Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Сказка, как средство мотивирования дошкольников к действиям.
Детские сказки
Автор: Картавцева Людмила Николаевна   
10.12.2020 19:58

Сказка, как средство мотивирования дошкольников к действиям.Сказка, как средство мотивирования дошкольников к действиям.

МБДОУ «Детский сад «Развитие» Воронежская область Новоусманский район Воспитатель. Картавцева Людмила Николаевна

«… Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем».

В. А. Сухомлинский.

Мир сказки чудесен. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства.

Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

 

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это и стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребенка появляются не только новые знания, но и самое главное –новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. слайд 1

Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными.

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей

Ведь сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для малыша рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети именно этого возраста глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. И именно этот импульс и позволяет сделать сказку в работе с дошкольниками базовым основанием при построении образовательного процесса. «Пережив» волшебную историю сказки всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт. слайд 2

Конечно же, каждый педагог в своей работе использует сказку: ежедневно читает детям, использует сказочные сюжеты при организации НОД и многое др. Но задумываемся ли мы о педагогическом потенциале сказки?

Именно этому вопросу и посвящен мой опыт работы.

Цель: использование педагогического потенциала сказки для разностороннего развития детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели решила ежедневно использовать сказку для развития всех сторон личности ребенка дошкольного возраста с помощью следующего метода и приема:

  • использование сказки как средства мотивирования на деятельность.

Особый всплеск эмоций вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. От лица героя, преобразовываю сложные ситуации в педагогические задачи, подвожу к решению проблемы. Дети вместе с героем ищут альтернативные способы действия, спорят с ним или соглашаются, предлагают свои решения.

Данному вопросу посвящено множество педагогических изданий, но, конечно же, педагог может и должен сам учиться использовать потенциал сказок как средства мотивирования на деятельность.

Например, придумать задачи для решения детьми по сказке «Теремок». И задачи эти, конечно же, должны быть открытого типа! Какие же варианты открытого типа можно использовать при работе по этой сказке?

Конечно же, это зависит от поставленных нами задач. Например:

1. Педагогическая задача – учить детей совместно строить из учебно — игрового пособия постройки.

Сказка «Теремок»

Вопрос детям: Нужно помочь сделать зверям новый теремок. Из чего мы с вами можем сделать зверям теремок? Но так, чтобы все звери поместились в нем?

2. . Педагогическая задача – учить украшать рукавичку геометрическими фигурами.

Сказка «Рукавичка» Вопрос детям: Нужно помочь сделать зверям новый теремок. Из чего мы с вами можем сделать зверям теремок (варианты детей). Можно сделать много маленьких домиков для каждого зверя и получится целый город или поселок. (+знакомство с понятием город).

3. Педагогическая задача — обучение лепки предметов круглой формы. (лепка «колобок»).

Вопрос детям: Нужно помочь сделать зверям новый теремок. Но прежде, чем приступить к его постройке, звери попросили вас нарисовать, как будет выглядеть этот дом. (+знакомство с понятие план, проект, архитектор – в старшем возрасте).

4. Педагогическая задача – учить детей совместно строить из крупного конструктора постройки.

Сказка «Заюшкина избушка "

5. Педагогическая задача — обучение аппликации из предметов квадратной формы. Много этажка сколько зверей столько этажей.

«Кошкин дом». Вопросдетям. Нужно помочь кошке и котятам сделать новый дом. но прежде, чем приступить к его постройке, котята попросили вас построить новый дом. (аппликация "Кошкин дом")

В результате проведенной работы у дошкольников и их родителей повысился интерес к сказкам.

По итогам работы отмечено:

  • развитие у детей познавательного интереса;
  • дети самостоятельно драматизируют знакомые сказки, обогащая сюжеты знакомых сказок и придумывая новые;
  • активизировался активный словарь детей, происходит развитие диалогической речи, совершенствуется звуковая сторона детской речи;
  • дети овладели конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими;
  • у детей сформированы:

основы нравственности и морали;

умение понимать содержание сказки;

умение оценивать поступки сказочных героев и свои;

умение последовательно пересказывать текс, выразительно передавая речь персонажей;

умение анализировать, делать выводы и обобщения.

Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать. Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (188) выйдет
25 апреля 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (187) за 2021 год
Скачать Номер 15 (186) за 2021 год
Скачать Номер 14 (185) за 2021 год
Скачать Номер 13 (184) за 2021 год
Скачать Номер 12 (183) за 2021 год
Скачать Номер 11 (182) за 2021 год
Скачать Номер 10 (181) за 2021 год
Скачать Номер 9 (180) за 2021 год
Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год