Образовательная деятельность по чтению художественной литературы и эстетическому развитию в старшей группе. Чтение произведения Э. Ю. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце» |
Учим Чтению | |||
Автор: Аёшина Ирина Николаевна Лютикова Маргарита Валерьевна | |||
13.05.2025 19:35 | |||
Составили:
Актуальность занятия: Занятие по чтению художественной литературы и эстетическому развитию актуально для старшей группы, так как оно способствует:
Чтение произведения Э. Ю. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце» позволяет детям познакомиться с яркими образами и интересными сюжетными линиями, а также задуматься о таких важных понятиях, как дружба, взаимопомощь и красота окружающего мира.
Цели занятия:
Задачи занятия: 1. Образовательные:
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
Словарная работа: Благодать в лесу, капель весело перезванивает, лежебока, пустомеля, болобочут, бормочут. Ход мероприятия Воспитатель: Ребята, посмотрите, внимательно на картину. Какое время года на ней изображено? (Слайд №2) Послушайте стихотворение С. Маршака «Март» Снег теперь уже не тот, - Потемнел он в поле. На озерах треснул лед, Будто раскололи. Облака бегут быстрей. Небо стало выше. Зачирикал воробей Веселей на крыше. Все чернее с каждым днем Стежки и дорожки, И на вербах серебром Светятся сережки. Воспитатель задаёт детям вопросы: – Вам понравилось, как поэт написал, какие слова он подобрал для своих стихов о весне? – Как он описал снег? Какой снег весной? – Какие ещё приметы весны назвал С. Я. Маршак назвал в своём стихотворении? – Какими словами он рассказывает о весеннем небе? – Какие слова вам запомнились? Воспитатель: вы тоже умеете подбирать разные слова, чтобы вас было интересно слушать. Скажите, каким бывает снег весной? (Ноздреватый, в дырочках, грязный, почерневший, проваливающийся и т.д.) Слайд №3 Воспитатель: На прогулке мы наблюдали капель. Откуда она берется? (Солнышко пригревает, снег на крышах тает, и капельки падают вниз) Слайд №4 Воспитатель: Слайд №5 - Представьте, что мы с вами попали в весенний лес. Пойдем по лесу тихонько, чтобы не спугнуть зверей и птиц, перешагиваем через пни. Вот один пень, вот второй, третий, мы перешагнули много… (пней). - Идем, раздвигаем ветки руками осторожно. А вот здесь толстый сук низко над землей повис, придется наклониться. - Вышли мы на лесную опушку. И увидели больших чёрных птиц – грачей. Они первые прилетают к нам весной из теплых краёв. Физкультминутка слайд №6 Как-то раннею весной (дети стоят в кругу) На опушке на лесной Появилась стая птиц: (дети бегут на цыпочках) Не скворцы и не синицы, А большущие грачи Цвета черного, как ночь. Разбежались по опушке, (приседают) Прыг-скок, крак-крак! Там жучок, там червячок! Крак-крак-крак! (бегут в разные стороны, наклоняются вперед, вниз.) Воспитатель: читает детям рассказ Э. Шима «камень, ручей, сосулька и солнце» Слайд №7 Наконец-то, наконец-то выдался настоящий весенний денек! В лесу тепло, от ясного солнышка светло, капель весело перезванивает. Звери да птицы радуются: зайцы болобочут, тетерева бормочут, синицы бубенчиками разливаются. Благодать в лесу! На опушке старый Камень-валун хвалится: - Мне кланяйтесь, меня благодарите. Это я весну делаю! - Неужели ты, дедушка? — спрашивают звери да птицы. - Я, детки, я! Вон у меня какие бока горячие... Вокруг меня снег тает, рядом со мной травка показалась, ко мне бабочки летят греться. Кабы не я, и весны не было бы! - Ах ты, старый лежебока! — кричит с поляны звонкий Ручей. — Не хвались попусту! Тебе повернуться лень, а я вот день-деньской в работе. Пускай все мне кланяются, пускай меня благодарят! - Значит, ты, Ручей, весну делаешь? - Я, глупые, конечно, я! Поглядите-ка — я снег растапливаю, деревья и кусты живой водой пою... Какая же без меня весна?! - Ай, болтун! — кричит Сосулька с еловой лапы. — Не слушайте его, пустомелю! Мне кланятесь, меня благодарите! - А