Конспект занятия по звуковой культуре речи «Знакомимся со звуком «Ж» вместе с пчелкой Жужей» в группе № 1 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 3-7 лет. |
Дефектология | |
Автор: Тимербаева Гульнара Робертовна | |
23.03.2025 08:06 | |
Форма проведения: индивидуальная. Образовательная область «Речевое развитие». Выполнил: учитель — дефектолог Тимербаева Гульнара Робертовна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 14» г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Постановка звука «Ж». Цель: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука «Ж». Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно — воспитательные:
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие. Методические приемы: Наглядные: рассматривание картинок, показ артикуляции. Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения. Практические: дидактические игры и упражнения. Средства реализации: пчелка игрушка Жужа, зеркала на каждого ребенка, вертушки. Предметные картинки: (пиджак, жилетка, пижама, звуковые дорожки). Ход организованной образовательной деятельности: 1. Организационный момент. Учитель – дефектолог. Дети, сегодня у нас необычный день, к нам пришла гостья. Давайте поздороваемся. Сядем рядышком, по кругу, Скажем «Здравствуйте!" друг другу. Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся. Учитель — дефектолог: молодцы, дети! А сейчас я хочу вам загадать загадку. Послушайте внимательно! Над цветком она жужжит К улью быстро так летит, Мёд свой в соты отдала, А зовут её? (пчела) Дети: пчела. Сюрпризный момент, появление пчелки Жужа. Учитель-дефектолог: да, это пчелка по имени Жужа. Она прилетела к нам сегодня в гости. Здравствуй, милая пчела! Как здоровье, как дела? Жужа: все тружжжжусь и все жжужжжу! Я на месте не сижжжжу! Учитель-дефектолог: а как вы думаете, какой любимый звук у Жужи? Дети: Ж-Ж-Ж. Учитель-дефектолог: верно, с этим звуком мы сегодня и познакомимся, и помогать нам будет Жужа, она приготовила для вас интересные задания. Учитель-дефектолог: чтобы нашему язычку было легче проговаривать звук [Ж], давай потренируем язычок. Дыхательная гимнастика А теперь давайте мы с вами подуем на наши вертушки. Артикуляционная гимнастика. «Блинчик», «Вкусное варенье», «Грибочек», «Чашечка», «Лошадка». Темп выполнения наращивается постепенно. Основная часть. Уточнение артикуляции, характеристика звука: Учитель-дефектолог: возьмите зеркала в руки. Давайте произнесем звук «ж». Какими должны быть губы, зубы, язычок, когда мы произносим звук «ж»? Учитель-дефектолог: губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам. Учитель-дефектолог: давайте мы сейчас определим, какой это звук? «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук «ж», слышите шум в наушниках? Учитель-дефектолог: значит звук [ж] какой? Дети: звук [ж] звонкий, согласный. Учитель-дефектолог: молодцы, все правильно. А еще звук [ж] всегда твердый. Арсений, дай полную характеристику звука [ж]. Звук [ж] согласный, звонкий, всегда твердый. Учитель-дефектолог: Молодец! Правильно. Учитель-дефектолог: а теперь дети, давайте мы немножко отдохнем. Физкультминутка: Утром пчелки все проснулись (встают, протирают глаза). Улыбнулись, потянулись (улыбаются, потягиваются) Раз — росой они умылись (умываются) Два — изящно потянулись (тянутся) Три — нагнулись и присели на четыре полетели (летают и жужжат). Развитие фонематического восприятия со звуком [ж]. Учитель – дефектолог: давайте, как пчелки, вместе с Жужей полетим по дорожкам. «Разноцветные дорожки» «лети» (веди пальчиком) поочерёдно по каждой дорожке и пой, как пчелка: Ж-Ж-Ж. «лететь» и жужжать надо непрерывно, чтобы звук звучал долго. Если не получается, остановись, сделай вдох, «лететь» и жужжи дальше. Учитель-дефектолог: дети, сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук [ж]» Инструкция: хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ж]. Звуки: М, Ж, В, К, Ж, С, Т, Ж, Н, Ж, А, Ж. Слоги: МА, ЖА, ВА, ЖИ, ВЫ, ЖО, ВО, ЖУ, ВУ, ЖЕ. Учитель-дефектолог: следующая игра «Определи места звука «ж» в слове». Картинки (пиджак, жилетка, пижама, фуражка, босоножки, сапожки). Я буду показывать вам картинки, и называть слова. Вы должны будите определить, где находится звук «ж», в начале, в середине или в конце слова. Игра «Раздели слово на слоги». Учитель – дефектолог: а теперь давайте посчитаем, сколько слогов в названии каждого предмета. Сколько слогов в слове пиджак? Дети «прохлопывают» каждое из предложенных педагогом слов (индивидуальные ответы детей. «Чистоговорки пчелки Жужи”. Учитель-дефектолог: дети, я сейчас буду говорить чистоговорки а вы повторять за мной. ЖА-ЖА-ЖА – есть иголки у ежа ЖИ-ЖИ-ЖИ – но не шьют увы ежи ЖУ-ЖУ-ЖУ – нитки не нужны ежу. ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ – это песня о еже. Учитель-дефектолог: Дети, вы сегодня хорошо справились с заданиями пчелки Жужи. И Жужа говорит, что ей понравилось у вас в гостях. Вы очень умные и веселые! Давайте скажем ей до свидания! Итог: дети, вам понравилось сегодняшнее занятие? Дети: да, понравилось. Учитель-дефектолог: с каким звуком мы познакомились? Дети: со звуком «Ж». Учитель-дефектолог: какой он? Дети: твердый согласный, звонкий. Учитель-дефектолог: какие слова вы запомнили с этим звуком? Дети: пиджак, пижама, жилетка.
|