Развитие речевой активности у ребенка младшего возраста с отсутствием речи |
Дефектология | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Скрыпник Лариса Дмитриевна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.03.2025 21:26 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 49 «Родничок» Подготовила: Учитель-дефектолог Скрыпник Лариса Дмитриевна Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в значительной мере определяется его собственной речевой практикой, что, в свою очередь, зависит от нормального социального окружения ребёнка с первых дней жизни. Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребёнка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребёнка в социальной среде. Возникновение и развитие речи вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности. Противоречия, возникающие в общении, ведут к развитию речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи. Для развития различных психических функций, в том числе и речи, существуют оптимальные, т.е. наиболее благоприятные, сроки развития. В связи с этим проблема раннего выявления и ранней коррекции отклонений в речевом развитии у детей 2-3 лет приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения В процессе коррекционно-педагогической работы с данной категории детей необходимо учитывать уровень развития пассивного и активного словаря, состояние общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также особенности познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы. На подготовительном этапе анализ анамнестических данных проводится на основе заключений специалистов, зафиксированных в медицинских картах. На основном этапе осуществляется углубленное лингво – психолого – педагогическое изучение детей; при этом основное внимание обращается на речевое и общее развитие ребёнка. При изучении коммуникативно – познавательной деятельности ребенка, необходимо рассматривать сформированность предпосылок развития речи, а именно: уровень общения и сотрудничества со взрослыми, понимание речи, сформированность фонематического восприятия и готовность артикуляционного аппарата к произнесению звуков, ориентировку в окружающем, предметно – практическую деятельность, развитие познавательных процессов, продуктивных видов деятельности. При отборе методик для исследования познавательной деятельности, детям предлагались задания (модифицированные методики А.А. Венгер, Е.А. Стребелевой, Н.А. Рычковой), (многие дети недостаточно владеют речью, поэтому задания имеют невербальную форму выполнения).
Обследование речевого развития ребенка проводится с использованием традиционных методов и приёмов и только индивидуально с каждым обучающимся. 1.Изучение понимания предметного и глагольного словаря, предложных конструкций; 2.Исследование слухового внимания и фонематического восприятия; 3.Изучение уровня экспрессивной речи (наличие фразовой речи, состояние сформированности грамматического строя); 4.Исследование строения и подвижности артикуляционного аппарата, состояние звукопроизношения. При построении коррекционно – педагогического процесса, необходимо учитывать все особенности развития ребёнка, прежде всего общение и сотрудничество со взрослыми, а также закономерности психического развития нормально развивающихся детей. Следовательно, коррекционное воздействие должно быть направлено не только на речевые нарушения, но и на коммуникативно – познавательную деятельность. Использование игр на начальном этапе коррекционно – развивающей работы. На начальном этапе большое значение придаётся формированию языковой установки в виде слухозрительного сосредоточения на речи взрослого в процессе совместных предметных и предметно – игровых действий. Дефектологу необходимо вызывать слухозрительное сосредоточение на своей речи и стимулировать попытки подражать артикуляции взрослого. Это достигается благодаря использованию различных приёмов:
Основными требованиями к организации занятий по развитию языковой способности являются демонстрация педагогом образцов предметных и коммуникативных действий и их комментирование. Все высказывания, обращённые к ребёнку, произносятся в замедленном темпе, с паузами между словами и повторами образца, с выделением ударного слога и логического ударения во фразе. В процессе коррекционной работы решаются следующие задачи:
