Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья «Использование ТРИЗ – технологии Круги Луллия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Дефектология
Автор: Смоловская И.В., Федосова С.Ю.   
01.06.2023 17:03

Статья «Использование ТРИЗ – технологии Круги Луллия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»Статья «Использование ТРИЗ – технологии Круги Луллия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

В коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития (ЗПР), мы используем игровые заданий и упражнения, созданные на основе изобретения Раймунда Луллия — «Круги Луллия», которые, непосредственно относятся к технологии ТРИЗ.

Основная цель работы с многофункциональным пособием «Круги Луллия» — это освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.

Круги Луллия используются как игровая технология, направленная на обогащение словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах, для развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей.

 

Скачать конспект

Пособия носят полифункциональный характер, их можно использовать для:

  • формирования представлений дошкольников об окружающем мире
  • совершенствования сенсорного опыта ребенка
  • быстрой актуализации предметного словаря ребенка по лексическим темам
  • формирования навыков связной речи
  • формирования элементарных математических представлений
  • развития самостоятельности, инициативности, настойчивости в достижении цели.

Дидактические пособия представляют собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается сектор-разделитель. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под разделителем оказываются определенные сектора. Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата. На весь иллюстративный материал (картинки и цифры) с обратной стороны прикреплены липучки, что позволяет обыграть любую проблемную ситуацию разной тематической направленности, с любым героем, с любым сюжетом.

Для работы с дошкольниками с ЗПР в младшей группе мы используем только один круг, который разделен на 4 сектора.

Д/и «Кто, что ест» (1 круг).

На круг раскладываются картинки с изображением домашних и диких животных (собака, кошка, медведь, заяц). Перед детьми лежат картинки с изображением пищи этих животных (косточка, рыба, мед, морковь).

Взрослый называет животное. Например, кошка. Ребенок находит у себя картинку, на которой нарисована пища для этого животного.

В средней группе в работе с детьми с ЗПР мы используем только 2 круга разного диаметра от 4 — 5 сектора на каждом.

Д/и «Эмоции героев» (2 круга).

Суть этой игры заключается в поиске логических пар (герой и эмоция), соединений их путём прокручивания колец. На малом круге педагог располагает картинки с изображением знакомых сказочных героев (грустный Гномик, злой волк, веселый Буратино, удивленный Вини Пух). На большом круге – пиктограммы эмоций (радость, грусть, удивление, злость).

Реальное Задание: ребенок по просьбе взрослого называет одного из сказочного героя, изображенного на верхнем круге, затем находит на нижнем круге изображение его эмоцию, называет ее и, поворачивая этот круг, совмещает их.

Д/и «Чей малыш?» (2 круга).

На малом круге педагог располагает картинки с изображением животных (собака, кошка, лиса, волк и т.д.), на большом — их детенышей.

Реальное Задание: ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем находит на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.

Фантастическое Задание: взрослый раскручивает круги. Например, в пустом разделителе оказались изображения коровы и жеребенка. Ребенок должен подумать и сказать, каким образом мама-корова будет ухаживать за одиноким жеребенком?

Очень интересные у нас получились полифункциональные дидактические игры по LEGO-конструированию с использованием Кругов Луллия. Вот несколько из них.

Д/и «Кто первый» (2 круга).

Цель: формирование умения детей соотносить объёмные детали конструктора LEGO с цветом и цифрой, отсчитывая нужное их количество.

На нижнее кольцо располагаем картинки с цветом, соответствующим деталям конструктора, на среднее – изображения цифр от 1 до 5.

В игру могут играть от двух до пяти человек. Каждый из участников получает по игровому полю. Поочерёдно раскручивают круги и, исходя из того, какая цифра на верхнем круге и цвет на нижнем круге, заполняют своё поле деталями конструктора LEGO. Победителем становится тот, чьё игровое поле будет закрыто первым.

В работе с детьми с ЗПР в старшей и подготовительной группе используем 2-3 круга от 6 до 8 сектора на каждом.

Д/и «Эмоции героев» (3 круга).

На малом круге расположены сказочные герои: грустный Гномик, злой Волк, веселый Буратино, удивленный Вини Пух, смущенный Карлсон, страшная Баба Яга, гневный Кощей Бессмертный и печальный Пьеро.

На среднем круге — пиктограммы эмоций (радость, грусть, удивление, злость, гнев, печаль, страх, смущение).

На большом круге разложены цветные круги (желтый, серый, коричневый, синий, зеленый, фиолетовый, черный, красный).

Реальное Задание: ребенок по просьбе взрослого называет одного из сказочного героя, изображенного на верхнем круге, затем находит на среднем круге изображение его эмоции, а на нижнем круге определяет цвет, который соответствует данной эмоции.

Д/и «Подарок для сказочного героя» (3 круга).

Цель: формирование умения детей соотносить объёмные детали конструктора LEGO с цветом и цифрой, отсчитывая нужное количество.

На нижнее кольцо располагаем изображения деталей конструктора LEGO, на среднее – изображения цифр в пределах 5, и на верхнее – изображения сказочных героев, для которых нужно выполнить постройку и далее обыграть её. Раскручиваем круги и с помощью ограничителя случайным совпадением определяем детали, их цвет и количество, из которых выполняется постройка.

Игровые действия:

Ставится задача (мотивация) – сконструировать для выпавшего сказочного героя, изображённого на картинке, постройку. Круги раскручиваются, дети смотрят, какие случайные изображения на кругах оказались под стрелкой — ограничителя, называют их. Выполняют постройку. По итогам преобразования организуется обыгрывание постройки.

Если под разделителем выпадает пустой сектор, в этом случае ребенок может выбрать для постройки любые детали конструктора LEGO.

Работа с полифункциональным пособием «Кругами Луллия» может проводиться во всех образовательных областях и во всех организованных учебных деятельностях, включая как индивидуальную работу с детьми, так в самостоятельной игровой деятельности детей. Планирование той или иной организованной учебной деятельности осуществляется в зависимости от поставленных целей, задач и проблем.

Таким образом, преимуществом дидактического пособия «Круги Луллия» считаем возможность приготовить самостоятельно по любой лексической теме для проведения любой игры, при этом применять авторские варианты использования.

Учителя – дефектологи МДОУ «Детский сад №87» Смоловская И.В., Федосова С.Ю. город Ярославль

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год