Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в период подготовки их к школьному обучению.
Нарушение зрения у детей
Автор: Усачева Дарья Игоревна   
04.12.2024 09:52

Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в период подготовки их к школьному обучению.Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в период подготовки их к школьному обучению.

Проблема формирования графических навыков у детей дошкольного возраста становится особенно актуальной в контексте подготовки их к школе и профилактики школьной неуспеваемости. По данным специалистов, у многих современных детей, посещающих начальную школу, выявляется дисграфия – нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки. Часть из них имеют моторную дисграфию, т.е. нарушение письма, обусловленное несформированностью его моторного и графического компонентов.

Как показывает практика, трудности овладения графическими навыками, которые испытывает дошкольник, никуда не исчезают на следующем возрастном этапе, а наоборот, порождают ряд других проблем. Со временем они могут перерасти в трудности овладения письмом, общую неуспеваемость по основным школьным предметам и дезадаптацию ребенка в школе. В связи с этим особое внимание в дошкольном возрасте следует уделять формированию графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребенка к письму.

 

Графические навыки- определенные привычные положения движения пишущей и рисующей руки, позволяющие изображать знаки и их соединения.

Графический навык предполагает:

  • умение красиво и легко (ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации- широкие, узкие, нитевидные, ломанные спиралевидные);
  • умение легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона;
  • устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;
  • выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

У дошкольников старшего возраста с нарушением зрения наблюдается снижение остроты зрения, нарушение прослеживающей функции глаза и локализации взора, а также снижение скорости, точности и координации мелкой моторики рук. У многих детей не сформированы механизмы пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации. Так же нужно отметить, что процесс письма осложняется возрастными особенностями детей, у которых в возрасте 5-7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, а также низкая выносливость к статическим нагрузкам. Все это ведет к ошибкам при выполнении графических заданий и практических действий на листе бумаги.

Для развития графических навыков у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в занятия включаются следующие виды работ:

1) Игровой самомассаж рук.

Способствует активизации сенсорных ощущений, которые возникают одновременно в обоих кистях рук дошкольника. Массирующая рука создает механические раздражения, а массируемая рука воспринимает их. Самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, тем самым предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

При выполнении игрового самомассажа дошкольники находятся в позиции субъекта коррекционно- образовательной деятельности, чему способствует простота, доступность, яркость образов и веселое стихотворное сопровождение движений.

К приемам самомассажа относятся поглаживание, растирание, разминание, вибрация. Улучшить эффект и повысить эффективность воздействия помогут тренажеры: детские ручные эспандеры, массажные коврики, шестигранные карандаши, резиновые мячики с шипами.

2) Пальчиковая гимнастика.

Под сопровождение стихов, песен, считалоквключаются задания на напряжение и расслабление пальцев; потягивание; упражнения для кончиков и подушечек пальцев, запястий, ладоней, вращение и покачивание пальцами, растягивание, составление из пальцев различных фигур.

3) Упражнения, которые развивают мелкую моторику, а также способствуют повышению остроты зрения и развитию глазодвигательных функций.

Данные упражнения развивают умение внимательно обследовать объекты, четко дифференцировать форму, уточняют зрительные представления о предмете, что способствует соединению всех компоненты зрительного действия в целое.

Это дидактические игры с зашумленными изображениями, плетение ковриков из цветных полос разной ширины, работа с конструктором различной формы и величины, шнуровка ленты через отверстия, работа с орнаментографом, выкладывание по контуру, обведение через кальку, работа с совмещением силуэтов, застегивание и расстегивание пуговиц, сортировка камушек, ракушек по форме и величине.

4) Задания на развитие ориентировки в микро-пространстве.

Умение ориентироваться на плоскости является одним из факторов успешной подготовки к школе. Формирование графического навыка во многом зависит от умения ориентироваться на листе бумаги.

Одним из этапов обучения дошкольника с нарушением зрения графическим навыкам являются задания по созданию орнамента из геометрических фигур под диктовку педагога; размещение мелких предметов на листе бумаги; ориентировка по сторонам и углам прямоугольника, по таблице (ряды, столбцы); называние пространственными терминами места расположения картинок, предметов, фигур на листе бумаги.

5) Рисование, штриховка, обводка по трафаретам, контурам и силуэтам.

Этот вид работы позволяет развивать мелкие мышцы пальцев и кисти руки, а также формирует умение видеть контур фигуры и соблюдать одинаковое расстояние между линиями. На этом этапе работы осваиваются свободные движения руки, тренируется умение координировать движения пальцев кисти, а также понимание и ощущение нужного направления движения.

В процессе систематических упражнений в рисовании, штриховке, обводке по трафаретам, контурам и силуэтам развиваются самоконтроль и саморегуляция движений руки не только под контролем зрения, но и при участии осязания и тактильно-двигательных ощущений. Развитие кинестезического контроля за движением руки во время выполнения практических действий (рисование, обводка по трафаретам) является эффективным средством компенсации и коррекции зрительной недостаточности в формировании двигательных навыков.

Рисование по трафаретам простых по форме предметов, геометрических фигур, ритмическое повторение одних и тех же движений, штриховка (параллельными отрезками (сверху вниз, снизу вверх, слева-направо, справа-налево); штриховка косыми линиями и точками; круговыми линиями, полуовалами; волнистыми линиями) способствуют регуляции моторики руки, развитию мышечного чувства при неполноценном зрительном контроле.

Повторение одного и того же движения при рисовании по трафаретам приводит к автоматизации двигательных навыков, являющихся основой для подготовки руки ребёнка дошкольного возраста к обучению письму в школе.

Подводя итоги следует отметить, что систематическая, комплексная и целенаправленная работа способствует не только развитию графических навыков старших дошкольников с нарушением зрения, но и развивает зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, ориентировку в микропространстве, стимулируют развитие остроты зрения и глазодвигательных функций.

Таким образом, в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание формированию именно графических навыков. Использование описанных рекомендаций при организации данной работы позволит детям дошкольного возраста (в том числе с ОВЗ) сделать значительные успехи в овладении навыком письма в школе, даже если изначально уровень их графических навыков был низким.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (373) выйдет
31 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год