Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД ЛОГОПЕДА И ОРТОДОНТА В КОРРЕКЦИИ ПРИКУСА И РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дефектология
Автор: Андрейченко Надежда Владимировна   
19.11.2024 18:23

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД ЛОГОПЕДА И ОРТОДОНТА В КОРРЕКЦИИ ПРИКУСА И РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАКОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД ЛОГОПЕДА И ОРТОДОНТА В КОРРЕКЦИИ ПРИКУСА И РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С каждым годом статистически подтверждается рост количества детей со сложными дефектами, коррекция которых невозможна только лишь силами логопедической коррекции и поэтому требуется привлечение смежного специалиста и объединение усилий врача и логопеда.

Кроме того, речевая патология является фактором, влияющим не только на стоматологическое здоровье, а на развитие ребенка, соматическое здоровье, познавательный интерес и качество его дальнейшей жизни и успешности.

Если в общем виде посмотреть на связку ОРТОДОНТ – ЛОГОПЕД – ОСТЕОПАТ, то за каждым специалистом здесь будет как будто бы «закреплен» определенный орган или функция: ортодонт – это врач – стоматолог, а значит зубо – челюстная система, прикус, остеопат – тонкие связи и компенсации различного дисбаланса, в том числе глоссо – постурального синдрома, со стороны тела, и речь – функция, которая зависит от языка и особенностей строения ротовой полости пациента (что у логопедов принято называть механической дислалией) и, так как речь – высшая психическая функция, в остальной части речь формируется тем, что связано с работой нервной системы (центральная и переферическая нервная системы), а это значит, что нарушения речи могут происходить из-за незрелости, несформированности или повреждения, распада нервной системы (дизартрия, алалия, афазия и т.д.) и выражаться в локальном изменении тонуса, нарушении иннервации во рту, или же развитие речи нарушено по причине повреждения, несформированности, органической недостаточности в головном мозге.

 

Скачать конспект

Подробнее мы вернёмся к этому, когда будем рассматривать клинико – педагогическую классификацию речевых нарушений в главе «О логопедии для нелогопедов».

Поэтому, например, при проведении междисциплинарной диагностики, именно логопед может отследить этиопатогенетические факторы, которые преследуют пациента и, тем самым, внести рекомендации относительно речи в результат комплексной, междисциплинарной консультации, даже если изначально никаких жалоб на речь пациент не высказывал. Ценность такой консультации для пациента будет существенно выше, так как помимо прямой связи его речевой патологии с аномалией прикуса, в случае если первично пациент пришел к ортодонту, пациенту будет представлена ясность и по клинической картине, связанной с речью, даже если напрямую это никак не связано зубо – челюстной системой, но существенно влияет на качество жизни пациента.

Для удобства и эффективного распознавания ситуаций, в которых требуется привлечение логопеда для поддержки и стабилизации ортодонтического лечения мы разработали перечень маркеров, которые важны для доктора ортодонта.

Вот эти маркеры:

  • При открытом прикусе в любом возрасте.
  • При положении языка в средней и нижней трети.
  • При «каше» во рту, неразборчивой, невнятной речи.
  • При перекрёстном прикусе.
  • При ротовом дыхании.
  • В ретенционном периоде.

Последний пункт необходимо прокомментировать отдельно в связи с тем, что он несправедлив в том случае, если во время реализации плана лечения ортодонта логопед уже был привлечен к работе и необходимая коррекция уже была проведена еще до ретенции.

Здесь считаем важным отдельно отметить то, что логопедическая коррекция как поддержка ортодонтического лечения с целью недопущения рецидива в ретенционном периоде должна заканчиваться не просто, когда логопед укрепил орофасциальные мышечные связи гимнастикой и/ или логопедическим массажем, а когда эти связи закреплены на уровне нейромышечных, нейродинамических связей, то есть у пациента сформированы новые привычки, которые уже без самоконтроля поддерживают физиологически верное положение языка (за верхними зубами, кончик языка на центральной альвеоле), такими привычками являются глотание, дыхание, положение языка в состоянии покоя (когда мы ни с кем не разговариваем, ничего не пьём, не едим, наш рот ничем не занят). При стабилизации верных паттернов таких привычек физиологически верное положение языка сохраняется и в бессознательном состоянии, во сне, у пациентов проходит храп, ночная гиперсаливация, нормализуется смыкание круговой мышцы рта.