Понимание речи и потребность в речевом общении. Для стимуляции развития импрессивной речи ребёнка рекомендуется создавать богатую языковую среду: часто разговаривать с ребенком, читать ему книги, сказки, рассказывать различные короткие истории, задавать вопросы и проводить с ним различные игры на развитие памяти, внимания, мышления. Особое внимание уделяется играм на выделение и дифференциацию различных шумов и неречевых звуков, на различение и понимание отдельных слов и фраз. Ребёнка приучают к выполнению простых, односложных инструкций. Постепенно формируют у него умение вербально высказываться в процессе коммуникаций. Развивают понимание ситуативной и бытовой речи, слуховое внимание; формируют первичные коммуникативные навыки на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих восклицания птиц и голоса животных, слов, обозначающих предметы и действия; стимулируют простые виды коммуникативной речи. Для этого используют игры: «Где гремит?», «Что звучит?», «Погреми так же», «Что как звучит?», «Кто как голос подает?», «Что звучит громче?», «Где рычит мишка?» и т.д. Речь и познавательный процесс. У ребёнка формируют когнитивные предпосылки появления речевого высказывания. Особое внимание уделяют развитию различных видов ощущений и восприятия (зрительного, слухового, осязательного), умения сравнивать и различать предметы, контрастные по величине, форме, цвету. Предлагают задания на развитие наглядно – действенного мышления. Совершенствуют умение рассматривать предмет, зрительно – двигательную координацию, что укрепляет взаимосвязь между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием дефектологом. На данном этапе необходимо ребенка обучать ориентировочно-исследовательской деятельности. Сравнивать предметы, находить общие черты и отличия. Для этого используют игры: «Разложи фигуры», «Шарики и кружки», «Кубики и квадратики» (группировка предметов по цвету); «Большой – маленький», «Дорожки» (длинный – короткий), «Разноцветные шарфики» (широкий – узкий), «Домики для кукол» (высокий – низкий, группировка предметов по величине); «Угостим медведей», «Накорми зайчат» (уравнивание двух множеств); «Сложи квадрат, круг», «Разрезные картинки» (развитие конструктивных умений); «Слушай внимательно» (воспроизведение заданного количества движений), «Найди точно такой предмет». Речевые и неречевые средства общения. После того как у ребёнка сформирована установка на ориентировку в языковом материале, он начинает осознавать речь как средство достижения собственных целей, средство взаимопонимания взрослых. Он уже хочет говорить, но ещё не может, поэтому необходимо разработать комплекс приёмов, развивающих у детей возможность оречевлять, т.е. проговаривать любую проблемную ситуацию. На основе подражания и использования движений фоноритмики дефектолог вызывает артикуляцию одного – двух гласных звуков ( «а», «у», «о», «и», «э».). После этого звук соотносится с предметом или действием. Главным условием формирования связи слова и образа является фиксация внимания ребёнка на ударном звуке, а впоследствии и на слоге. Кто это? – Собака (совместное проговаривание). Что она делает? – Бежит. При повторении образца взрослого ребёнок предлагает свой, как правило искаженный вариант. В случае затруднений во время улавливания и повторения образца дефектолог опирается на формирование межанализаторных связей: ● слуходвигательных – при выполнении задания ребёнок хлопает в ладоши, топает ногой, подпрыгивает, кладет шарик в коробку,надевает кольца на пирамидку. ● слухозрительных – при выполнении задания ребёнок показывает игрушку или картинку, закрывает её ладонью либо наклеивает недостающую деталь, берёт деталь конструктора; ● слухотактильных – при выполнении задания ребёнок дотрагивается до кусочка меха, бархата или наждачной бумаги, проводит пальцем по зубьям расчески или зеркалу, окунает пальцы в песок, манку или гуашь; ● слуховых – при произнесении речевого материала ребёнок стучит палочкой по барабану, звонит в колокольчик. Развитие вербального общения происходит на фоне постоянно расширяющейся когнитивной компетенции и в условиях постепенно формирующегося коммуникативного намерения. В конкретных ситуациях дефектолог вызывает и поощряет первые однословные, а затем и двухсловные высказывания ребёнка. Постепенно в речевой материал включаются формы глаголов во втором лице единственного лица повелительного наклонения, формы единственного и множественного числа имён существительных. У ребёнка начинает формироваться умение согласовывать прилагательные и числительные один, два с существительными в роде и числе. Дефектолог в игровых ситуациях формирует внимание к звуковой стороне по принципу контраста («у» - «а», «и» - «а», «и» - «у»), развивает физиологическое и фонационное дыхание. Приучает детей правильно произносить гласные и их сочетания, развивает умеренный темп речи, силу, динамику и модуляцию голоса на материале слияния гласных и звукоподражаний. Развивает четкие артикуляционные движения, подвижность речевой мускулатуры, произвольность и дифференцированность мимических движений. Работа по развитию речевой активности у неговорящего ребенка носит системный, длительный, упорный характер. Необходимо взаимодействовать с родителями ребенка, вести консультативную работу с ними, проводить обучающие занятия с детьми с приглашением родителей. Для того, чтобы родители могли в домашних условиях закреплять приобретенные знания ребенка. Только при полном взаимодействии всех участников образовательного процесса можно достигнуть положительных результатов. Литература:
|