Как помочь детям с РАС адаптироваться в дошкольном образовательном учреждении. |
Адаптация | |||
Автор: Самарина Алла Александровна | |||
02.02.2025 05:13 | |||
Расстройство аутистического спектра (РАС) – это расстройство психического развития, характеризующееся: качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, у них отсутствует зрительный контакт, наблюдается нарушение речи, ограниченный интерес, повторяющиеся поведенческие действия (стереотипиями), испытывают трудности в осознании своего «Я», своих и чужих интересов, эмоций и чувств. Поэтому таким детям сложно адаптироваться к незнакомой среде, социальному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. На попытку вступить в контакт, ребенок с РАС может отреагировать по разному: агрессия, направленная на себя или окружающих, уход в себя и игнорирование партнера по общению. Задачей педагогов совместно со специалистами и родителями ребенка, является помощь в адаптации. Процесс адаптации лучше всего начать за несколько месяцев до запланированного посещения дошкольного учреждения. Необходимо выполнять все режимные моменты: ранний подъем, приемы пищи, дневной сон и т.д. Родителям следует уточнить у педагогов, как строится образовательный процесс. Повторять в домашних условиях структуру занятия, элементы развивающих упражнений.
На первой встрече с педагогами сообщить об индивидуальных особенностях ребенка: его интересах, привычках, страхах. Дать возможность ребенку познакомиться с групповой комнатой, изучить игрушки и предметы, находящиеся там. Познакомить ребенка с кабинетами в которых проходят музыкальные и физкультурные занятия. Дозировано вводить ребенка в условия детского сада. Наиболее удачный вариант дозированного посещения – время прогулки в детском саду. На прогулке желательно присутствие одного из родителей, так как ребенку с ними комфортно и надежно. Родители могут познакомить своего ребенка с остальными детьми, помочь включиться в игры со сверстниками, поддерживая его. Дозированность пребывания в дошкольной организации должна соблюдаться еще и в целях избегания перенасыщения ребенка от постоянного пребывания в большой группе сверстников и для предотвращения возможных аффективных реакций. Для ребенка с РАС важно присутствие значимого взрослого в первые дни – недели в детском саду. Педагоги могут привлекать родителей к совместным занятиям с ребенком, участию в тренингах дидактического взаимодействия (педагог-родитель-ребенок). Дети с РАС очень чувствительны, если родители испытывают тревогу за ребенка, то и ребенок будет пребывать в тревожном состоянии. Очень важна регулярность посещения детского сада и выполнение режимных моментов, их предсказуемость, а так же единство требований к ребенку со стороны родителей и педагогов. Это поможет ребенку создать ритуал, который даст чувство стабильности и комфорта. Необходимо напоминать ребенку, что он будет делать сейчас, а что потом, подробно объяснять смысл заданий, а также то, что от него ожидается. Можно использовать визуализации (фотографии, пиктограммы), с помощью которых ребенок сможет понять, какие действия ему сейчас необходимо выполнять. Следует проговаривать с ребенком с РАС все события дня, важные моменты жизни. Коммуникацию необходимо сделать как можно более конкретной и неотъемлемой частью жизни ребенка. Таким образом, чтобы адаптация ребенка с РАС прошла успешно, важна не скорость привыкания к новым условиям, а следование выше изложенных рекомендаций, а также комфортное и стабильное эмоциональное состояние ребенка, слаженная работа педагогов, специалистов и родителей. Настенный коммуникатор
|