Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Знакомимся со звуком «Ж» вместе с пчелкой Жужей» в группе № 1 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 3-7 лет.
Дефектология
Автор: Тимербаева Гульнара Робертовна   
23.03.2025 08:06

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Знакомимся со звуком «Ж» вместе с пчелкой Жужей» в группе № 1 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 3-7 лет. Конспект занятия по звуковой культуре речи «Знакомимся со звуком «Ж» вместе с пчелкой Жужей» в группе № 1 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 3-7 лет.

Форма проведения: индивидуальная. Образовательная область «Речевое развитие».

Выполнил: учитель — дефектолог Тимербаева Гульнара Робертовна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 14» г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Постановка звука «Ж».

Цель: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука «Ж».

Задачи:

 

Коррекционно-образовательные:

  • научить детей характеризовать звук [ж] по акустическим и артикуляционным признакам
  • закрепить навык правильной артикуляции звука [ж] с включением всех анализаторов
  • совершенствовать навыки проведения звукового анализа слов
  • упражнять детей в деления слов на слоги.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляционный аппарат
  • развивать фонематический слух
  • устранять дефектное произношение звука «Ж»
  • развивать грамматический строй речи, формировать навык самоконтроля за собственной речью
  • развивать пространственную ориентацию и координацию тонких движений кисти и пальцев рук.

Коррекционно — воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям
  • воспитывать стремление овладеть правильной речью
  • воспитывать самостоятельность.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Методические приемы:

Наглядные: рассматривание картинок, показ артикуляции.

Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения.

Практические: дидактические игры и упражнения.

Средства реализации: пчелка игрушка Жужа, зеркала на каждого ребенка, вертушки. Предметные картинки: (пиджак, жилетка, пижама, звуковые дорожки).

Ход организованной образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Учитель – дефектолог. Дети, сегодня у нас необычный день, к нам пришла гостья. Давайте поздороваемся.

Сядем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!" друг другу.

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Учитель — дефектолог: молодцы, дети!

А сейчас я хочу вам загадать загадку.

Послушайте внимательно!

Над цветком она жужжит

К улью быстро так летит,

Мёд свой в соты отдала,

А зовут её? (пчела)

Дети: пчела.

Сюрпризный момент, появление пчелки Жужа.

Учитель-дефектолог: да, это пчелка по имени Жужа.

Она прилетела к нам сегодня в гости.

Здравствуй, милая пчела! Как здоровье, как дела?

Жужа: все тружжжжусь и все жжужжжу! Я на месте не сижжжжу!

Учитель-дефектолог: а как вы думаете, какой любимый звук у Жужи?

Дети: Ж-Ж-Ж.

Учитель-дефектолог: верно, с этим звуком мы сегодня и познакомимся, и помогать нам будет Жужа, она приготовила для вас интересные задания.

Учитель-дефектолог: чтобы нашему язычку было легче проговаривать звук [Ж], давай потренируем язычок.

Дыхательная гимнастика

А теперь давайте мы с вами подуем на наши вертушки.

Артикуляционная гимнастика.

«Блинчик», «Вкусное варенье», «Грибочек», «Чашечка», «Лошадка».

Темп выполнения наращивается постепенно.

Основная часть.

Уточнение артикуляции, характеристика звука:

Учитель-дефектолог: возьмите зеркала в руки.

Давайте произнесем звук «ж». Какими должны быть губы, зубы, язычок, когда мы произносим звук «ж»?

Учитель-дефектолог: губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.

Учитель-дефектолог: давайте мы сейчас определим, какой это звук?

«Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук «ж», слышите шум в наушниках?

Учитель-дефектолог: значит звук [ж] какой?

Дети: звук [ж] звонкий, согласный.

Учитель-дефектолог: молодцы, все правильно. А еще звук [ж] всегда твердый.

Арсений, дай полную характеристику звука [ж].

Звук [ж] согласный, звонкий, всегда твердый.

Учитель-дефектолог: Молодец! Правильно.

Учитель-дефектолог: а теперь дети, давайте мы немножко отдохнем.

Физкультминутка:

Утром пчелки все проснулись (встают, протирают глаза).

Улыбнулись, потянулись (улыбаются, потягиваются)

Раз — росой они умылись (умываются)

Два — изящно потянулись (тянутся)

Три — нагнулись и присели на четыре полетели (летают и жужжат).

Развитие фонематического восприятия со звуком [ж].

Учитель – дефектолог: давайте, как пчелки, вместе с Жужей полетим по дорожкам.

«Разноцветные дорожки»

«лети» (веди пальчиком) поочерёдно по каждой дорожке и пой, как пчелка: Ж-Ж-Ж. «лететь» и жужжать надо непрерывно, чтобы звук звучал долго. Если не получается, остановись, сделай вдох, «лететь» и жужжи дальше.

Учитель-дефектолог: дети, сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук [ж]»

Инструкция: хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ж].

Звуки: М, Ж, В, К, Ж, С, Т, Ж, Н, Ж, А, Ж.

Слоги: МА, ЖА, ВА, ЖИ, ВЫ, ЖО, ВО, ЖУ, ВУ, ЖЕ.

Учитель-дефектолог: следующая игра «Определи места звука «ж» в слове». Картинки (пиджак, жилетка, пижама, фуражка, босоножки, сапожки).

Я буду показывать вам картинки, и называть слова. Вы должны будите определить, где находится звук «ж», в начале, в середине или в конце слова.

Игра «Раздели слово на слоги».

Учитель – дефектолог: а теперь давайте посчитаем, сколько слогов в названии каждого предмета. Сколько слогов в слове пиджак?

Дети «прохлопывают» каждое из предложенных педагогом слов (индивидуальные ответы детей.

«Чистоговорки пчелки Жужи”.

Учитель-дефектолог: дети, я сейчас буду говорить чистоговорки а вы повторять за мной.

ЖА-ЖА-ЖА – есть иголки у ежа

ЖИ-ЖИ-ЖИ – но не шьют увы ежи

ЖУ-ЖУ-ЖУ – нитки не нужны ежу.

ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ – это песня о еже.

Учитель-дефектолог:

Дети, вы сегодня хорошо справились с заданиями пчелки Жужи.

И Жужа говорит, что ей понравилось у вас в гостях. Вы очень умные и веселые!

Давайте скажем ей до свидания!

Итог: дети, вам понравилось сегодняшнее занятие?

Дети: да, понравилось.

Учитель-дефектолог: с каким звуком мы познакомились?

Дети: со звуком «Ж».

Учитель-дефектолог: какой он?

Дети: твердый согласный, звонкий.

Учитель-дефектолог: какие слова вы запомнили с этим звуком?

Дети: пиджак, пижама, жилетка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (373) выйдет
31 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год