«Использование полифункциональных дидактических пособийв работе учителя-дефектолога для коррекции интеллектуальных нарушений воспитанников с ОВЗ» |
Дефектология | |
Автор: Ярославцева Екатерина Игоревна | |
10.03.2025 16:49 | |
Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы коррекционно-развивающей работы. Коррекцияинтеллектуальных нарушений у воспитанников с ОВЗбудет эффективнойпривыполненииряда условий: 1) Систематические занятия совзрослым. Совместная деятельность помогает активизировать инертные и малоподвижные мыслительные процессы, расширяет личный опыт ребенка. Педагог создает условия, способствующие принятию ребенком целей предстоящей работы, формированию алгоритма аналитического обобщения информации, созданию ситуации для переноса знаний в измененные условия. 2) Создание оптимальной предметно-развивающей среды для активной мыслительной деятельности детей дошкольного возраста.
Все мы знаем, что отставания в развитии мыслительной деятельности у детей проявляется во всех компонентах структуры мышления (исследования психологов Е.Д. Божович, Т.Д. Пускаевой, В.И. Лубовского и др.) и, в первую очередь, в дефиците мотивационного компонента, проявляющемся в крайне низкой познавательной активности, избегании интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания. Следовательно, чтобы побуждать дошкольников к интеллектуальной деятельности, мы должны вызвать интерес, — чем интереснее деятельность, тем выше уровень познавательной активности. Поэтому, учитывая данные условия, в коррекционно-педагогической деятельности особое место отводится использованию нетрадиционных дидактических пособий. Расширить спектр коррекционно-образовательных задач позволяет использование таких нетрадиционных дидактических пособий как полифункциональные пособия. Полифункциональные дидактические пособия могутслужить как методом обучения, так и являться средством самостоятельной игровой деятельности дошкольников, используется как во время непосредственно-образовательной деятельности, так и всвободной деятельности детей. Преимущества использования полифункциональных пособий:
Одним из таких пособий, является полифункциональное дидактическое пособие познавательной направленности, применяемое в работе с детьми с ЗПР «Путешествие из зимы в лето». Назначение пособия: создать условия для речевой и познавательной активности и коррекции речевых и интеллектуальных нарушений детей с ЗПР, формировать представления об окружающем мире. Конструкцияпособия: состоит из 4 коробок разного размера, каждое из которых символизирует одно из 4-х времен года. Развороты каждой коробки насыщены содержательными играми и упражнениями. Имеются крепления для обыгрывания различных игр (липучки, шнуровка). Пособия включает в себя сьемные детали, кармашки, в которых спрятаны мелкие картинки, предметы, загадки. Почему данное пособие подходит для работы с детьми с особыми образовательными потребностями?
Например: на этапе обучения мы можем взять одну лексическую тему, одну игру или одну задачу, на этапе закрепления — предложить набор знакомых игр для самостоятельной деятельности. 3. При работе с данным пособием реализуется предметно-практическая деятельность – это практические действия с предметами и материалами, обеспечивающие ребенку чувственное (сенсорное) познание действительности, обогащение чувственного опыта детей. 4. Все задания пособия имеют коррекционно — развивающую направленность, а именно развивает все психические функции и речь. Итак, какие задачи мы решаем, работая с данным пособием: Образовательные:
Например: Д/и «Лото времена года», «Одень куклу по сезону», «Приметы» (плоскостные картинки), стихи и загадки и т.д. Развивающие:
Например: (Игры на развитие восприятия — «Найди тень», «Что в мешке у Деда Мороза», «Разрезные картинки», «Наряди елку») Игры на развитие мышления, на закрепление обобщающих понятий: ( «Собери урожай», «Подбери заплатку», «Четвертый лишний», «Что перепутал художник», «Что сначала, что потом», «Найди отличия» и др.)
Например: Д/и «Составь рассказ, используя опорную схему», «Расскажи сказку».
Воспитательные:
Почему включены сказки? Одним из приемов формирования интереса к деятельности, занимает драматизация знакомых сказок, литературных произведений. Опора на художественные произведения, в которых четко выражен характер действующего персонажей и их эмоциональное состояние, позволяет детям приобретать собственный опыт эмоционально окрашенного реагирования на ту или иную ситуацию, обогащая их чувственную сферу. С помощью такого пособия можно заметно обогатить и разнообразить предметно-развивающую среду группы, оно решает задачу развития и поддержания познавательного интереса детей, с его помощью можно решать различные задачи обучения, в частности коррекционно-развивающего. Удачно сочетаясь с другими видами коррекционной деятельности, такие игры и пособия позволяют осуществлять интеграцию в процессе обучения и развития. Подходит для работы как воспитателям, так и специалистам групп компенсирующей направленности (учителям-дефектологам, учителям-логопедам).
|