Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Сенсорная интеграция как метод формирования полисенсорного восприятия у детей с РАС
Дефектология
Автор: Забабурина Юлия Владимировна Зорина Ольга Александровна Ващенко Наталья Николаевна   
30.05.2021 08:25

Сенсорная интеграция как метод формирования полисенсорного восприятия у детей с РАССенсорная интеграция как метод формирования полисенсорного восприятия у детей с РАС

  • Забабурина Юлия Владимировна, учитель – дефектолог высшей квалификационной категории,
  • Зорина Ольга александровна, инструктор по физической культуре первой квалификационной категории,
  • Ващенко Наталья Николаевна, педагог – психолог

Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 484 комбинированного вида»

Аннотация: Авторы рассматривают сенсорную интеграцию, нарушения сенсорной интеграции и их проявления у детей с расстройствами аутистического спектра. В статье обозначены особенности формирования сенсорной интеграции у детей данной нозологической группы и обоснована необходимость использования в работе с детьми сенсорно-динамического комплекса «Дом Совы», способствующего формированию сенсорных систем (тактильной, вестибулярной и проприоцептивной).

 

Скачать конспект

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, сенсорная интеграция, сенсорно-динамический комплекс «Дом Совы».

  • Zababarin Julia Vladimirovna, Teacher — Defectologist highest qualification category,
  • Zorina Olga Aleksandrovna, physical culture instructor first qualifying category
  • Vashchenko Natalia Nikolaevna, Pedagogue — psychologist Municipal state pre-school educational institution

Cities of Novosibirsk "Kindergarten № 484 combined species"

«Sensory integration as a method for forming a polybitensor perception in children with autistic spectrum disorders»

Annotation: The authors consider sensory integration, disorders of sensory integration and their manifestations in children with an autistic spectrum disorders. The article indicates the features of the formation of sensory integration in children of this nosological group and substantiates the need for use in working with children of the sensory dynamic complex "House of Owls", which contributes to the formation of sensory systems (tactile, vestibular and proprioceptive).

Keywords: autistic spectrum disorders, sensory integration, sensory dynamic complex "House of Owl".

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положений в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов деятельности. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста тесно связано с сенсорной интеграцией.

Существует несколько понятий сенсорной интеграции:

  • это неврологический процесс, который организует ощущения от тела и окружающей среды и дает человеку возможность эффективно функционировать
  • это обработка сенсорной информации – способ и процесс обнаружения, передачи, распознавания и анализа ощущений в центральной нервной системе, а также интеграции, объединяющей конечную обработку сенсорных

стимулов и их осознание; сенсорная интеграция является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге; наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрировать внимание; формирует базу для теоретического обучения и социального поведения;

  • это взаимодействие всех органов чувств; она начинается очень рано, уже в утробе матери; взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией.

У ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности с обработкой сенсорной информации, что подтверждается их измененной реакцией на проприорецептивные, вестибулярные либо тактильные раздражители.

Проприоцептивные ощущения – это бессознательное различие ощущений, приходящих от наших суставов, мышц, сухожилий и связок.

Вестибулярные ощущения – это чувства от гравитации, регистрации движений головы, а также передвижения тела в пространстве.

Тактильные ощущения – это способность ощущать и различать прикосновения.

Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития, фетальный алкогольный синдром; так же наблюдается у детей, воспитываемых в условиях сенсорной депривации, например, домах ребенка. Эти проблемы приводят к «нарушению сенсорной интеграции».

Данный термин обозначает комплексное расстройство, при котором дети неправильно интерпретируют повседневную сенсорную информацию, в том числе тактильную, зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и двигательную, что в свою очередь, приводит к проблемам поведения, обучения, развития речи, общения, координации и т.д.

У детей с нарушениями сенсорной интеграции, чаще всего, одно или несколько чувств недостаточно развиты (гипосензитивность) или наоборот – чрезмерно чувствительны (гиперсинзитивность).

Проявления нарушений сенсорной интеграции у детей.

