Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Современные подходы к организации коррекционно-развивающей деятельности по сенсорному развитию детей с нарушениями зрения
Нарушение зрения у детей
Автор: Арзамасова Татьяна Александровна Трубина Елена Николаевна   
18.01.2018 22:22

Современные подходы к организации коррекционно-развивающей деятельности по сенсорному развитию детей с нарушениями зренияСовременные подходы к организации коррекционно-развивающей деятельности по сенсорному развитию детей с нарушениями зрения

Автор:

  • Арзамасова Татьяна Александровна учитель-дефектолог (тифлопедагог),
  • Трубина Елена Николаевна учитель-дефектолог (тифлопедагог)

МАДОУ «Детский сад № 432 г. Челябинска»

Познавательная деятельность — это активная деятельность дошкольника по приобретению и использованию знаний. Современные требования ФГОС ДО предлагают особую организацию обучения и воспитания дошкольников. Перед педагогами стоит задача так построить образовательный процесс, чтобы у детей повышалась познавательная активность, самостоятельность, инициативность.

 

Скачать конспект

Системно – деятельностный подход к организации познавательной деятельности доказывает важность смещения акцента с педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие с детьми по добыванию, оценке, применению начальных знаний, актуальных для решения значимых для дошкольников познавательных задач.

Овладение сенсорными эталонами составляет фундамент общего умственного развития ребенка. На их основе формируются полноценные представления о внешних признаках предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное развитие предполагает работу мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи (но-минативной функции, фразовой речи и др.), способствует обогащению и расширению словаря.

Большое компенсаторное значение для знакомства детей с сенсорными эталонами и познания ими окружающего мира имеют продуктивные виды деятельности. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Поэтому при организации работы с детьми с ОВЗ необходимо учитывать способы получения информации.

Системно-деятельностный подход, заложенный в основу ФГОС ДО позволяет педагогу использовать разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в коррекционно-образовательному процессе и создавать условия, в которых дети будут выступать активными участниками образовательного процесса, и учиться самостоятельно добывать знания, применяя их на практике. Этот подход отражен в содержании планирования видов деятельности по формированию сенсорных представлений.

Коррекционная работа по формированию представлений о сенсорных эталонах способствует развитию активной исследовательской деятельности детей во всех видах коррекционных занятий, организуемых учителем-дефектологом с детьми с нарушениями зрения (развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка, развитие осязания и мелкой моторики).

Разработанная нами система планирования и организации коррекционно-развивающей деятельности по формированию представлений о сенсорных эталонах рассчитана на детей дошкольного возраста 3-7 лет. В авторской программе раскрыты задачи работы по данной теме с детьми по всем возрастным группам, разработан диагностический инструментарий отслеживания результатов и даны рекомендации по организации деятельности.

В статье

  • использованы эффективные средства, формы и инновационные методы работы по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей со зрительной депривацией, организуемых тифлопедагогом с учетом применения системно-деятельностного подхода
  • предложено планирование по нескольким темам обучения в разных возрастных группах
  • даны рекомендации по организации непосредственной образовательной, самостоятельной и совместной деятельности в группе
  • раскрыто содержание предметно-пространственной развивающей среды в группе по предложенным лексическим темам.

Данное пособие будет интересно не только учителям — тифлопедагогам, но и другим педагогам (воспитателям, учителям-логопедам учителям-дефектологам), работающими с детьми с ОВЗ, так как в нем представлены цели, содержание, приемы, методы, средства обучения и формы деятельности по формированию представлений о сенсорных эталонах.

Рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды группы

Младшая группа

Познавательное развитие:

  • выставка плодов овощей и фруктов, поделок из них; предметные картинки; счетный материал огурцы, морковки, яблочки; ковролинограф «Фруктовое дерево»; вкладыши; семена гороха, фасоли, бобов.

Социально-коммуникативное развитие:

  • муляжи овощей и фруктов для игры в магазин, дом; складные кубики; настольные игры «Лото», «Обобщение»; шнуровка «Дерево с фруктами».

Речевое развитие:

  • «Азбука здоровья», В. Сутеев «Яблоко», С. Маршак «Однажды хозяйка с базара пришла», «Загадки с грядки», сказка «Репка».

Художественно-эстетическое развитие:

В уголок музыкально-игрового творчества: настольный театр «Репка», шапочки овощей для хоровода.

Для изобразительной деятельности: раскраски, трафареты, пластилин, печатки.

Физическое развитие:

  • игры, упражнения с семенами (гороха, фасоли, арбуза, косточки абрикосов): переборка, разложи по емкостям; игры-шумелки.

Средняя группа

Познавательное развитие:

  • выставка кукол разных видов: матрешки, неваляшки, пупсы, Барби, в национальных костюмах, персонажи сказок и мультфильмов и т.п.; автовыставка

предметные картинки; игрушки для счета, для определения величины пирамидки, матрешки.

Социально-коммуникативное развитие:

  • разные виды игрушек; игрушки одного вида, изготовленные из разных материалов; разные пирамидки; геометрические мозаики; вкладыши.

Речевое развитие:

  • книжки А. Барто «Игрушки», «Резиновая Зина», Е. Благинина «Андрюшка».

Художественно-эстетическое развитие:

В уголок музыкально-игрового творчества: музыкальные игрушки-инструменты; мягкие игрушки; различные виды театров.

Для изобразительной деятельности: образцы для раскрашивания разных видов игрушек; трафареты; раскраски.

