Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Организация и содержание работы по адаптации детей старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями на логопункте в рамках введения ФГОС ДО»
Адаптация
Автор: Криулина Тамара Максимовна   
11.11.2017 02:29

«Организация и содержание работы по адаптации детей старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями на логопункте в рамках введения ФГОС ДО»«Организация и содержание работы по адаптации детей старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями на логопункте в рамках введения ФГОС ДО»

Подготовила: учитель-логопед МБДОУ № 2 ЗАТО Видяево Криулина Тамара Максимовна

Под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

 

Скачать конспект

С учетом введения Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п. 2. 11. 2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ. С целью осуществления коррекционной работы на базе нашей дошкольной образовательной организации функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.

На логопункт поступают дети из старших и подготовительных групп детского сада. Если даже ребенок ранее и посещал детский сад, он все равно проходит период адаптации к новым формам занятий на логопункте. Кроме того, дети с общим недоразвитием речи имеют свои психологические особенности, которые особенно ярко проявляются в период адаптации. Трудности социальной адаптации таких детей, сложности их взаимодействия с социальной средой отмечали знаменитые ученые психологи Л.С. Выготский, Ж.И. Шиф. Доказано, что «речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки. Отмечают снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации, неумение ориентироваться в ситуации общения» (Г. В. Чиркина, Л.Г. Соловьева). Исходя из этого, очень важна целенаправленно организованная работа по адаптации детей к коррекционному процессу на логопункте. От того, как пройдет адаптация, во многом зависит успех дальнейшей коррекционной работы.

На основе изученной литературы были выделены следующие условия, необходимые для успешной адаптации:

  • наладить доверительные отношения с ребенком;
  • педагогу включаться в игру, заряжая детей своим интересом. Использовать выразительные движения;
  • обратить внимание на детей неуверенных в себе, с низкой самооценкой. Проявлять невербальную эмоциональную поддержку;
  • использовать методики по развитию крупной и мелкой моторики, снятия психоэмоционального напряжения, зажимов, т.к. многие проблемы коренятся и проявляются в неловкости, мышечной зажатости, скованности.

В поиске путей реализации этих условий с первых же дней сентября включаем в планы работу по адаптации. Работа проходит по нескольким направлениям: работа с детьми, работа с родителями, совместная работа другими специалистами детского сада. Совместная деятельность воспитателя, учителя-логопеда, педагога — психолога осуществляется в разных видах деятельности: повседневном общении, специально организованных психолого-коррекционных занятиях, в различной игровой деятельности, в обучении родителей способам общения с ребенком.

Работу с родителями начинаем со знакомства с семьей, с особенностями ребенка. Родителей мы знакомим с особенностями логопедической работы, даем советы по лучшей адаптации ребенка, информируем об успехах ребенка, трудностях, как с ними справиться, как выполнять домашние задания. Для родителей мы проводим собрания, дни открытых дверей, консультации, оформляем информационные стенды, страничку сайта ДОУ: www/видяеводоу2. рф. ru «Советы учителя-логопеда».

Такая работа помогает детям и родителям быстрее адаптироваться к условиям и требованиям логопункта, снять тревогу у детей и тем самым быстрее перейти к этапу коррекции речи.

Большую роль мы отводим созданию благоприятной атмосферы на логопункте. Очень важно встретить ребенка ласковым словом, дать почувствовать, что его любят и ждут, провести экскурсию по логопедическому кабинету, заинтересовать играми, вовлечь ребенка в диалог. Наш логопункт называется «Кабинет волшебных звуков», где дети как учатся правильно произносить звуки. В «Кабинете волшебных звуков» создана привлекательная атмосфера для поддержания интереса к занятиям, много разнообразных красочных пособий. Сегодня предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы) уделяется большое внимание в рамках введения ФГОС ДО. В связи с этим в пространстве логопедического кабинета выделено несколько основных зон:

  • учебная зона;
  • звукокоррекционная зона;
  • зона развития мелкой моторики;
  • рабочая зона учителя-логопеда;
  • методическая зона;
  • информационная зона;

В этом учебном году у нас появилась возможность расширить предметно-пространственную среду логопедического пункта при помощи современных информационных средств, это программно-дидактический комплекс «ЛОГОМЕР 2» — современный универсальный набор интерактивных дидактических материалов для логопедического кабинета. Следует отметить, что Программно-дидактический комплекс «Логомер 2» прошел сертификацию и получил сертификат соответствия ФГОС ДО.