1. Тактильная дисфункция:

  • эмоциональное или негативное реагирование даже на легкое прикосновение
  • уход в себя, если прикосновение кажется ребенку скребущим и неприятным, ребенок начинает тереть то место к которому прикасались
  • сверхреакция на боль (дети делают трагедию из-за малейшей царапины) или очень слабая реакция на боль
  • раздражение на новую одежду, особенно жесткую и колючую, на воротнички рубашки, ремни, шапки, носки и т.д.
  • избегание игр, в которых можно испачкаться (песок, рисование пальцами), или наоборот не обращают внимание на грязь на лице
  • делают больно детям или домашним животным во время игры, не осознавая, что тем больно.

2. Вестибулярная дисфункция:

  • медленно и осторожно двигаются, часто просто сидят на месте, или наоборот, испытывают потребность в постоянном движении
  • испытывают дискомфорт в лифте, на эскалаторе, укачиваются при езде в машине
  • боятся упасть, даже если такой угрозы нет
  • пугаются, когда находятся вниз головой.

3. Проприорецептивная дисфункция:

  • умышленно врезаются в окружающие предметы и крушат все вокруг
  • шлепают ногами во время ходьбы
  • любят стучать палкой или другими предметами о стену или забор во время ходьбы
  • трут руки о стол, кусают и сосут пальцы, щелкают суставами
  • жуют несъедобные предметы – воротничок рубашки, манжеты, завязки капюшона, карандаши, игрушки
  • трудно понимаю расположение тела в пространстве, поэтому они часто подают
  • трудно поднимаются и спускаются по ступеньками
  • плохо удерживают позу
  • не способны поддержать баланс, стоя на одной ноге.

В целом нарушения сенсорной интеграции вызывают:

  • снижение самооценки
  • фрустрацию из-за невозможности находиться среди других детей
  • чувство физической и психологической небезопасности
  • трудности в освоении знаний.

Очевидно, что дети с дисфункцией сенсорной интеграции не могут самостоятельно справиться с перечисленными проблемами. Их профилактика и преодоление сопряжены с проведением специальных коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на улучшение интеграции между различными сенсорными системами.

В последние десятилетия во многих странах в коррекционно-развивающей работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (далее РАС) активно используется метод сенсорной интеграции. Он был разработан американским трудотерапевтом Джин Айрес и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.

Метод сенсорной интеграции предполагает стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Он реализуется в двух глобальных направлениях.

1. Создание специальных средовых условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними, адаптация среды с учётом потребностей ребёнка с дисфункцией сенсорной интеграции.

Во-первых, следует внимательно наблюдать за ребёнком и предоставить ему широкий выбор занятий, которые удовлетворяют его сенсорные нужды и интересы. Ребенок с гипофункцией тактильной сенсорной системы, который стремится ко всему прикасаться, может решить свою проблему ношением определённого предмета в кармане это может быть маленький упругий мячик, брелок или игрушка. Когда ему будет нужна помощь в концентрации или возникнет желание к чему-нибудь прикоснуться, он может опустить руку в свой карман. По аналогии ребёнку с гипофункцией обонятельной сенсорной системы рекомендуется всегда иметь при себе специальный ароматизированный предмет. Ребёнку с гипофункцией слуховой системы могут предлагаться наушники для прослушивания музыки. Чтобы успокоиться и помочь мозгу организовать и переработать чувственные стимулы, некоторым детям с гипофункцией проприоцептивной системы нужно сильное давление. Таким детям может помочь тяжелая одежда, утяжелители на руки и или ноги. Детям со сниженной вибрационной чувствительностью может помочь раскачивание в гамаке, на качелях, вращение на каруселях.

Во-вторых, зная, что ребенок с РАС может столкнуться с неприятным или раздражающим его опытом, из среды рекомендуется устранить болезненные раздражители или научить ребёнка приспосабливаться к ним.

