Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ |
Адаптация | |
Автор: Гороховская Валерия Николаевна | |
11.02.2025 07:25 | |
Автор: Гороховская Валерия Николаевна Адаптацией называют приспособление организма к новой обстановке. Речь идет и об адаптации ребенка к детскому саду. Начало посещения детского сада — это новый и волнительный этап для каждого малыша. В этот период детям приходится привыкать к новой среде, расставаться с родителями и учиться взаимодействовать со сверстниками. Адаптивная возможность ребенка дошкольного возраста не безграничны. Поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития.
Семье ребёнка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьёзные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребёнка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, т.е. привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребёнка. Некоторые рекомендации по адаптации детей к детскому саду: Заранее познакомить ребёнка с режимом дня и условиями пребывания в детском саду. Можно показать малышу здание, окна группы, участок для прогулок, познакомиться с воспитателями. В первые дни оставлять ребёнка в детском саду на 1–2 часа. Хорошо, если это время совпадёт с утренней прогулкой. Увеличивать время пребывания в группе нужно постепенно, с учётом рекомендаций воспитателя. Сформировать у ребёнка положительную установку на детский сад. Нужно рассказывать интересные истории про детский сад, описывать положительные моменты. Обучить ребёнка навыкам самообслуживания. Стоит давать малышу больше самостоятельности даже в том, чего он пока не умеет делать. Расширить социальный горизонт ребёнка. Пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходит в гости к товарищам, остаётся ночевать у бабушки, гуляет по городу. В первый день лучше прийти в детский сад, взяв с собой любимую игрушку. В отсутствие мамы ребёнку будет спокойнее, если рядом будет что-то родное и знакомое. В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку. Если беспокоят сильные изменения в поведении ребёнка, связанные с адаптационным периодом, стоит обратиться за помощью к психологу. Эмоциональное состояние является показателем испытываемого ребенком комфорта или дискомфорта. Создать условия для бодрого, жизнерадостного настроя у детей — одна из важных задач, стоящих перед воспитателем. Стоит учесть, что маленькие дети эмоционально заражаемы. Плачущий ребенок может вызвать плач и у остальных. Малыши очень чутко реагируют и на состояние окружающих взрослых. Спокойный, ровный настрой воспитателя благоприятствует созданию хорошего настроения у детей. Успокоив ребенка, педагог, получает возможность познакомить его с окружающими, наладить его контакты с другими детьми. Успешно пройденный адаптационный период будет считаться, если: – ребенок начал осваивать навыки самообслуживания, придерживается правил поведения в ДОО, формируются коммуникативные навыки; – эмоциональное состояние в саду спокойное, чувствует себя комфортно; – появляется аппетит; – радостное общение со сверстниками, активное участие в игровых ситуациях. Таким образом, для успешной адаптации ребенка в ДОО необходимо сплотиться родителям и педагогу. Чем быстрее ребенок станет доверять воспитателю, тем безболезненно будет расставаться с родителями, что позволяет поддерживать положительное эмоциональное состояние. Один из важных моментов — формировать познавательную, социальную сферы, где особенно важно воспитывать самостоятельность и инициативность для успешного развития ребенка. Список литературы:
|