Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
Дефектология
Автор: Абзакова Луиза Рашитовна Мамбетова Файруза Ахметхановна   
11.06.2024 14:11

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

Основная деятельность учителя дефектолога в ДОУ направлена на детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые испытывают трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками в коррекционныхусловиях обучения.

Каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию?

Правильно, это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность, также недоразвитие мелкой моторики.

 

Упражнения для развития общей и мелкой моторики направлены на повышение функционального уровня систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой), на развитие таких двигательных качеств и способностей ребенка, как сила, ловкость, быстрота. При любом виде отклонения, для ребенка можно создать условия, обеспечивающие положительную динамику его развития. У детей с ОВЗ большие внутренние резервы, часто бывают очень хорошие природные способности. Значит, цель проведения коррекционной работы – помочь им реализовать свои задатки путем подбора адекватной тактики коррекционной работы, выбора специальных приемов и методов воздействия на все сферы личности ребенка.

Одно из направлений коррекционной работы с ребёнком, имеющим нарушения речи — развитие мелкой моторики.

Как говорил В.А. Сухомлинский: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму.

Развитие моторики требует своей последовательности и разнообразных форм.

  1. Начинать необходимо с массажа ладошек и пальчиков, сопровождаемого проговариванием чистоговорок, стихотворений и потешек.
  2. Пальчиковая гимнастика: упражнения с пальчиками и ладошками привлекут внимание дошкольников и научат выполнять различные движения (распрямлять пальчики, хлопать и раскрывать ладошки, показывать различные фигуры).
  3. Упражнения с предметами (шарики, валики, шишки пружинки) и с добавлением стихотворений, помогут запомнить познавательный материал.
  4. Игры с прищепкой. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".

5. Упражнения с карандашом и фломастером, учимся вращать их между ладонями, между пальчиками, одной рукой, другой; перекладывать из

кулака в кулачок с называнием руки, перекатывать за спиной.

6. Игры со счетными палочками – выкладывание фигур, букв, цифр по образцу и самостоятельно на поверхности стола, на ковре.

7. Игры с мелкими сыпучими предметами: различными крупами, песком, пуговицами, бусинками и т.п. «Найди предметы», спрячь, построй дом и площадки, рисование на разносе, выкладывание рисунка.

8. Игры с жидкостью: определение температуры воды (через кружку, опусканием пальцев внутрь).

9. Различные виды шнуровки с одновременным проговариванием потешек на автоматизацию и дифференциацию поставленных ранее звуков.

10. Упражнения на формирование графических умений и навыков – обводка, штриховка, раскрашивание, дорисовка, работа в клетке.

11. Пальчиковый театр – способствует развитию мелкой пальцевой моторики и формированию связной речи ребенка с ОВЗ.

Таким образом, развивая руку ребенка мы не только тренируем мышцы, но и развиваем способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению, воспитываем усидчивость и терпение, аккуратность, точность, настойчивость. И самое главное, мы заботимся о его здоровье.

Учитель-дефектолог, Абзакова Луиза Рашитовна.

Воспитатель, МамбетоваФайрузаАхметхановна.

МАДОУ комбинированного вида д/с «Сказка».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (373) выйдет
31 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год