Ребёнка, который испытывает неприязнь к движению, можно раскачивать на качелях или гамаке, держа на коленях, завернув в одеяло, чтобы создать ощущение защищенности и надёжности. Если у воспитанника наблюдается феномен тактильной защиты, следует использовать интенсивные прикасания. Иногда более эффективно применять мягкие нажатия, чем осторожные прикасания. Для прикасаний могут использоваться также различные материалы например, махровым платком или шерстью, которые зачастую более нейтральны, чем прикасания рукой. Полезным является непрерывный поток прикасаний руки не убираются с тела, а остаются на нём. Если ребенок не может заниматься в шумной обстановке, ему следует помочь найти тихое место или рекомендовать использовать наушники для блокировки лишнего звука. Ребёнку с повышенной зрительной чувствительностью предлагаются специальные очки с защитными фильтрами.

2. Развитие способов полисенсорного восприятия предполагают, во-первых, совершенствование отдельных перцептивных умений (зрительных, слуховых, тактильных и др.), во-вторых, обучение комплексному использованию этих умений и синтез информации, поступающих от различных органов чувств.

Особое внимание уделяется формированию сочетанности в сенсорном восприятии, синтезу сенсорных систем. В совместной деятельности различных сенсорных систем имеется объективный порядок постоянных взаимосвязей, который включает в себя три основные цепочки:

  1. тактильная — проприоцептивная — вестибулярная — зрительная,
  2. тактильная — слуховая — зрительная,
  3. тактильная — вкусовая — обонятельная — зрительная.

Генетическим началом этих цепей являются тактильные функции, а их всеобщим эффектом — зрительное восприятие. Зрительная сенсорная система выступает как преобразователь и интегратор всего чувственного опыта человека. Определённый порядок интегрирования сенсорных впечатлений позволяет педагогу подбирать оптимальные комплексы стимульного воздействия на ребёнка. Основная идея метода сенсорной интеграции: впечатления собственного тела – тактильные, проприоцептивные, вестибулярные – являются базой для приобретения и накопления сенсорного опыта и развития личности в целом. Это положение обусловлено онтогенезом развития сенсорных систем. Тактильная, проприоцептивная, вестибулярная сенсорные системы формируются практически полностью до рождения. Другие зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая развиваются на их основе значительно позже. Поэтому терапия сенсорной интеграции направлена, прежде всего, на развитие взаимодействия между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами как предпосылки для формирования других чувств.

Развитие данных сенсорных систем можно осуществлять с помощью различного оборудования. Но наиболее эффективным будет использование сенсорно-динамического комплекса «Дом Совы».

«Дом Совы» – это уникальное пространство, где ребенок, а также взрослый познает свой внутренний и окружающий мир через движение. Это безопасное место, где можно познавать свои движения, возможности тела. Занимаясь в «Доме Совы» ребёнок эффективно осваивает свои двигательные навыки. Разнообразные вариации использования снарядов способствуют развитию не только физической силы, но также и телесной пластики, ловкости, баланса и координации. Развитие получает не только тело, но и мозг. Разнообразные способы использования тренажёров «Дома Совы» создают многочисленные задачи, которые ребёнок решает за счет своей двигательной активности.

Пространство «Дом Совы» организованно таким образом, что при занятиях у ребенка улучшается способность контролировать свои движения, выстраивать их относительно окружения. Поддержание баланса и координации активирует работу левого и правого полушария. Создает новые ситуации, благодаря которым ребёнок учится новым способам быстро принимать самостоятельные решения. В процессе значительно улучшаются все когнитивные процессы и как следствие академическая успеваемость.

Занятия в Доме Совы рекомендованы при:

  • проблемах двигательной системы;
  • неуклюжести, моторной неловкости;
  • ДЦП легкой формы;
  • задержках развития;
  • нарушениях навыков общения и обучения;
  • аутистических расстройствах;
  • гиперактивности;
  • тревожности, агрессии.

Однако, есть и противопоказания: заболевания сердечно-сосудистой системы, послеоперационный период, нестабильность шейного отдела позвоночника, травмы позвоночника в прошлом, отслоение сетчатки глаза. При диагнозе эпилепсия – занятия необходимо проводить с осторожностью, чтобы не спровоцировать приступ.

