Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога в формировании навыков чтения у воспитанников детского дома»
Учим Чтению
Автор: Щербакова Наталья Сергеевна, Сорокина Анастасия Александровна, Килина Ирина Юрьевна   
13.09.2019 09:07

«Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога в формировании навыков чтения у воспитанников детского дома»«Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога в формировании навыков чтения у воспитанников детского дома»

Подготовили:

  • Щербакова Наталья Сергеевна, Сорокина Анастасия Александровна Учителя – логопеды
  • Килина Ирина Юрьевна педагог-психолог

Муниципальное казенное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Радуга» Кемеровская область, город Киселевск

Формирование навыков правильного, беглого сознательного и выразительного чтения — одна из актуальных проблем учителя – логопеда и педагога – психолога.

Доктор педагогических наук И.Т. Федоренко, исследуя процесс подготовки детей к усвоению знаний, роль чтения и письма в этом процессе, определил значение зрительного и слухового восприятия в формировании навыков чтения, роль оперативной памяти, произвольного и непроизвольного внимания, центрального и периферического зрения. Автор указывает на факторы, положительно влияющие на выработку техники чтения и тормозящие ее. «К первым относится интерес к чтению, внимательность, антиципирование, учет и корректирование техники чтения. Ко вторым – «трудные» слова, регрессии, слабая артикуляция, плохо поставленное дыхание. Для развития техники чтения необходимо первую группу факторов совершенствовать, а вторую – устранять».

 

Скачать конспект

Применяя в практике технологию личностно – ориентированного обучения (подхода), основной целью деятельности педагогических работников, в частности учителей-логопедов и педагогов-психологов, становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья.

Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть организована по принципу оказания комплексной психолого-педагогической помощи. На индивидуальных и групповых занятиях учитель-логопед и педагог-психолог имеют возможность заниматься всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой; отслеживать процесс формирования навыков чтения. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.

Учитель — логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь.

Деятельность педагога — психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с формированием навыков чтения.

Выделение основных направлений взаимодействия помогает более четко определить общие и частные задачи участников коррекционно — развивающего процесса.

Чтение – это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, ее связи с фонемой (звуком, слияние букв в слоги, слогов в слова).

Выделяется пять этапов развития техники чтения:

I этап – начальный (аудирование, прослушивание чтения педагога – чтение за педагогом – чтение в паре – многократное чтение – пересказ с опорой на текст);

II этап – развитие кратковременной памяти (аудирование, прослушивание чтения педагога – чтение за педагогом – чтение в паре – многократное чтение – пересказ с опорой на текст – убыстрение темпа чтения – переход на незнакомый текст);

III этап – совершенствование внимания и развитие угла зрения (чтение в паре – многократное чтение – пересказ с опорой на текст – убыстрение темпа чтения – переход на незнакомый текст);

IV этап – уверенное чтение адаптированных текстов (многократное чтение – убыстрение темпа чтения – чтение отрыва взгляда от текста – переход на незнакомый текст);

V этап – беглое чтение любых текстов (самостоятельное чтение).

Для каждого этапа характерна своя скорость чтения и система упражнений. На каждом этапе используются следующие виды упражнений:

  1. АУДИРОВАНИЕ, ПРОСЛУШИВАНИЕ ЧТЕНИЯ ПЕДАГОГА
  2. ЧТЕНИЕ ЗА ДИКТОРОМ – способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов.
  3. ЧТЕНИЕ В ПАРЕ – тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения.
  4. ПЕРЕСКАЗ С ОПОРОЙ НА ТЕКСТ – приучает ребенка быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию кратковременной памяти.
  5. МНОГОКРАТНОЕ ЧТЕНИЕ – способствует ежедневному накоплению в памяти ребенка зрительных образов слов, учит правильному быстрому и выразительному чтению.
  6. УБЫСТРЕНИЕ ТЕМПА ЧТЕНИЯ
  7. ПЕРЕХОД НА НЕЗНАКОМЫЙ ТЕКСТ
  8. ЧТЕНИЕ С ОТРЫВОМ ВЗГЛЯДА ОТ ТЕКСТА – приучает к быстрой ориентировке в тексте за счет расширения угла зрения, увеличения объема кратковременной и умения распределять внимания.

Использование в совместной деятельности данной методики с опорой на важнейшие психофизиологические процессы, позволяют в короткие сроки добиться желаемых результатов по технике чтения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 2 (123) выйдет
16 января 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год