Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ.
Нарушение зрения у детей
Автор: Скребцова Е.А.   
14.07.2024 08:41

СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ.СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ.

Скребцова Е.А. Учитель-дефектолог МДОУ «Детский Сад № 66» (г. Энгельс)

Внутренний мир детей с нарушениями зрения сложен. Как помочь им увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как ребенку познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Один из ответов на эти вопросы, кроется в ориентации, прежде всего, на такие формы воспитательной работы с детьми, которые повышают их уровень адаптации к условиям современной жизни, смягчают воздействие неблагоприятных факторов среды, способствуют социализации.

 

Воспитание ребенка с нарушениями зрения в семье во многом зависит от грамотной организации семейного досуга. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек, так как именно в семье ребенок получает основной жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Организация досуга семьи ребенка с нарушениями зрения имеет свои особенности, которые определяются, в первую очередь, его психофизическим состоянием и педагогической состоятельностью родителей.

Досуг, в его конкретном выражении, по мнению Бердниковой Л.И., имеет цель сделать ребенка с нарушениями зрения более доступным для контакта, дать ему возможность проявить себя. Правильно организованный досуг в семье может помочь ребёнку сделать первые шаги в познании мира, а в дальнейшем подготовить к самостоятельной жизни.

Рассмотрим следующие виды организации досуга: прогулка, просмотр семейных фотографий, совместное приготовление пищи и т.д.

Прогулка на свежем воздухе – это любимое занятие всех ребят. Она оставляет очень много впечатлений, дети в непринуждённой обстановке получают знания и практические навыки о правилах поведения в общественных местах. Прогулки могут быть в лесу, в парке, в сквере, на стадион и просто по улицам города или села. Родители на прогулке с «особенным» ребенком знакомят его с окружающим миром, тренируют память, речь, различные практические навыки. Так, если семья совершает прогулку в лес, ребёнка знакомят с различными деревьями, учат отличать лиственные деревья от хвойных, при этом нужно не забывать об использовании тактильных и других ощущений для большей эффективности запоминания: дать потрогать ребенку листик и хвоинку – это значит включить его тактильную и эмоциональную память. Во время прогулки по улицам города родители знакомят ребёнка с правилами дорожного движения, с основными дорожными знаками (попутно можно закреплять знания об основных геометрических формах, например, знак пешеходного перехода – треугольной формы.)

Еще один вариант семейного досуга на свежем воздухе – это совместная поездка на дачу. Там можно не только поиграть в подвижные игры, поесть вкусного шашлыка, но и вместе с детьми посадить рассаду, а предварительно вырастить ее самим, научить высаживать, правильно ухаживать за ней. Когда поспеет урожай, его тоже необходимо собирать вместе. Так они узнают, как выращивают овощи и фрукты, как их правильно хранят. А дома приготовить из собранного урожая вкусный обед для всей семьи. Это может стать хорошим увлечением, а возможно, и будущей профессией.

Совместное приготовление пищи для всей семьи – это тоже важная часть семейного времяпрепровождения, в котором сочетается помощь маме при приготовлении пищи и развивающее занятие для ребенка, формирующее нужные практические умения. Во время приготовления пищи задействовано большое количество предметов – это всевозможные контейнеры, баночки, бутылочки, которые ребенок может открывать, закрывать, помогать заправлять блюда сыром, майонезом и т.п. – всё это способствует развитию мелкой моторики. Не обходится такой сложный процесс и без участия крупной моторики. Например, чтобы взять с верхней полки холодильника необходимый продукт, ребенку понадобится встать на носочки или, наоборот, – достать из нижнего ящика, например, сковородку, а для этого нужно сесть на корточки.

На кухне тоже можно познавать окружающий мир. Очень удобно именно при выполнении кухонных работ показать разнообразие продуктов и рассказать, как их производят, а также развивать ловкость, быстроту реакции и обоняние, учась различать разнообразные запахи, вкусовые ощущения, при помощи которых у ребенка с нарушениями зрения активизируется сенсорная сфера.

Во время кухонных работ развиваются навыки самообслуживания. Если с ребенком, имеющим нарушения зрения, с детства готовить различные кулинарные блюда, то, когда он вырастет, ему не составит труда самостоятельно приготовить пищу для себя и своей будущей семьи.

К тому же, кухня – это место создания семейных традиций. Например, в пору новогодних праздников родители вместе с детьми могут приготовить вкусное имбирное печенье. А потом все вместе полакомятся им за кружкой согревающего какао или теплого молока. К 23 февраля можно порадовать папу вкусными бутербродами, маме подарить к празднику 8 марта вкусное пирожное. А ингредиенты можно использовать те, которые вырастили на даче вместе с ребенком. Например, бутерброды для папы украсить зеленью, которую собрали летом и заморозили в холодильнике. В десерт для мамы добавить варенье из клубники, собранной в жаркую летнюю пору.

Просмотр старых фотографий из семейного альбома – это любимое многими занятие, благодаря которому ребенок узнает семейные истории, традиции. Особенно актуален такой вид организации досуга в преддверии празднования 9 мая, когда вспоминают события страшной войны и подвиг народа-победителя. Дети вместе с родителями делают портреты, распечатывают фотографии и участвуют в шествии «Бессмертный полк», во время которого они чувствуют значимость своих родных и тем самым стараются сохранить ту тонкую, связующую нить между поколениями. А также видят единение народа в одну большую семью.

Таким образом, для семей, воспитывающих детей с нарушениями зрения, существует много вариантов семейного досуга: прогулка на свежем воздухе, поездки на дачу, огородничество и совместное приготовление вкусного ужина для всей семьи, просмотр фотографий, телевизионных передач. Самое важное – выбрать такое занятие, которое будет по душе и ребенку, и всей семье в целом.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год