«Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации к ДОУ детей раннего возраста». |
Адаптация | |
Автор: Лазарева Маргарита Сергеевна | |
04.03.2025 21:29 | |
Возраст ребёнка 1,5 — 3 года характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к ДОО проходит крайне болезненно. Надо организовывать этот период так, чтобы как меньше травмировать ребёнка. Что же такое адаптация? Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – привыкание ребенка к детскому саду. Выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность; внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды. Степени адаптации Легкая адаптация:
Поведение — нормализуется в течение 1 недели. Аппетит — снижается, к концу первой недели восстанавливается. Сон — восстанавливается в течение 2 недель. Адаптация проходит в течение 1 месяца. Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми. Средняя адаптация: Поведение восстанавливается до 40 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое. Пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков. Восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев. Сон — восстанавливается до возрастной нормы в течение 40 дней. Адаптация проходит в течение 1,5 -2 месяцев. Тяжелая адаптация: Поведение — неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями. Ребенок апатичен. Аппетит — длительный отказ от еды, снижен, нестабилен, может наблюдаться невротическая рвота (при кормлении насильно). Сон — нестабилен, неглубок, невротичен. Срок адаптации растягивается из-за частых длительных болезней. Адаптация длится от 2 до 6 месяцев. Необходимо проявить максимум усилий, чтобы процесс адаптации у ребенка к условиям ДОУ прошел как можно мягче. Успешная адаптация зависит от многих факторов (их мы уже рассмотрели), а также от грамотных действий родителей и сотрудников детского сада. Адаптация ребенка контролируется с помощью "Листа адаптации", где отмечаются взаимоотношения предпочитаемой деятельности. Первоначально для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания малыша в ДОУ увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания к трём главным факторам: еде, горшку, сну. Ребёнку стоит дать время для привыкания к новому режиму дня, новой посуде, горшку, кроватке. Родителям до посещения детского сада надо подогнать режим дня ребенка под режим в детском саду, начать приучать ребёнка к горшку, держать ложку самостоятельно. Кроме того, облегчить малышу привыкание помогут некоторые виды деятельности, например, изобразительная деятельность. В содержание изобразительной деятельности в детском саду входят: рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Самым простым видом деятельности, который можно организовать в период адаптации является рисование. О нём мы поговорим подробнее. Рисование является одним из любимых занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и пережитого. Он берет в руки восковые мелки, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества. С его помощью малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче. Создавая образы, пусть в виде каракуль, головоногов и т. п., ребенок бессознательно передает свои чувства. Конечно, ребенок раннего возраста еще не способен четко выразить в рисунках свои страхи, но, тем не менее, занимаясь рисованием, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы. Зачастую рисование красками является новым видом деятельности для ребенка младшего дошкольного возраста, так как большинство родителей не любят, когда ребенок пачкается сам, и пачкает все вокруг, поскольку рисование довольно грязное занятие. Придя в детский сад, ребенок открывает для себя новые горизонты. Художественная деятельность позволяет детям справиться со многими психологическими проблемами. В том числе и со стрессами. Работу с детьми нужно начинать постепенно. На первом этапе основу игр-занятий составляют «художественные опыты», в ходе которых дети знакомятся с изобразительными материалами, осваивают действия с ними. Для установления психологического контакта ребенка с воспитателем можно пойти на следующие меры: дать возможность малышу опробовать материал так, как он хочет, пойти на встречу его желаниям (исключая действия, опасные для здоровья). Ребенок может катать, стучать кисточками; бумагу он будет рвать, мять… Задача воспитателя – закрепить интерес малыша к материалу, поддержать его познавательные действия (здесь закладываются истоки будущей любознательности) и установить дружеские, доверительные отношения. Для активного экспериментирования на первом этапе ребенку предлагаются пальчиковые краски, гуашь, включающие две серии: рисование ладошками ( «цветные ладошки») и рисование пальчиками (пальцеграфия). Почему пальчиками, ладошками, а не кисточкой? Пальчиковые краски привлекают малышей яркостью и красочностью; кроме того, в раннем возрасте дети лучше чувствуют и познают предметы руками. Пальчиковые краски обеспечивают большую свободу и разнообразие действий, чем действия с кистью. Вначале проводятся индивидуальные занятия. Когда каждый ребенок овладеет техникой работы с краской, организуются занятия с двумя-тремя детьми. В ходе занятий они воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений. Следующий этап предусматривает ознакомление детей с гуашевыми красками и кистью. В ходе игр-экспериментов с краской дети открывают для себя новую возможность ее нанесения на бумагу (с помощью кисти). Действуя каждый раз с гуашью разного цвета, они познают новый материал; причем от импульсивных действий переходят к проверке, а затем и к подтверждению обнаруженного свойства гуаши (оказывается, она оставляет следы), многократно повторяют одни и те же движения. Эксперимент с краской с помощью кисти становится игрой с художественными материалами. Игры обретают изобразительный смысл, а дети получаю удовольствие и от своих движений, и о возможности воздействовать на материал (краску) инструментом (кистью). Затем детей можно знакомить с другими техниками нетрадиционного рисования, например: 1. Печать от руки Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. 2. Использование печатки Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка. 3. Рисование пёрышком Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются 4. Рисование пальцем. Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. 5. Рисование методом тычка. Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка. 6. Рисование на мокром листе. Таким способом, например можно нарисовать стволы деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, осторожно примакивая нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо. 7. Рисование мятой бумагой. Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. 8. Рисование с помощью отпечатка ступни. Отпечаток детской ступни, как и ладошки, можно превратить в интересный рисунок. Самые разные персонажи могут прятаться в отпечатке ноги ребенка. Не стоит забывать, что процесс успешной адаптации зависит от совместной работы воспитателей и родителей, поэтому для родителей можно разработать памятки. Таким образом, можно сделать вывод, что изобразительная деятельность, позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, а совместные переживания укрепляют и сплачивают детский коллектив. У детей возникает потребность к совместным играм и контактам друг с другом. Кроме того, это помогает детям освоиться с правилами поведения в ДОУ. Изобразительная деятельность является средством успешной адаптации дошкольников к ДОУ, а это — необходимое условие полноценного развития детей.
|