Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Работа с детьми с ЗПРР по развитию познавательных интересов».
Дефектология
Автор: Новикова Елена Александровна   
19.09.2024 16:28

«Работа с детьми с ЗПРР по развитию познавательных интересов».«Работа с детьми с ЗПРР по развитию познавательных интересов».

Три основные составляющие познавательного интереса: интеллектуальный, эмоционально-волевой, процессуальный определяют выбор условий, средств, методов и форм работы с детьми.

Педагог учитывает систему критериально ориентированного оценивания, уровневую характеристику проявления познавательного интереса, разработанную Э.А. Барановой.

  1. уровень-субьектно-поисковый, характеризующий оптимальным образом реализованный возрастной потенциал развития познавательного интереса в структуре общей способности к учению, соответственно, фиксирующий достаточно высокую степень сформированности субьектной позиции в познавательной деятельности в рамках дошкольного детства и на старте обучения в школе.
  2. уровень — продуктивно-поисковый, стимулируемый тип познавательного интереса. Здесь отмечается качественно более низкое развитие этой сферы с такими чертами, как неустойчивость и эпизодичность проявления, поддерживаемая благодаря усилиям взрослого активность, меньшая по сравнению с 1-м уровнем конструктивность действий (умственных и практических).
  3. уровень-инактивный, репродуктивный интерес. На этом уровне поисковая деятельность практически целиком направляется и корректируется соответствующими воздействиями взрослого, творческие проявления со стороны ребенка отсутствуют.
  4. уровень — «зачаточная, элементарная» форма проявления, характеризующаяся заинтересованностью в формальной стороне познавательной деятельности, при этом решение задачи хотя и организует некоторым образом активность ребенка, но весь ее ход свидетельствует об отсутствии ее конкретизации и подчинении действий собственной программе.
  5. уровень-фактическое отсутствие познавательного интереса. Разрешение познавательной задачи на этом уровне не становится сколько-нибудь действенным мотивом, организующим деятельность ребенка. Отсутствие у ребенка познавательного интереса сочетается с абсолютной несформированностью процессов саморегуляции и способности к объективной оценке результатов деятельности.

Выявление уровней познавательного интереса к окружающему миру

 

у дошкольников осуществлялось с помощью методик, описанных Э.А. Барановой.

  1. интеллектуальный критерий – методика «Угадай, что в ящике»;
  2. эмоционально-волевой критерий – методика «Волшебный домик» (В. С. Юркевич, модификация и адаптация для детского сада Э.А. Барановой);
  3. процессуальный критерий – методика «Опиши картинку».

Учитывая, что работа по познавательному развитию детей с ЗПР является многоступенчатой, определили основное направление – развитие познавательного интереса.

В основе познавательного интереса ребенка лежат разного рода мотивы как внутренние, так и внешние. Одним из внешних мотивов, стимулирующих ребенка к проявлению познавательного интереса является развивающая предметно- пространственная среда группы.

Развивающая предметно – пространственная среда группы построена с учетом базовых принципов построения среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность.

Учитывая, что у дошкольников с ЗПР снижена общая мотивация деятельности и познавательная активность, мы постарались сделать развивающую предметно-пространственную среду группы занимательной. Занимательность облегчает вовлечение детей в целенаправленную деятельность, формирует желание выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата. Занимательность среды обеспечивалась тем, что в группе находится игровой персонаж, который побуждает детей к разнообразной познавательной деятельности: пройти вместе с ним по осенним дорожкам, оказать помощь лесным жителям, ответить на письмо и т.д. В группе имеется познавательный кейс, который приглашает детей поиграть вместе с ним в игры познавательного характера: «Найти домик заблудившейся цифре», «Расставить геометрические фигуры». У каждого ребенка есть пакет «Мои секретики», в котором может быть интересное задание познавательного характера: «Угадай по описанию, кто спрятался в книжке», «Найди по схеме, где находится твоя любимая игрушка» и т.д.

Для развития познавательного интереса детей акцент в среде сделан на сменяемость материала в зависимости от изучаемых лексических тем, что обеспечивает новизну используемых дидактических пособий. Например, тема «Растения огорода»: в группе появился макет огорода, где представлены грядки с разными растениями; лэпбук «Что растет на огороде», экологический театр «Урожайный», а также магазин с муляжами овощей. Дети, используя данные пособия и игры учились зрительно-двигательному способу обследования предмета, выделяли цвет, форму и размер, сравнивали предметы по выделенным свойствам; овладевали разными принципами группировки, одновременно усваивали обобщающее понятия.

На основе формирующихся действий, накапливался опыт в виде определенных навыков, что способствовало развитию понимания значимости познавательной деятельности и все более устойчивого познавательного интереса.

