Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья «Использование ТРИЗ – технологии Круги Луллия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Дефектология
Автор: Смоловская И.В., Федосова С.Ю.   
01.06.2023 17:03

Статья «Использование ТРИЗ – технологии Круги Луллия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»Статья «Использование ТРИЗ – технологии Круги Луллия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

В коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития (ЗПР), мы используем игровые заданий и упражнения, созданные на основе изобретения Раймунда Луллия — «Круги Луллия», которые, непосредственно относятся к технологии ТРИЗ.

Основная цель работы с многофункциональным пособием «Круги Луллия» — это освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.

Круги Луллия используются как игровая технология, направленная на обогащение словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах, для развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей.

 

Скачать конспект

Пособия носят полифункциональный характер, их можно использовать для:

  • формирования представлений дошкольников об окружающем мире
  • совершенствования сенсорного опыта ребенка
  • быстрой актуализации предметного словаря ребенка по лексическим темам
  • формирования навыков связной речи
  • формирования элементарных математических представлений
  • развития самостоятельности, инициативности, настойчивости в достижении цели.

Дидактические пособия представляют собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается сектор-разделитель. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под разделителем оказываются определенные сектора. Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата. На весь иллюстративный материал (картинки и цифры) с обратной стороны прикреплены липучки, что позволяет обыграть любую проблемную ситуацию разной тематической направленности, с любым героем, с любым сюжетом.

Для работы с дошкольниками с ЗПР в младшей группе мы используем только один круг, который разделен на 4 сектора.

Д/и «Кто, что ест» (1 круг).

На круг раскладываются картинки с изображением домашних и диких животных (собака, кошка, медведь, заяц). Перед детьми лежат картинки с изображением пищи этих животных (косточка, рыба, мед, морковь).

Взрослый называет животное. Например, кошка. Ребенок находит у себя картинку, на которой нарисована пища для этого животного.

В средней группе в работе с детьми с ЗПР мы используем только 2 круга разного диаметра от 4 — 5 сектора на каждом.

Д/и «Эмоции героев» (2 круга).

Суть этой игры заключается в поиске логических пар (герой и эмоция), соединений их путём прокручивания колец. На малом круге педагог располагает картинки с изображением знакомых сказочных героев (грустный Гномик, злой волк, веселый Буратино, удивленный Вини Пух). На большом круге – пиктограммы эмоций (радость, грусть, удивление, злость).

Реальное Задание: ребенок по просьбе взрослого называет одного из сказочного героя, изображенного на верхнем круге, затем находит на нижнем круге изображение его эмоцию, называет ее и, поворачивая этот круг, совмещает их.

Д/и «Чей малыш?» (2 круга).

На малом круге педагог располагает картинки с изображением животных (собака, кошка, лиса, волк и т.д.), на большом — их детенышей.

Реальное Задание: ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем находит на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.

Фантастическое Задание: взрослый раскручивает круги. Например, в пустом разделителе оказались изображения коровы и жеребенка. Ребенок должен подумать и сказать, каким образом мама-корова будет ухаживать за одиноким жеребенком?

Очень интересные у нас получились полифункциональные дидактические игры по LEGO-конструированию с использованием Кругов Луллия. Вот несколько из них.

Д/и «Кто первый» (2 круга).

Цель: формирование умения детей соотносить объёмные детали конструктора LEGO с цветом и цифрой, отсчитывая нужное их количество.

На нижнее кольцо располагаем картинки с цветом, соответствующим деталям конструктора, на среднее – изображения цифр от 1 до 5.

В игру могут играть от двух до пяти человек. Каждый из участников получает по игровому полю. Поочерёдно раскручивают круги и, исходя из того, какая цифра на верхнем круге и цвет на нижнем круге, заполняют своё поле деталями конструктора LEGO. Победителем становится тот, чьё игровое поле будет закрыто первым.

В работе с детьми с ЗПР в старшей и подготовительной группе используем 2-3 круга от 6 до 8 сектора на каждом.

Д/и «Эмоции героев» (3 круга).

На малом круге расположены сказочные герои: грустный Гномик, злой Волк, веселый Буратино, удивленный Вини Пух, смущенный Карлсон, страшная Баба Яга, гневный Кощей Бессмертный и печальный Пьеро.

На среднем круге — пиктограммы эмоций (радость, грусть, удивление, злость, гнев, печаль, страх, смущение).

На большом круге разложены цветные круги (желтый, серый, коричневый, синий, зеленый, фиолетовый, черный, красный).

Реальное Задание: ребенок по просьбе взрослого называет одного из сказочного героя, изображенного на верхнем круге, затем находит на среднем круге изображение его эмоции, а на нижнем круге определяет цвет, который соответствует данной эмоции.

Д/и «Подарок для сказочного героя» (3 круга).

Цель: формирование умения детей соотносить объёмные детали конструктора LEGO с цветом и цифрой, отсчитывая нужное количество.

На нижнее кольцо располагаем изображения деталей конструктора LEGO, на среднее – изображения цифр в пределах 5, и на верхнее – изображения сказочных героев, для которых нужно выполнить постройку и далее обыграть её. Раскручиваем круги и с помощью ограничителя случайным совпадением определяем детали, их цвет и количество, из которых выполняется постройка.

Игровые действия:

Ставится задача (мотивация) – сконструировать для выпавшего сказочного героя, изображённого на картинке, постройку. Круги раскручиваются, дети смотрят, какие случайные изображения на кругах оказались под стрелкой — ограничителя, называют их. Выполняют постройку. По итогам преобразования организуется обыгрывание постройки.

Если под разделителем выпадает пустой сектор, в этом случае ребенок может выбрать для постройки любые детали конструктора LEGO.

Работа с полифункциональным пособием «Кругами Луллия» может проводиться во всех образовательных областях и во всех организованных учебных деятельностях, включая как индивидуальную работу с детьми, так в самостоятельной игровой деятельности детей. Планирование той или иной организованной учебной деятельности осуществляется в зависимости от поставленных целей, задач и проблем.

Таким образом, преимуществом дидактического пособия «Круги Луллия» считаем возможность приготовить самостоятельно по любой лексической теме для проведения любой игры, при этом применять авторские варианты использования.

Учителя – дефектологи МДОУ «Детский сад №87» Смоловская И.В., Федосова С.Ю. город Ярославль

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год