Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Познавательно – исследовательский проект для детей младшего дошкольного возраста 4-5 лет «Маленькие исследователи»
Познание
Автор: Цыганова Светлана Олеговна   
30.12.2024 16:36

Познавательно – исследовательский проект для детей младшего дошкольного возраста 4-5 лет «Маленькие исследователи»Познавательно – исследовательский проект для детей младшего дошкольного возраста 4-5 лет «Маленькие исследователи»

Подготовила: воспитатель Цыганова Светлана Олеговна

Тема проекта: включение детей младшего дошкольного возраста 4-5 лет в познавательно — исследовательскую деятельность «Маленькие исследователи» Сроки реализации: сентябрь 2024 – май 2025 г.

Возраст детей: 4-5 лет

Актуальность темы проекта:

Детское экспериментирование — эффективный метод познания явлений окружающего мира, является одной из актуальнейших проблем современности. В детском экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений. Обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т. е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

 Скачать конспект

Главное достоинство экспериментальной деятельности заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи.

Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно – исследовательской дошкольник получает возможность на прямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем?) – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Главное преимущество проекта в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах явлений природы. Знания, добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными.

Результатом реализации проекта является приобретенный детьми опыт исследования предметов и явлений, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения.

Цель проекта: Обогащение опыта познавательно — исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов с различными материалами. Задачи проекта:

Образовательные:

  • формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;
  • формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном;
  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

Развивающие:

  • способствовать ознакомлению детей со свойствами явлений природы и различных материалов, развитию любознательности, мышления и речи детей в процессе наблюдений за реальными природными объектами и в процессе практического экспериментированию;
  • развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через: наблюдения за объектами неживой природы.

Воспитательные:

  • воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отношение к природе, окружающему миру;
  • воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий;
  • воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.

Этапы реализации проекта:

I этап – установочный (сентябрь)

  • изучение педагогической литературы по теме детского экспериментирования;
  • диагностирование детей, анализ полученных результатов;
  • анкетирование родителей;
  • консультации для родителей «Значение познавательно-исследовательской деятельности для детей младшего дошкольного возраста 4-5 лет»;
  • определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.

II этап – подготовительный (сентябрь)

  • подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, основного оборудования и материала для оснащения детской экспериментальной лаборатории;
  • создание развивающей предметно-пространственной среды соответствующей возрасту детей и санитарным требованиям;
  • созданиекартотеки экспериментов для детей младшего дошкольного возраста 4-5 лет (правила работы в центре экспериментирования, тематические альбомы и пр.)
  • составление плана работы над проектом;
  • разработка игр, способствующие реализации цели проекта, конспектов занятий с элементами экспериментирования.

III этап – основной этап — реализация проекта (октябрь – май)

IV этап –заключительный этап (май)

  • обобщение результатов работы;
  • показ итогов работы.

Вид проекта: долгосрочный, исследовательский, познавательный.

Место проведения: МОБУ СОШ «Бугровский центр образования №2» дошкольное отделение.

Участники проекта: дети группы №8 «Маленькие Ньютоны», воспитатель, родители

Предполагаемый результат: расширения у детей представлений о свойствах живой, неживой природы, физических явлениях, развитие любознательности, мышления и речи детей.

Оснащение проекта:

Картотеки:

картотека экспериментов для детей младшего дошкольного возраста 4-5 лет, правила работы в центре экспериментирования, картинка – схема обследования предмета.

Предметно-развивающая среда:

Приборы – помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, магниты, бинокль.

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.

Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки.

Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная.

Красители: ягодный сироп, акварельные краски.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, мерные ложечки.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.

Игровое оборудование: игры на магнитной основе, водяная мельница, теневой театр, ванна для игр с песком и водой.

Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов, клеенчатые передники

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год