Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Статья «Тематические комплекты по литературным произведениям как эффективный способ приобщения детей дошкольного возраста к чтению»
Учим Чтению
Автор: Смоловская Ирина Вячеславовна   
03.02.2020 01:45

Статья «Тематические комплекты по литературным произведениям как эффективный способ приобщения детей дошкольного возраста к чтению»

Чтение литературных произведений и игры по сюжету любимых сказок и рассказов учит дошкольников представлять и понимать героев, переживать и радоваться за них, изучать новые и непонятные слова.

В рамках творческой группы в МДОУ «Детский сад №87» города Ярославля учителя – дефектологи разработали тематические комплекты к литературным произведениям.

Каждый тематический комплект представляет собой серию заданий по содержанию книги. Тематический комплект поможет закрепить с ребенком содержание произведения, задания в нем способствуют развитию речи, всех психических процессов, мелкой моторики. Для детей старшего возраста, в тематический комплект добавляются задания по математическому развитию, обучению грамоте. Играя по тематическому комплекту, ребенок может придумать свои сюжетные линии, додумать финал, интересный ему самому. Так интересные задания по литературным произведениям могут скорректировать развитие ребенка, повысить его уверенность в своих силах.

Предлагаем познакомиться с содержанием трех тематических комплектов.

Тематический комплект по русской народной сказке «Репка» предназначен для детей младшего дошкольного возраста и состоит из 7 игр-заданий. Выполняя первое задание, малыш закрепляет свои знания об окружающем мире (лексическая тема «Овощи») и вспоминает содержание сказки.

Раскрашивая репку, у ребенка формируются навыки работы с пластилином, развивается мелкая моторика, координация движений рук, глазомер.

Третье и четвертое задание отражает сюжет сказки и способствует развитию графомоторных навыков. Ребенка просят помочь героям добраться до тех, кто уже вытаскивает репку.

В следующем задании тематического комплекта ребенку надо найди определенный фрагмент. Такое дидактическое упражнение направлено на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления.

В одном из заданий представлены две сюжетные картинки с изображением героев сказки. Ребенку предлагается найти 8 отличий. При выполнении малыш учится сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие.

Последнее задание комплекта направлено на закрепление понятия величины: ребенка просят угостить героев сказки репкой нужного размера.

 

Тематический комплект по русской народной сказке «Репка»

  1. Назови овощи, которые росли в огороде? Обведи фломастером, что дед стал тащить?
    image005image004image003image002image001
  2. Раскрась с помощью пластилина репку.
    image006
  3. Найди правильную дорожку для Жучки. Проведи линию фломастером.
    image007
  4. Соедини фломастером точки.
    image008-1
  5. Найди на рисунке фрагмент, который в квадратике. Поставить на рисунке соответствующую точку.
    image009-1
  6. Найди отличия. Отметь их галочкой.
    image010
  7. Угости героев сказки репкой. Проведи линию.
    image011-1

Тематический комплект для детей старшего возраста по сказке Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». В него входит 6 заданий.

Первое задание «Пройди лабиринт» направлено на развитие мышления, зрительного внимания. Второе задание отражает сюжет сказки и способствует развитию графомоторных навыков. Ребенка просят помочь Крошке Еноту добраться до большого ручья – провести фломастером дорожку по бревнышкам, не заезжая за края. Также комплект включает задание, направленное на закрепление элементарных математических представлений: перед ребенком изображение раков, которых нужно сосчитать и найти корзинку с соответствующей количеству цифрой.

В одном из заданий представлены две сюжетные картинки с изображением Крошки Енота и его друзей. Малышу предлагается найти 5 отличий. Такое дидактическое упражнение способствует развитию мышления, внимания, связной речи.

В следующем задании тематического комплекта необходимо рассмотреть палки, ведь Крошка Енот решил напугать «того, кто сидит в пруду». Ребенок должен показать самую длинную и самую короткую палку, обвести самую длинную палку синим фломастером, а самую короткую палку – красным. После этого найти самую тёмную и самую светлую палку.

Одно из самых интересных заданий данного комплекта «Назови и изобрази эмоции «того, кто сидит в пруду». Ребенок видит перед собой на картинках Крошку Енота удивленного, испуганного, радостного, сердитого. В самом конце ребенку необходимо отметить ту эмоцию, которая больше всего ему понравилась.

image015 image014

Тематический комплект по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», предназначен для детей подготовительной группы. Комплект состоит из 7 заданий.

В задании №1 ребенку предлагается нарисовать по клеточкам аленький цветочек и раскрасить его. Рисуя по клеточкам, у детей развивается ориентировка на листе бумаги, совершенствуются графомоторные навыки и глазомер. Чтобы выполнить задание №2, малышу необходимо вспомнить и назвать, какие волшебные предметы встречались в сказке, найти их среди других предметов. При выполнении этого задания, у ребенка развивается долговременная память. Чтобы выполнить третье задание, ребенку необходимо сосчитать, сколько было у купца дочерей, найти нужную цифру и ее назвать. При выполнении этого задания дети закрепляют образ цифр, умение соотносить цифру с количеством предметов.

image016Четвертое задание направлено закрепления понятий «гласный звук», «согласный звук». Дети упражняются в определении первого звука в слове, придумывают слово на заданный звук.

Следующие два задания направлены на развитие устойчивости внимания. Ребенку нужно найти тень сказочного замка. Называть, чем отличаются две предложенные картинки. Последнее, седьмое задание развивает творческое воображение, мелкую моторику рук. Ребенок придумывает узор на платье, в котором ходила Настенька.

Таким образом, работая по тематическим комплектам, дети не только знакомятся с литературным произведением и его героями, но и развивают психические процессы, учатся думать, рисовать, считать. На наш взгляд, такая форма работы способствует приобщению детей дошкольного возраста к чтению и формирует у них интерес к книгам.

Учителя – дефектологи МДОУ «Детский сад №87»

Смоловская И.В., Миронова Ю.С., Федосова С.Ю.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 37 (158) выйдет
27 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год