Физическое развитие:

  • мячи из разных материалов; офтальмо-тренажеры «Чебурашка»; «Неваляшка».

Старшая группа

Познавательное развитие:

  • автовыставки транспорта специального назначения, моделей легковых автомобилей, грузового транспорта; лото «Мир вокруг нас»; тематические альбомы о транспорте; наборы геометрических фигур для выкладывания транспорта; наборы «Геометрик» для ковролинографа; наборы дорожных знаков; картинки – ситуации «Подбери знак»; шаблоны светофоров; макет «Улица города»; схема оригами «Кораблик»; энциклопедии.

Социально-коммуникативное развитие:

  • сюжетно — ролевые игры «Автобус», «Корабль»; схемы для выкладывания из мозаики «Транспорт»; разрезные картинки; дидактические игры «Дорожные знаки», «Составь целое», «Говорящие знаки»; аудиозаписи «Звуки, голоса и шумы окружающего мира», «Сирены специального транспорта».

Речевое развитие:

  • книги Г. Снегирев «Я путешествую», Б. Ряховский «За островом, за облаками», В. Маяковский «Про моря и про маяк», Зубков Б. «Одно колесо, 2 колеса, 3 колеса», С. Михалков «Моя улица», Б. Житков «Помощь идет»; наглядное пособие «Дети на улицах города»; загадки о транспорте.

Художественно-эстетическое развитие

Для изобразительной деятельности: трафареты, раскраски, образцы аппликации разного вида транспорта, для вырезания из бумаги по контуру.

В уголок музыкально-игрового творчества: аудиозапись «Звуки и голоса окружающего мира: «Транспорт», песни: «Голубой вагон» В. Шаинского, «Светофор» И. Кириллова, «Веселые путешественники» М. Старокадомского, танец «Паровозик», музыкальная игра «Паровоз — букашка».

Физическое развитие

  • подвесной офтальмотренажер «Воздушный транспорт»; схемы пальчиковых гимнастик; напольный мягкий конструктор.

Подготовительная группа

Познавательное развитие

  • предметные картинки с изображением цветов разных оттенков; алгоритм составления описательных рассказов; заучивания стихотворений (пиктограммы); игра «Занимательные задания»; кубики, выкладывание слов по цветам радуги «Ромашка», «Василек»; рассада цветов; календарь наблюдений; комнатные цветущие растения.

Социально-коммуникативное развитие:

  • дидактические игры «Подбери по цвету», «Найди такой же»; мозаика разных цветов; разрезные картинки.

Речевое развитие:

Книги: Е. Серова «Цветы», М. Пришвин «Золотой луг», В. Катаев «Цветик-семицветик»; энциклопедии «Мир растений».

Художественно-эстетическое развитие

Для изобразительной деятельности: раскраски; ковролины; росписи жостовская и хохломская, гжель; трафареты цветов; пуговицы; пряжа; семена тыквы, арбуза; шишки; клей; образцы выкладывания цветов; схемы «Оригами»; трафареты; раскраски; цветная бумага, ножницы, пластилин.

В уголок музыкально-игрового творчества: песни: «Василек», «Одуванчик», «Ромашка» И. Кириллова.

Физическое развитие:

  • подвесные офтальмотренажеры «Цветы»; схемы пальчиковых гимнастик.

Рекомендации по организации предметно-пространственной среды

кабинета учителя-дефектолога по формированию представлений о сенсорных эталонах

Игровое оборудование:

  • мозаика разных видов, конструкторы, строительные наборы, конструкторы геометрический для ковролинографа «Притворщик-ПЛ», «МАЛЫШ–ГЕО», «Ларчик», из полосок и геометрических фигур, «Капельки», деревянные конструкторы из серии «Томик», пазлы, объемные геометрические фигуры, цветные пособия из комплекта Монтессори, трафареты внутренние и внешние, кубики, разрезные картинки предметных изображений, лабиринты по всем лексическим темам разного размера, наборы геометрических фигур, игра «Сложи квадрат», деревянные «Волшебные дощечки», «Математический планшет», зашумленные, наложенные, теневые, контурные изображения.

Настольно-печатные игры:

  • д и «Цвет и форма», «Подбери по форме», «Кто там, что там», «Сравни и подбери», «Танграм», «Разноцветные гномы», «Цвет, форма, размер», «Предметы и контуры», «Геометрическая мозаика», лото «Формочки», «Контуры», «Часть и целое», вкладыши по темам.

Материал для развития осязания и мелкой моторики:

  • «Волшебный мешочек» с наборами игрового оборудования по темам обучения, «Муфточка», «Волшебная коробочка».
  • пирамидки одноцветные и многоцветные, разной формы: «Радуга», «Геометрик», «Веселые человечки», шнуровка «Умные шнурочки», вкладыши геометрических фигур, мозаика крупная и мелкая, игрушка – динозаврик «Учимся одеваться», магнитная геометрическая мозаика по темам.

Список литературы

  1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. (Пособие для воспитателя детского сада). Под ред. Л.А. Венгера М., «Просвещение», 1973. – 110 с. с ил.
  2. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17. 10. 2013 № 1155.
  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. /Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 256 с.
  4. «Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ". Учебно — методическое пособие. /Сост. Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Челябинск: "Букватор", 2006. — 113 с.
  5. «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса» // Осипенко Н.С., — Справочник старшего воспитателя, 2016, № 1, 19-27 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год