«Экологическийквест» — закрепление знаний о природе в игровой форме.

Цель: закрепление знаний о природе, развитие навыков работы в команде.

Описание: детям предлагается выполнить ряд заданий, связанных с природой (например, найти определённое растение, ответить на вопросы о животных, решить экологические задачи). Задания выполняются в форме квеста.

«Волшебный мешочек» — развитие тактильных ощущений и знаний о природе.

Цель: формирование представлений о различных природных объектах через тактильные ощущения.

Описание: в мешочек помещаются различные природные материалы (например, камни, шишки, листья). Дети должны на ощупь определить, что это за материал, и назвать его.

«Цепочка природы» — формирование представлений о взаимосвязях в природе.

Цель: развитие понимания взаимосвязей между различными компонентами природы.

Описание: детям предлагается составить цепочку, показывающую взаимосвязь между различными природными объектами (например, растение — животное — среда обитания).

«Живое – неживое» — обучение различать живые и неживые объекты природы.

Цель: формирование умения различать живые и неживые объекты природы, понимание их основных характеристик.

Описание: детям предлагаются различные объекты (например, камень, дерево, облако, птица). Нужно определить, является ли объект живым или неживым.

«Помоги природе» — воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Цель: формирование бережного отношения к природе, понимание важности сохранения окружающей среды.

Описание: детям предлагаются ситуации, в которых нужно выбрать правильные действия для сохранения природы (например, как правильно собрать грибы, как помочь растению).

«Экологический дозор» — формирование навыков наблюдения за природой.

Цель: развитие навыков наблюдения, формирование умения замечать изменения в природе.

Описание: детям предлагается понаблюдать за определёнными природными объектами (например, за птицами, растениями) и отметить изменения в их поведении или состоянии.

«Природные материалы» — развитие сенсорных навыков и творческих способностей.

Цель: формирование умения работать с природными материалами, развитие творческих способностей.

Описание: детям предлагается использовать природные материалы (например, шишки, листья, камни) для создания поделок, аппликаций, рисунков.

Использование инновационных технологий в экологическом воспитании детей с ОВЗ позволяет создать эффективную систему работы, которая учитывает индивидуальные особенности и потребности детей. В результате дети с ОВЗ получают возможность не только усваивать экологические знания, но и развивать свои познавательные, сенсорные и творческие способности.

Как отмечал известный педагог В.А. Сухомлинский, «воспитание любви к природе — это воспитание нравственности, духовности и патриотизма». А по словам А.С. Макаренко, «человек, который не любит природу, не может любить Родину». Поэтому важно с раннего возраста формировать у детей экологическую культуру и ответственное отношение к природе.

В заключение хочу отметить, что использование инновационных технологий в экологическом воспитании детей с ОВЗ — это не только эффективный, но и увлекательный процесс, который помогает детям лучше понять и полюбить окружающий мир.

Григорян Инна Викторовна воспитатель

МАДОУ – детский сад компенсирующей направленности

№11 «Улыбка»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 27 (389) выйдет
31 июля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год
Скачать Номер 21 (383) за 2025 год
Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год