Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогический проект «Моя любимая сказка».
Детские сказки
Автор: Прудникова Юлия Александровна, Медведева Наталия Васильевна   
22.07.2021 16:04

Педагогический проект «Моя любимая сказка».Педагогический проект «Моя любимая сказка».

В рамках межаттестационного периода нами был разработан и реализован проект «Моя любимая сказка». Представим структурно-содержательную характеристику данного проекта.

Актуальность проекта. в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования реализация образовательной области «Речевое развитие» включает, в частности, решение такой задачи, как обогащение активного словаря; в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выделяются следующие: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; достижение вышеперечисленных целевых ориентиров подразумевает достаточно высокий уровень развития активного словаря ребенка дошкольного возраста.

 

Актуальность проекта обусловлена также тем, что детский сад и семья являются двумя основными социальными институтами, цель которых заключается в воспитании и образовании детей. В настоящее время необходимость партнерских отношений между дошкольными образовательными организациями и семьями воспитанников рассматривается на законодательном уровне, в частности, в Федеральном Законе № 273 ФЗ от 29. 12. 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», а также в рамках Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

В Законе предусмотрено, что в решении сложных и многоплановых задач, связанных с реализацией Федерального государственного стандарта дошкольного образования, базовая роль принадлежит семье. В статье 44 Федерального Закона № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим возникает необходимость по-новому оценить взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями с целью создания единого образовательного пространства «семья – детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнерства. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». При этом современная семья по ряду объективных причин нуждается в помощи окружающего социума в вопросах воспитания и образования детей. Общеизвестно, что родители с момента рождения ребенка, в период его младенчества, а также раннего и дошкольного детства испытывают ряд трудностей и потому остро нуждаются в помощи специалистов.

Проблема (социальное противоречие), на решение которой направлен проект: сравнительно невысокий уровень развития активного словаря дошкольников, бедность и однообразие лексики; невысокий уровень читательской культуры дошкольников и родителей воспитанников.

Концепция проекта: формирование у родителей представлений о спе-цифике сказки как жанра детской литературы, особенностях знакомства с ней в зависимости от возраста ребенка, популяризация чтения как одного из видов проведения семейного досуга. Формирование у родителей и педагогов представлений о дидактических возможностях сказки как средства обогащения словаря дошкольников.

Тип проекта: творческо-игровой, межпредметный, долгосрочный, групповой.

Цель проекта — обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста посредством использования сказок.

Задачи проекта:

  • пополнение словарного запаса старших дошкольников за счет тропов (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, литота);
  • пополнение пассивного словаря детей и перевод в их активный словарь фразеологических оборотов, архаизмов, историзмов, заимствованных слов;
  • повышение уровня педагогической компетентности родителей и педагогов дошкольной образовательной организации по проблематике дидактических возможностей сказки в обогащении словаря детей дошкольного возраста;
  • развитие конструктивных партнерских взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса.

Участники проекта: педагоги, родители, дети дошкольного возраста.

Принципы проекта:

  • использование разнообразных форм, методов и приемов работы;
  • приоритетность использования игровых форм работы, поскольку игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте;
  • учет возрастных особенностей детей при подборе дидактических игр.

Этапы проекта:

1. Ценностно-ориентационный.

Содержание:

А) дети: совместный просмотр мультфильмов, художественных филь-мов по сказкам (дома), изготовление атрибутов в соответствии с выбранной ролью.

Б) родители: просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам (дома); изготовление кукольного театра для драматизаций, костюмов для драматизаций сказок, сюжетно-ролевых игр.

В) педагоги: стимулирование участников проекта к самооценке и к самоанализу, консультирование участников по корректировке проекта.

2. Конструктивный;

Содержание:

А) дети: речевые игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?», «Из какой сказки герой»; игры-фантазии «Если я был волшебником», «Если б я поймал золотую рыбку»; пересказ прочитанных сказок; посещение выставки книг «Сказочный мир»; использование сказок в режимных моментах, в НОД; игровая образовательная ситуация «Путешествие Колобка»;

Б) родители: объединение родителей в группы по творческим способ-ностям; консультация для родителей: «Влияние сказки на обогащение словаря дошкольника»;

В) педагоги: создание картотеки сказок для работы с детьми; создание библиотеки красочных книг со сказками для детей; создание уголка ряженья с русскими национальными костюмами; обновление театрального уголка в группе; семинар-практикум «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

3. Оценочно-рефлексивный:

Содержание:

А) дети: совместный просмотр мультфильмов, художественных филь-мов по сказкам (дома), изготовление атрибутов в соответствии с выбранной ролью.

Б) родители: просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам (дома); изготовление кукольного театра для драматизаций, костюмов для драматизаций сказок, сюжетно-ролевых игр;

В) педагоги: стимулирование участников проекта к самооценке и к самоанализу, консультирование участников по корректировке проекта.

4. Презентационный:

Содержание:

А) дети: помощь в оформлении выставки «Что за прелесть эти сказки!», участие в досуге «По страницам народных сказок»;

Б) родители: Представление результатов индивидуальной и групповой работы в театрализованном представлении и выставке «Что за прелесть, эти сказки!»; участие в обсуждении результатов совместного творчества;

В) педагоги: Организация выставки «Что за прелесть эти сказки!»; подготовка театрализованного представления, обсуждения результатов и поощрение участников проекта.

Планируемый результат проекта:

  • для дошкольников: пополнен активный словарь за счет средств сказки: тропов, фразеологических оборотов, устаревших слов; сформирован интерес к русским народным и авторским сказкам; расширен кругозор; сформированы доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми на примере поступков сказочных героев; сформировано бережное отношение к книгам.
  • для родителей: сформированность представлений о дидактических возможностях сказки для обогащения словаря детей дошкольного возраста; возвращение к традициям семейного чтения; развитие детско-родительских отношений в ходе реализации совместных мероприятий.
  • для педагогов: формирование партнерских отношений с семьями воспитанников; повышение уровня педагогической компетентности по тематике проекта.

Основное проектное решение: дети и родители участвуют в викторинах, квестах, спектаклях по произведениям народных и авторских сказок. Итогом становится оформление совместно подготовленной детьми и родителями выставки «Что за прелесть эти сказки!».

Показатели, по которым оцениваются результаты проекта: входная и итоговая диагностика уровня развития словаря дошкольников; входное и итоговое анкетирование родителей и детей, направленное на знание содер-жания народных и авторских сказок.

Перспективы развития проекта: данный проект может быть использо-ван в других детских садах в рамках реализации таких интегрированных образовательных областей, как «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Литература.

  1. Белицкая А. А. Ознакомление детей с русской культурой на примере народных и авторских сказок // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2015. — № 12. — С. 107—110.
  2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис- пресс, 2008. – 208 с.
  3. Долженко Л. В. Современная детская литература как компонент круга чтения дошкольников // Детский сад: теория и практика. — 2015. — № 3. — С. 6 — 19.
  4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обуче-ния: учебник для бакалавров / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. — СПб: Питер, 2013. — 464 с.
  5. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. — М.: Педагогика, 2002. — 400 с.
  6. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании / Н.А. Кочкина. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 72 с.
  7. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 333 с.
  8. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. — СПб.: Детство-Пресс, 2011. — 80 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год