Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Использование полифункциональных дидактических пособийв работе учителя-дефектолога для коррекции интеллектуальных нарушений воспитанников с ОВЗ»
Дефектология
Автор: Ярославцева Екатерина Игоревна   
10.03.2025 16:49

«Использование полифункциональных дидактических пособийв работе учителя-дефектолога для коррекции интеллектуальных нарушений воспитанников с ОВЗ»«Использование полифункциональных дидактических пособийв работе учителя-дефектолога для коррекции интеллектуальных нарушений воспитанников с ОВЗ»

Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы коррекционно-развивающей работы. Коррекцияинтеллектуальных нарушений у воспитанников с ОВЗбудет эффективнойпривыполненииряда условий:

1) Систематические занятия совзрослым.

Совместная деятельность помогает активизировать инертные и малоподвижные мыслительные процессы, расширяет личный опыт ребенка. Педагог создает условия, способствующие принятию ребенком целей предстоящей работы, формированию алгоритма аналитического обобщения информации, созданию ситуации для переноса знаний в измененные условия.

2) Создание оптимальной предметно-развивающей среды для активной мыслительной деятельности детей дошкольного возраста.

 

Скачать презентацию

Все мы знаем, что отставания в развитии мыслительной деятельности у детей проявляется во всех компонентах структуры мышления (исследования психологов Е.Д. Божович, Т.Д. Пускаевой, В.И. Лубовского и др.) и, в первую очередь, в дефиците мотивационного компонента, проявляющемся в крайне низкой познавательной активности, избегании интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания.

Следовательно, чтобы побуждать дошкольников к интеллектуальной деятельности, мы должны вызвать интерес, — чем интереснее деятельность, тем выше уровень познавательной активности.

Поэтому, учитывая данные условия, в коррекционно-педагогической деятельности особое место отводится использованию нетрадиционных дидактических пособий. Расширить спектр коррекционно-образовательных задач позволяет использование таких нетрадиционных дидактических пособий как полифункциональные пособия.

Полифункциональные дидактические пособия могутслужить как методом обучения, так и являться средством самостоятельной игровой деятельности дошкольников, используется как во время непосредственно-образовательной деятельности, так и всвободной деятельности детей.

Преимущества использования полифункциональных пособий:

  • во-первых, являются ценным средством интеллектуального развития дошкольников, они мотивируют, делают учебный материал увлекательным, облегчают процесс усвоения знаний и способствуют общему развитию детей.
  • во-вторых, развивается тактильная чувствительность, как основа "ручного интеллекта".
  • в-третьих, в полифункциональных играх более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, речь и моторика.

Одним из таких пособий, является полифункциональное дидактическое пособие познавательной направленности, применяемое в работе с детьми с ЗПР «Путешествие из зимы в лето».

Назначение пособия: создать условия для речевой и познавательной активности и коррекции речевых и интеллектуальных нарушений детей с ЗПР, формировать представления об окружающем мире.

Конструкцияпособия: состоит из 4 коробок разного размера, каждое из которых символизирует одно из 4-х времен года. Развороты каждой коробки насыщены содержательными играми и упражнениями. Имеются крепления для обыгрывания различных игр (липучки, шнуровка). Пособия включает в себя сьемные детали, кармашки, в которых спрятаны мелкие картинки, предметы, загадки.

Почему данное пособие подходит для работы с детьми с особыми образовательными потребностями?

  1. Пониженная эмоциональная отзывчивость и неустойчивость внимания детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии требуют яркой наглядности, простоты и одновременно выразительности, четкого понимания предназначения той или иной игры. Мы учли это при изготовлении наглядного материала.
  2. Все мы помним, что коррекционная педагогика опирается на определение зоны ближайшего развития (предложенного Л.С. Выготским) — важнейшего принципа организации коррекционно-развивающего обучения. Зона ближайшего развития определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже осуществляет с помощью взрослого. Поэтому, работа с данным пособием первоначально расчитана на совместную работу со взрослым: то, что первоначально делается ребенком под руководством взрослого, становится затем его собственным достоянием ( «обучение тянет за собой развитие»).

Например: на этапе обучения мы можем взять одну лексическую тему, одну игру или одну задачу, на этапе закрепления — предложить набор знакомых игр для самостоятельной деятельности.

3. При работе с данным пособием реализуется предметно-практическая деятельность – это практические действия с предметами и материалами, обеспечивающие ребенку чувственное (сенсорное) познание действительности, обогащение чувственного опыта детей.

4. Все задания пособия имеют коррекционно — развивающую направленность, а именно развивает все психические функции и речь.

Итак, какие задачи мы решаем, работая с данным пособием:

Образовательные:

  • Закреплять представления о временах года, их последовательности, признаках, явлениях и приметах, учить устанавливать простейшие связи между явлениями и предметами окружающей действительности.

Например: Д/и «Лото времена года», «Одень куклу по сезону», «Приметы» (плоскостные картинки), стихи и загадки и т.д.

Развивающие:

  • Развивать познавательные процессы: восприятие, мышление, внимание, память, воображение.

Например:

(Игры на развитие восприятия — «Найди тень», «Что в мешке у Деда Мороза», «Разрезные картинки», «Наряди елку»)

Игры на развитие мышления, на закрепление обобщающих понятий: ( «Собери урожай», «Подбери заплатку», «Четвертый лишний», «Что перепутал художник», «Что сначала, что потом», «Найди отличия» и др.)

  • Развивать речевые навыки через обучение связному рассказыванию, игры на обогащение словаря, чтение стихов, составление рассказов по мнемотаблицам, пересказов по сказкам, обыгрывание по ролям.

Например: Д/и «Составь рассказ, используя опорную схему», «Расскажи сказку».

  • Обогащать чувственный опыт воспитанников;
  • Развивать графомоторные навыки ( «Как летят насекомые», «Помоги пчелке долететь до цветка»)

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе и формирование бережного отношения к ней;
  • Воспитывать любовь к русскому народному творчеству (фольклор и народные сказки, стихи и загадки).

Почему включены сказки? Одним из приемов формирования интереса к деятельности, занимает драматизация знакомых сказок, литературных произведений. Опора на художественные произведения, в которых четко выражен характер действующего персонажей и их эмоциональное состояние, позволяет детям приобретать собственный опыт эмоционально окрашенного реагирования на ту или иную ситуацию, обогащая их чувственную сферу.

С помощью такого пособия можно заметно обогатить и разнообразить предметно-развивающую среду группы, оно решает задачу развития и поддержания познавательного интереса детей, с его помощью можно решать различные задачи обучения, в частности коррекционно-развивающего. Удачно сочетаясь с другими видами коррекционной деятельности, такие игры и пособия позволяют осуществлять интеграцию в процессе обучения и развития. Подходит для работы как воспитателям, так и специалистам групп компенсирующей направленности (учителям-дефектологам, учителям-логопедам).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год