Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сказкотерапия в работе с дошкольниками
Детские сказки
Автор: Боженко Анна Викторовна   
08.07.2023 10:55

Сказкотерапия в работе с дошкольникамиСказкотерапия в работе с дошкольниками

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Поэтому в работе с дошкольниками используется методика социо-игровых подходов Букатова В.М., Ершовой Е.П.. И как одну из форм игр социальной направленности в своей практике использую сказкотерапию. Сказкотерапия — это «лечение сказкой», один из самых доступных и в то же время эффективных методов корректирования поведения и сознания ребенка. В сказкотерапии используются терапевтические сказки – истории, рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок. Благодаря сказкотерапии у ребенка формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, развивается самооценка и самоконтроль.

 

Цель применения данной методики: формировать у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи, развить у детей навыки полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя, взаимодействия между взрослыми и детьми, развить у детей умения элементарного самоконтроля речевого выказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью, создания условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.

Сказкотерапия помогает мне создать особую психологическую атмосферу, в результате удается решить поставленные мной задачи и добиться положительных результатов в воспитании и обучении детей.

Данная методика затрагивает основные сферы коммуникативного общения ребенка, в результате ребенок способен к самоанализу, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, так же развиваются коммуникативные способности, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать- радоваться чужим радостям и огорчатся, если другим грустно. Развивается умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, умение взаимодействовать и сотрудничать.

Данная система работы помогает детям легче адаптироваться в новых групповых объединениях, создает условия для самовыражения каждого ребенка и объединение всех детей группы совместной игровой деятельностью, способствует повышению у детей уверенности в своих силах, проявлению сплоченности, учит детей сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией.

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь ребенок только начинает узнавать самого себя, других людей и мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и в одиночестве. Взрослые хотят им помочь, но часто не знают, как именно. Именно в таких случаях помогает сказкотерапия, она предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным и восприимчивым для психики ребенка способом.

Сказкотерапия для дошкольников — современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой». Сказку используют в своей практике педагоги, психологи, врачи. Доступен это метод и родителям: любую сказку можно сделать полезной. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.

Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни. В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации.

Почему именно сказкотерапия?

Во-первых, сказки используют для преодоления детских страхов. К примеру, если кроха боится темноты, то можно рассказать историю о мальчике, который боролся с темнотой и победил её. А ещё нужная и вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание малыша. С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей. Этим вы продемонстрируете, как сказочный герой может справиться с возникшей проблемой.

Во-вторых, сказкотерапия дает возможность детям поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах. Примеряя роль главного героя на себя ребенок: четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения; показывает, каким он видит решение проблем.

В-третьих, одним из положительных эффектов сказкотерапии является укрепление связи и взаимоотношений между детьми и взрослыми.

В- четвертых, приемы сказкотерапии можно интегрировать во все образовательные области по реализации основной образовательной программы ДОУ. Это позволяет детям более успешно усвоить программный, который становится интересней, благодаря сказкотерапии

Принцип применения сказкотерапии в ДОУ: содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка; применения наглядных материалов, использование иллюстраций, картин, действия с помощью кукол, игрушек и др.; с возрастом сюжеты более усложняются, дети становятся активными участниками, инициаторами.

В сказкотерапии для детей применяются 3 основных вида сказок:

  1. Художественные и народные сказки: эти сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, ответственности и др. Так в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.
  2. Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста, овладеть письмом и чтением). Например, к этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлены буквы и цифры.
  3. Самостоятельно сочиненные ребенком: через такую сказку можно узнать о тех переживаниях ребенка, которые он не осознает, либо скрывает от взрослых.

Таким образом, сказкотерапия в доу имеет колоссальное воспитательное значение. Она становится средством развития, воспитания и обучения, а также коррекцией психического состояния дошкольников. Сказкотерапия пробуждает все доброе, что есть в душе ребенка, формирует крепкие нравственные ценности, любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.

Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год