Логопеду (да и всей междисциплинарной команде) важно понимать, что логопедическая коррекция как поддержка, стабилизация ортодонтического лечения выполнена только тогда, когда пациент успешно прошёл этот этап и все эти привычки достаточно стабильно закреплены. Поэтому миогимнастика и другие средства миофункциональной логопедической коррекции не работают только сами как по себе на видимый результат у пациента, это навыки, которые важно перевести в прочные физиологические привычки и перестроить паттерны глотания, дыхания, положения языка в состоянии покоя и речи.

На речи важно остановиться отдельно, так как мы часто встречаемся с запросами о том, что миологопеды не корректируют звукопроизношение, между тем, речь – это важнейший инструмент и цель (и цель, и средство), какие для этого есть основания:

  1. Аномалии прикуса часто сопровождаются речевыми нарушениями.
  2. Ношение ортодонтической аппаратуры часто ведет к изменению звукопроизношения.

Наша речь так устроена, что когда мы говорим определённые звуки и/ или их сочетания, то язык занимает определённое положение и не весь язык, а его сегменты (кончик, боковые края, средняя часть спинки, корень языка) может участвовать в артикуляции и занимать разное положение.

Рис. 1 Строение языка и ротовой полости

Иногда это положение может быть даже противоположным, так при произнесении звука [Л] кончик языка поднимается на альвеолу (что очень важно для нас, а боковые края опускаются и речевой выдох в норме проходит по боковым краям языка, либо мышцы работают синернетично: при прознесении звука Р весь язык невероятно сильно срабатывает наверху, максимально прижимается к верхней челюсти, речевой выдох настолько сильный, что язык вибрирует у альвеол, оказывая необходимое давление на верхнюю челюсть.

Почему это важно и как это связано с целями ортодонтического лечения? Каждый раз, когда мы произносим это, язык оказывает свое влияние на зубо – челюстную систему и это влияние может быть либо усиливающим (расширяющим верхнюю челюсть), либо патологическим (отсутствие лингвальной опоры для верхней челюсти).

В практике ортодонта привлечение логопеда может быть критически важным и на других звуках или их группах, например, при открытом прикусе почти всегда встречается нарушение звукопроизношения свистящих звуков (сигматизмы). В этом случае возникает слабость кончика языка, который оказывается в патологическом межзубном и/ или призубном положении, речевой выдох рассеянный (а в норме язык должен прижиматься к внутренней стороне нижних резцов, речевой выдох сформированной струёй проходит по центру языка, язык не визуализируется в прикусе).

Получается, что каждый раз, когда пациент произносит звук межзубно, язык прокладывается в прикус и возникает паттерн, который каждый раз при произнесении в речи мешает прикусу закрываться. Таким образом, причиной или следствием язык был при аномалии открытого прикуса индивидуально в каждом случае, а вот будет ли это причиной рецидива можно сказать однозначно, что да, будет. Я знаю двоих докторов ортодонтов, ортодонтов, которые не берутся лечить пациента в подобных случаях, если не уверены в том, что логопед и пациент уже начали регулярную работу. И здесь мы переходим к еще одному важному моменту, говоря о роли логопеда в междисциплинарном подходе: кто должен начинать работу после того как междисциплинарная диагностика выявила необходимость привлечения специалиста по речи и языку.

Принимая решение о включении логопедической коррекции в план лечения ортодонт ориентируется на следующие вводные:

  1. Есть безусловные показания для этого (их мы разбирали выше).
  2. Логопед и пациент подтвердили готовность начать коррекцию.
  3. Логопед в своей обратной связи рассказывает об ограничениях в данном случае, если они есть (так, например, при установке несъёмной аппаратуры рекомендуется выделить планово от 2 до 8 недель логопеду в зависимости от того, насколько в этом случае поддаётся коррекции артикуляционная моторика), чтобы логопед сначала обучил ощущениям от положения языка на небе и научил выполнять необходимые упражнения миогимнастики, возможно даже поставил звук, а уже потом небо будет закрыто аппаратом. Тем временем логопед продолжит автоматизировать звуки и вводить те самые полезные физиологические привычки, о которых мы говорили выше.
  4. Учитывать критические значения сроков установки аппаратуры (например, сроки рассасывания корней зубов в молочном, сменном прикусе и другие параметры).
  5. Учитывать образ жизни пациента и подходящую ему аппаратуру.
  6. При прочих равных условиях логопед может работать с любой аппаратурой, на любом этапе и работать параллельно с планом лечения ортодонта, подстраиваясь под него и/или давать свободно обратную связь о своей работе и имея возможность уточнить, передоговориться с доктором в любой момент. В этом суть работы в междисциплинаной команде и в комплексном подходе.

