Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ ДЕФЕКТОЛОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дефектология
Автор: Решетникова Лариса Александровна   
06.06.2023 06:40

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ ДЕФЕКТОЛОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ ДЕФЕКТОЛОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Решетникова Лариса Александровна, учитель-дефектолог, МДОУ д/с «Зернышко» города Балашова Саратовской области

Аннотация. В статье описан опыт работы дефектолога детского сада по применению нейропсихологических игр с дошкольниками с задержкой психического развития.

Ключевые слова: межполушарное взаимодействие, нейропсихология, коррекция.

В настоящее время количество детей с задержкой психического развития растет. С каждым годом меняется структура нарушений, отмечается более выраженный и устойчивый их характер. Задержка психического развития трактуется Л.В. Шиповой как особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующейся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов. Задержка психического развития — это временное, обратимое к норме замедление темпа созревания отдельных психических функций в результате действия неблагоприятных биологических и социальных факторов.

 

Методов коррекции данного нарушения достаточно много, но в настоящее время динамично развиваются и очень востребованы нейропсихологические методы работы с детьми, имеющий в своей основе модель А.Р. Лурии о трех структурно-функциональных блоках, каждый из которых несет свою определенную функцию в психическом устройстве мозга. Данный метод эффективен и научно и практически доказан в работе.

Что же такое нейропсихология? Нейропсихология- это междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.

Нейропсихологические упражнения позволяют помочь детям при различных видах нарушений, без медикаментов. Использование нейропсихологических игр и упражнений способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств, способствует созданию базы для успешного преодоления психо-речевых нарушений, даёт возможность педагогам более качественно и творчески вести коррекционную работу. Развитие головного мозга начинается внутриутробно и продолжается после рождения ребенка. По данным исследований физиологов правое полушарие – образное, гуманитарное, творческое отвечает за тело, координацию движений, пространственное и зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие – математическое. Речевое, логическое, аналитическое, отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон.

Когда нарушается единство межполушарных связей, это ведет к множеству нарушений у детей. Нейропсихологические методики помогают восстановить связь полушарий, компенсировать поврежденные функции головного мозга.

Данный метод не заменяет коррекционную деятельность учителя-дефектолога, но он активно помогает при индивидуальной и групповой работе с дошкольниками с задержкой психического развития. В своей работе я не провожу полные занятия по нейропсихологической коррекции, использую только некоторые игры и упражнения приемлемые и эффективные для моей работы, с которыми и хочу вас познакомить.

Упражнение «Колечко». Цель: Развитие межполушарного взаимодействия. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец с другими последовательно. Сначала в одном порядке, затем в обратном. Делать сразу двумя руками, если ребенку трудно сразу двумя, то можно сначала правой, потом левой, а потом соединить. Кажется, что легко и просто, но выполнив несколько раз, пальцы начинают сбиваться. Когда выполняете это упражнение, то не руки смотреть не надо.

Упражнение «Ладонь, кулак, ребро». Цель: Улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания. Три положения руки на плоскости стола. По команде «ладонь» кладем ладонь на стол. Команда «ребро» — ставим ладонь на стол на ребро, как заборчик. Команда «кулак» — сжимаем ладонь в кулак и ставим на стол. Меняем по очереди. Выполняем сначала одной рукой, затем второй, а после – двумя вместе. Удобно сначала сделать медленно, а затем ускорять. Делаем сидя за столом.

Упражнение «Что наверху, внизу! Что справа, слева! Что впереди, позади!»

Цель: Развитие пространственных представлений. Взрослому нужно поговорить с ребенком о том, что у него есть верхняя и нижняя части тела, передняя и задняя части тела, правая сторона тела, левая сторона тела.

- Взрослый просит ребенка назвать, что в комнате выше него (потолок), что ниже (пол), что находится впереди (окно), что позади (дверь), что справа (стол), что слева (шкаф).

-Взрослый просит ребенка поменять месторасположение в комнате и спрашивает, что теперь впереди, позади, слева, справа от него.

Упражнение «Встань рядом, повтори движение». Цель: Формирование представления о расположении объектов в пространстве по отношении к его собственному телу. Взрослый встаёт рядом с ребёнком. Взрослый называет движения, ребенок проговоривает вслух и повторяет движения:

  • правой рукой касаюсь своей левой руки
  • левой рукой касаюсь своей правой руки
  • правую руку кладу на правое плечо
  • левую руку кладу на левое плечо
  • левой рукой касаюсь левого уха

-правой рукой касаюсь правого уха, и т.д.

В результате применения в коррекционно-образовательном процессе нейропсихологических игр у воспитанников с задержкой психического развития отмечается положительная динамика. Дети становятся более активными, инициативными, работоспособными, уверенными в своих силах и возможностях, эмоционально устойчивыми. Улучшаются графические навыки, процессы памяти и внимания, произвольность поведения.

Литература:

  1. Роттер С.3. Учитель-логопед. Методическая разработка «Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ», г. Кропоткин, 2022г, 108 стр.
  2. Психология дошкольника с задержкой психического развития: учебное пособие/Л.В.Шипова.-Саратов, 2018. -5 с.
  3. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми: в 2ч. Ч.2. /Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих. — М.: АЙРИС-пресс,2021. -144с.: ил.

Интернет источники:

1. https://ru. wikipedia. org/wiki/Нейропсихология.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год