В нашем детском саду занятия на данном комплексе проводят дефектолог, педагог-психолог, а также инструкторы по физкультуре.

Базовый реабилитационный курс состоит из 20 занятий, с возможностью коррекции. В результате прохождения курса на данном комплексе, у ребёнка развивается тактильное восприятие, вестибулярный аппарат, улучшается восприятие своего тела в пространстве. Как следствие, развиваются все органы чувств, развивается память, мышление, речь, эмоциональная сфера, снижается уровень тревожности.

В чем отличие «Дома Совы» от другого оборудования?

Все приспособления-снаряды в Доме Совы подвешены в воздухе. Именно это во много раз повышает эффективность занятий и процедур. Проведение занятий с ребенком, основанных на принципах теории сенсорной интеграции, предполагает включение сенсорных ощущений в контекст осмысленных, самостоятельных, адаптивных форм взаимодействия. Акцент делается на интеграции вестибулярных, проприоцептивных и тактильных ощущений, а не только на моторных реакциях.

Регулировка уровня нагрузки.

Меняя способы подвешивания от неподвижно закрепленного снаряда до снаряда, раскачивающегося горизонтально, закручивающегося вокруг вертикальной оси и пружинящего вверх-вниз, можно регулировать нагрузку. Это позволяет привести уровень сложности упражнения на том или ином снаряде к потребностям конкретного ребенка или группы детей. По мере роста возможностей детей уровень сложности увеличивается.

Чередование игры и заданий.

При использовании данного сенсорно-динамического комплекса «Дом Совы» очень важно то, что взрослый не навязывает свои правила, а строит диалог с ребенком вокруг тех игр, которые выбрал сам ребенок. Такое частичное взаимодействие со взрослым, предполагающее чередование спонтанных движений и движений, выполняемых по заданию взрослого, очень важно для развития эмоций, мышления, речи и связей мозга с телом.

Таким образом, оборудование сенсорно-динамического комплекса «Дом Совы» способствует формированию сенсорной интеграции и удовлетворяет потребность ребёнка в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивает развитие моторных, познавательных, сенсорных умений ребёнка с РАС, формирование полисенсорного восприятия.

Библиографический список:

  1. Безделева М.Н. Сенсомоторное развитие детей с интеллектуальными нарушениями/М. Н. Безделева//Дошкольное воспитание. – 2012. — № 6. – с. 53-59.
  2. Белая Е.А., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М.: Академия, 2013. – 50 с.
  3. Бернштейн Н.А. Физиология движения и активность. – М.: Наука, 1990. – 494с.
  4. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Психолого – педагогическое обследование детей. М.: Владос, 2008. – 115 с.
  5. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Академия, 2003. – 80 с.
  6. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт. -сост. Доценко Е.В. – Волгоград: Учитель, 2013. – 297с.
  7. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002. – 232 с.
  8. Электронные ресурсы:
  • https: //neposed. net/
  • https: //myintelligentkids. com/
  • https: //yandex. ru/collections/user/shmelik8/plastilinografiia/
  • https: //www. baby. ru/blogs/post/407522135-398648444/
  • https: //www. syl. ru/article/330717/risovanie-plastilinom-plastilinografiya-osnovnyie-priemyi/
  • https: //zen. yandex. ru/media/luckychild/igry-dlia-razvitiia-melkoi-i-krupnoi-motoriki-po-vozrastam
  • https: //www. pinterest. ru/
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 42 (213) выйдет
17 октября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год
Скачать Номер 39 (210) за 2021 год
Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год
Скачать Номер 35 (206) за 2021 год
Скачать Номер 34 (205) за 2021 год
Скачать Номер 33 (204) за 2021 год
Скачать Номер 32 (203) за 2021 год
Скачать Номер 31 (202) за 2021 год
Скачать Номер 30 (201) за 2021 год