Если исходить из практического опыта взаимодействия ортодонта и логопеда на примере нашей команды, то мы находим подтверждение тому, что логопед может подключиться на любом этапе ортодонтического лечения и исходя из знания комплексности и многофакторности речевых нарушений выстраивать план логопедической коррекции исходя из тех, вводных, которые есть фактически на данный момент: этап лечения, тип аппаратуры, возраст пациента, характер речевого нарушения и другие характеристики.

Возможность логопеда подключиться к работе на любом этапе важна еще и по следующим причинам.

Несмотря на то, что междисциплинарный подход и комплексное взаимодействие – это реальность современного этапа развития медицины и логопедии, еще не все пациенты принимают или не принимают направление к логопеду сразу.

Это происходит потому что для многих логопед до сих пор остаётся специалистом, который в дошкольном возрасте исправляет детям звукопроизношение и на этом всё. Особенно сложно бывает родителям юных пациентов ортодонта, они воспринимают это как новую информацию, которая иногда не соответствует их ожиданиям. Поэтому важно повышать информированность родителей о проблеме и обращать внимание на то, что они выбрали врача для исправления прикуса, который профессионал, а значит не боится сложных, смежных случаев и умеет лечить пациента целиком, а не только прикус без взаимосвязи с функциями языка, постурой и т.п. И видеть ребенка и его потребности целиком, а не только аномалии прикуса, а также, что доктор построил все необходимые междисциплинарные связи и сможет привлечь логопеда при необходимости, тем самым не только стабилизировав план лечения, но и обеспечивая наиболее полный учёт интересов маленького пациента в целях его развития.

  1. Архипова Е.Ф. К чему приводит привычное ротовое дыхание у ребенка? Журнал Особый ребенок.
  2. Калматаева Ж.А., Кабулбеков А.А., Кистаубаева Ж.А. Развитие стоматологической помощи детям // Вестник Казахского Национального медицинского университета. — 2015. — №3. — С. 115-119.
  3. Лычак О.В. и др. Распространенность и структура сочетанной патологии осанки и прикуса у школьников города Краснодара // Кубанский научный медицинский вестник. — 2011. — №2. — С. 103-107.
  4. Рублева И.А., Слабковская А.Б., Персии Л.С. Влияние ортодонтических аппаратов для выдвижения нижней челюсти на постуральное равновесие // Бюллетень медицинских интернет-конференций. — 2013. — №9. — С. 1094-1096.
  5. Будайчиев Г.М. -А. Частота и распространенность зубочелюстных аномалий и деформаций у детей 6–12 лет / Г.М. -А. Будайчиев, Ф.А. Алимирзоев. – ФГБОУ ВО Дагестанский ГМУ.
  6. Головской В.П. Наследственная дисплазия соединительной ткани в практике семейного врача/ В.П. Головской, Л.В. Усольцева, Н.В. Орлова// Cемейный врач. – 2000 № 4
  7. Григоренко Н.Ю. Формирование произносительных навыков у детей раннего дошкольного возраста с нетяжёлыми аномалиями органов артикуляции, Педагогическое образование в России, №3, 2016Г.
  8. Жук А.О., Суетенков Д.Е., Магомедов Т.Б. «Патогенетические аспекты для определения перспектив лечения и профилактики дистальной окклюзии у детей с соматической патологией» / Практическая медицина 1 (33) март 2009.
  9. Зубарева А.В. Распространенность зубочелюстных аномалий у детей и подростков (обзор литературы) (Российская Федерация) / А.В. Зубарева, К.Л. Гараева, А.И. Исаева.
  10. Кречина Е.К. Взаимосвязь между биоэлектрической активностью мышц челюстно-лицевой области, постуральным статусом и функцией жевания в период смены зубов / Е.К. Кречина, И.В. Погабало, М.В. Верзилова [и др. ] // Стоматология. – 2013. – №4. – С. 57–61.

Нерода Зоя Владимировна

Андрейченко Надежда Владимировна

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год