разве ты, Сосулька, весну делаешь? - Еще бы не я! Одна только я! Как начну слезы горючие лить, как стану булькать на весь лес, — вот вам и весна... Разве иначе весна начнется?! Разве иначе... Не успела Сосулька договорить. "Кап" — и умолкла. Почему? А потому, что Солнышко за лес закатилось. Закатилось Солнышко, спряталось — тут и Камень-валун остыл, и Ручей заледенел, и Сосулька обмерзла. Молчат. И сразу стало ясно, кто весну-то делает. Воспитатель: Ребята, скажите, почему это произведение является сказкой? Здесь нет привычного зачина «В некотором царстве…» или «Жили – были…». (герои разговаривают, даже спорят) Воспитатель: Действительно, это сказка, причём авторская сказка, у неё есть автор. - О каком времени года эта сказка? (эта сказка о весне, о ранней весне) «Тетерева бормочут» — бормотать – издают звуки, похожие на бормотание (говорить тихим голосом, невнятно, но быстро) - Послушайте, как болобочут весной тетерева (АУДИО ЗАПИСЬ) - «Синицы бубенчиками разливаются» — как бубенцы звенят, звонко поют (бубенцы – металлические шарики с кусочками металла внутри, позванивающие при встряхивании) - Послушайте, как синицы весной бубенчиками разливаются (АУДИО ЗАПИСЬ) Назовите главных героев сказки? (Камень, Ручей, Сосулька, Солнце) - О чём спорили герои сказки? (кто в лесу весну делает) Почему не смогла договорить Сосулька? (Не смогла договорить Сосулька, потому что Солнышко за лес закатилось) - Что произошло с героями? (Остыл Камень-валун, Ручей заледенел, Сосулька обмёрзла. Молчат) - Что всем сразу стало ясно? (кто в лесу весну делает) - Ребята, а вам ясно, кто в лесу весну делает? Ведь прямого ответа автор не даёт? (Это Солнце нагревает Камень, заставляет бурлить Ручей, таять Сосульку) Воспитатель: Каждая сказка чему-либо учит. Ребята, как вы думаете, чему учит нас эта сказка? (не надо хвалиться, обзывать и тем самым обижать других, показывать себя намного лучше других) Воспитатель: Вы правы: тот, кто приносит действительно пользу, чаще всего не будет расхваливать себя и говорить обидное о других. Солнышко, с которого и начинается весна, не хвалит себя, не требует, чтобы ему кланялись. Оно тихо и добросовестно выполняет свою работу: восходит утром, светит и пригревает днём и уходит за горизонт вечером) Воспитатель: что вам сегодня запомнилось? Что понравилось? Что интересного узнали? Воспитатель: предлагаю нам всем превратится в ручеек! Игра «Ручеек». Воспитатель: вся природа оживает, птицы весной возвращаются, давайте мы с вами создадим свою весеннюю картину. Для этого я предлагаю пройти за столы. Практическая деятельность создание аппликации, отражающей весеннюю тематику, развитие творческих способностей и мелкой моторики у детей. Задачи:
Материалы и инструменты:
Воспитатель: Мы с вами сегодня говорили, о том, как пробуждается природа после зимы. Какие изменения? Давайте вспомним какие птицы возвращаются. Посмотрите, у каждого из вас есть лист картона для фона; Фон мы будем создавать при помощи восковых мелков. Изготовление берёзы: вырежьте из белой бумаги прямоугольники для стволов берёз; теперь сверните прямоугольник трубочкой, край зафиксируйте при помощи клея. Затем ствол немного примнем и приклеиваем ствол на фон. Таким образом изготавливаем несколько стволов и дорисуем веточки и черные полоски на стволе мелками. Создание скворечника: вырежьте из чёрной бумаги прямоугольник и треугольник для скворечника; дальше надо приклеить скворечник. Изготовление птиц: предложите детям вырезать из цветной бумаги контуры птиц; и дальше приклеиваем птиц на фон. Подведение итогов: Предложит детям рассказать о своей работе: что они изобразили, какие цвета использовали; обсудите, как важно заботиться о природе и помогать птицам. Этот мастер-класс поможет детям развить творческие способности, мелкую моторику и умение работать с бумагой и клеем. Кроме того, он способствует формированию интереса к природе и бережного отношения к ней.
|