Цель познавательных дорожек: закрепление свойств объектов окружающего мира. Перед началом путешествия ребенок выбирает объект путешествия: «К кому пойдем в гости?». Затем составляет маршрут путешествия. Объектами путешествия могут быть: осенний листочек, снежинка, капелька, солнечный лучик. Во время путешествия закрепляются основные представления детей об изучаемом объекте. Они могут быть связаны с назначением, качествами, составными частями объекта. Заканчивается путешествие по познавательным дорожкам совместным проживанием чувства радости или удовлетворения от того, что узнали что-то новое об этом объекте.

В познавательном центре есть сундучок с «секретами». «Секретом» может быть в зависимости от лексической темы предмет (плоды, семена деревьев, листья, овощ и т.д.), предметная картинка, пазл, схема описания объектов, графические модели, определенных предметов, схема соотнесения предмета с его графическим изображением, флешка. Использование данного дидактического пособия способствует развитию познавательного интереса ребенка, его вопросительной деятельности, эмоциональной вовлеченности.

Одновременно используются алгоритмы, направляющие ребенка на определение познавательной задачи и выбор способов выполнения.

Группа оборудована ТСО (сенсорная панель, ноутбук, магнитофон), что позволяет использовать интерактивные игры. Например, изучая тему «Осень» дети охотно играли в предлагаемые игры: «Что бывает осенью?», «Незнайкин огород», «Фрутогрядки» «Поехали на рыбалку».

Наряду с этим использовалась подборка игр, разработанная совместно с педагогами группы, такие игры как «Овощи – фрукты», «Здравствуй, Новый год!». Совместно с педагогами группы разрабатываем интерактивные игры, позволяющие стимулировать мыслительную деятельность, закреплять изученный материал по пройденным темам.

Любое проявление детской активности, любознательности поощряется и поддерживается. Мы опираемся на ситуативный познавательный интерес, т.е. интерес к конкретной деятельности, к определённому познавательному материалу. Дети с удовольствием «наполняли» баночки с зимними заготовками, создавали поделки из природного материала, используя алгоритмы, украшали ими группу, дарили родителям, осуществляли индивидуально-дифференцированный подход, подбирая игровой материал с учетом уровня освоения ребенком АООП. Для знакомства с вопросом, как формой получения информации и активизации речевой поисковой активности, предлагаем детям карточки-опоры для построения вопросительных конструкций разного типа. Вопрос визуализируется, ребенок «оречевляет» картинку, строит вопросительное предложение; сначала о сенсорных свойствах предмета, затем вопросы поискового характера со словами «почему», «зачем».

Поощряем желание ребенка вести наблюдение и фиксировать его результаты в дневничке наблюдателя.

Реализуя второе и третье (формирование положительного отношения к процессу познания) условия, для возникновения познавательного интереса и для установления преемственности, организовали взаимодействие с родителями. Обучаем родителя быть носителем информации, демонстратором способов её получения и способов обработки.

Провела следующие консультации:

«Какие игры помогут развивать познавательный интерес вашего ребенка»

«Какие «умные» игрушки нужны вашему ребенку?» (адресная консультация)

«Лэпбук- что это?»

Интернет-консультация «Развитие у ребенка наблюдательности по дороге в детский сад».

  • презентации «Как деревья к зиме готовятся», «Такая разная осень», «Мои зимние открытия», «Волшебница зима», «Зимующие птицы», «Мой любимый питомец» и др.
  • лэпбуки по темам «Деревья и кустарники», «Овощи», «Фрукты», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

В организованной совместной деятельности у детей появились вопросы познавательного характера, оценочные высказывания. Возникло желание участвовать в совместном решении познавательных задач. Появилось положительное эмоциональное восприятие при общении с педагогами и сверстниками и предметно-развивающей средой.

Эффективность подтверждается тем, что дети переносят приобретенные знания и навыки в практическую, самостоятельную продуктивную деятельность, в дидактические и сюжетные игры.

Литература:

  1. Э.А Баранова. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. Практикум по психодиагностике. СПб.: Речь 2005. 128 с.
  2. Э.А Баранова. «Исследования познавательного интереса в структуре общей способности у дошкольников и младших школьников» //Вестник Мининского университета 2014 №3//
  3. Ю.Ю. Березина Критерии развития познавательного интереса

у детей дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. – 2013. — № 8//.

4. А.М. Вербенец «Использование моделирования в процессе развития познавательной активности у старших дошкольников» //Детский сад: теория и практика 2011-№3//

5. У.В. Ульенкова «Дети с задержкой психического развития» Н.Новгород: НГПУ, 1994, 230 с.

6. С.Г. Шевченко «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР» Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. — М.: Школьная пресса, 2005. — 80 с.

7. Г.И. Щукина «Проблема познавательного интереса в педагогике» М.: 1971

Подготовила учитель – дефектолог высшей квалификационной категории Новикова Елена Александровна

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год