База интерактивных игр позволяет решить задачи образовательной области «Речевое развитие» наиболее эффективным для ребенка способом – в игре. ФГОС подчеркивает статус ребенка как «человека играющего», то есть акцентирует наше внимание на необходимости больше уделять времени — процессу игры. Все шестьдесят игр комплекса «Логомер» обеспечивают возможность большого выбора: применять игры на этапе знакомства с ребенком, в процессе диагностики или использовать их на индивидуальных, фронтальных занятиях, повышая мотивацию детей к учебно-игровой деятельности. Его содержание полностью отвечает требованиям времени, условиям, в которых работают современные логопеды.

Многие дети не осознают дефектов своей речи и не понимают, зачем нужны занятия в кабинете логопеда. Здесь очень важна роль логопеда, его умение войти в доверие к ребенку, заинтересовать его, сделать так, что бы ребенок понял важность и необходимость логопедических занятий.

Что бы вызвать интерес детей к логопедическим занятиям и подготовить артикуляционный аппарат и мелкую моторику детей к проведению занятий основного этапа (постановка, автоматизация и дифференциация звуков), в этом нам помогает цикл подготовительных логопедических занятий логотренинг «Мой веселый язычок». Логотренинг «Мой веселый язычок» описан в учебно-методическом пособии Ивановой Ю.В., двенадцать занятий логотренинга проводятся на подготовительном этапе коррекционной работы с детьми 5-6 лет, зачисленными на логопункт.

Планируя расписание, делаем так, чтобы дни и время занятий были постоянными. Занятия подгрупповые, проводятся в форме знакомства с язычком, его домом, друзьями, с семейкой свистящих и шипящих, братьями Л, Ль, Р, Рь. Эмоциональный подъём, доброжелательную, радостную атмосферу на занятиях логотренинга, гарантирует хоровое чтение стишков, пение песенок с движениями. Ритмически организованные звуки речи создают особые условия для восприятия и рождают чувство безопасности и комфорта. Чувство радости у детей усиливает совместное действие.

Во время занятий логотренинга для снятия напряжения и концентрации внимания детей проводятся динамические паузы и психогимнастические упражнения. Большой эмоциональный отклик у детей вызывают приёмы биоэнергопластики, это соединение движений артикуляционного аппарата с движением кисти рук. Вот некоторые из упражнений:

  • «Лошадка» — цокать, руки поднять вверх, кулаки сжимать и разжимать
  • «Качели» — кончиком языка ритмично задевать то верхние, то нижние зубы, вытянутые руки держать перед собой, выполняя кистями движения вверх-вниз, можно добавить закрывание и открывание глаз.

А также с удовольствием дети выполняют массаж пальцев и мимических мышц лица, пальчиковую гимнастику. Еще Сухомлинский В.А. сказал, что «чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка».

Упражнения на развитие межполушарных связей «Ладонь, кулак, ребро», «слива, яблоко, банан», «Ухо – нос», повышают эффективность коррекционной работы и всегда вызывают у детей положительные эмоции.

Заботясь об эмоциональном комфорте воспитанников, мы не только добиваемся повышения эффективности своих занятий, но и оберегаем и укрепляем физическое и психическое здоровье детей с нарушениями речи, а также делаем ученье радостным. Следует подчеркнуть, что логотренинг заинтересовал детей и вызвал у них желание заниматься.

Таким образом, используя предметно-развивающую среду, работу с детьми, работу с родителями, совместную работу с другими специалистами детского сада, мы добиваемся успешной адаптации детей на логопункте.

Список использованных источников

  1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. Изд-е 3-е. СПб: Союз, 2006.
  2. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе [Текст] / Под ред. Ж.И. Шиф. — М., 1972.
  3. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: монография/ под ред. Г.В. Чиркиной, Л.Г. Соловьевой. – Архангельск: Поморский университет, 2009. — 403.
  4. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
  5. .Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сал. – М.: Просвещение, 2003.
  6. Доронова Т.Н., Галигузова Л.Н., Голубева Л.Г. Из детства – в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет – М.: Просвещение, 2007. – 303с.
  7. Доронова Т. Н., Соловьева Е. В. и др. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. – М.: Линка-Пресс, 2001.
  8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304с.
  9. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., Издательство: Айрис-Пресс, 2005.
  10. Чурсина Е. Адаптация детей с нарушениями речи к условиям логопедической группы (из опыта работы)[электронный ресурс].
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (214) выйдет
24 октября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (213) за 2021 год
Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год
Скачать Номер 39 (210) за 2021 год
Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год
Скачать Номер 35 (206) за 2021 год
Скачать Номер 34 (205) за 2021 год
Скачать Номер 33 (204) за 2021 год
Скачать Номер 32 (203) за 2021 год
Скачать Номер 31 (202) за 2021 год
Скачать Номер 30 (201) за 2021 год