Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект по образовательной области: «Речевое развитие» тема: «Зимующие птицы» в подготовительной к школе группе
Занятия по теме "Зима"
Автор: Огеева Е.И. Скутина А.М.   
27.02.2020 23:28

Конспект по образовательной области: «Речевое развитие» тема: «Зимующие птицы» в подготовительной к школе группеКонспект по образовательной области: «Речевое развитие» тема: «Зимующие птицы» в подготовительной к школе группе

Составитель: Учитель-логопед: Огеева Е.И. Воспитатель: Скутина А.М. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3» ГО Верхняя Пышма 2019

Образовательная область: "Речевое развитие"

Участники: воспитанники 6-7 лет

Длительность: 30 минут

Цель: Создание условий для развития речевой активности детей в процессе коммуникативно-познавательной деятельности.

Задачи:

  1. Создать условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие).
  2. Способствовать развитию навыков взаимодействия в коллективе (социально-коммуникативное развитие).
  3. Создать условия для расширения представлений детей о зимующих птицах, о взаимодействии птиц с окружающей средой (познавательное развитие).
  4. Создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие).
  5. Способствовать развитию навыков словообразования: притяжательные прилагательные, словообразования существительные с помощью суффиксов, умению употреблять существительные дательного падежа (речевое развитие).
  6. Создать условия для развития мелкой моторики рук (физическое развитие).

Скачать конспект

Методы и приёмы: словесные – обсуждения, умозаключения; игровые; практические – продуктивная деятельность, эксперементально-исследовательская деятельность; наглядные – показ, демонстрация.

Оборудование и ТСО: Беджей для детей и воспитателей, маски птиц, 2 мольберта, модель птицы (картинка, разрезанная на пазлы), название птиц (разделенные на слоги), веточка с птичкой, разные виды корма, тактильные мешочки с кормом, рисунок птицы, восковые карандаши.

Педагогические технологии: личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные, игровые, коммуникативные, компенсирующие (педагогической поддержки), саморазвивающие.

Здоровьесберегающие технологии: соблюдение временной нагрузки, смена видов деятельности.

Индивидуальная работа: поддержание диалога с ребенком, уточнение произношения слов, выслушивание мнений детей, помощь при выполнении практических действий.

Ход организованной образовательной деятельности

Этап ООД

Цель

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Социальная ситуация развития, предполагаемый результат

Организационный момент

Создание атмосферы психологического и эмоционального контакта

Приветствие, зрительный, эмоциональный контакт

Встают в круг, здороваются с гостями

(приветствие)

Благоприятная атмосфера, эмоциональный настрой на деятельность

Введение в проблемную ситуацию

Сюрпризный момент

 Ребята, когда я к вам шла на работу ко мне подлетела сорока и начала трещать «Была сегодня в лесу ничего не пойму, беда, в лесу тишина!! А мы то с вами знаем по чему в лесу сейчас нет птиц и там такая тишина.

Ребята как вы уже знаете есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия?

Орнитолог-это биолог, изучающий птиц.

Он наблюдает за поведением птиц в лесу, в городе и в зоопарке.

Хотите тоже стать научными сотрудниками?

Сегодня тогда я, старший орнитолог, а вы младшие научные сотрудники.

Ребята, то мы сегодня с вами?

Тогда, давайте вместе отправимся в лес и поможем сороке разобраться и понять, что же происходит в лесу.

Раз, два, три, повернись на опушке леса очутись.

Ответы детей: -

В лесу тишина, потому что перелетные птицы у летели в теплые края.

Поэтому в лесу такая тишина.

Ответ детей:

Орнитолог

Ответ детей: Да.

Ответ детей: Орнитологи.

Дети поворачиваться вокруг себя и оказываться на лесной опушке.

Воспитанники вовлечены в проблемную ситуацию и проявляют активный интерес.

Основной этап

Звучит музыка И.П. Чайковский «Зимний лес» и показ презентации с зимним лесом.

Краткое описание события, доступное детям, для расширения их кругозора.

Уточнение знаний детей о том, кто из зимующих птиц и как подают голос.

Д.И. «Голоса зимующих птиц»

развитие воображения

Рассказ педагога: Зимний лес укрыт снежным покрывалом и погружён в волшебный сон. Лес полон чудес и волшебства, он околдован волшебной снежной сказкой. В зимнем лесу часто идёт снег, и падают на землю снежинки. Посмотрите снегопад, хлопья снежные летят. С неба падают зимой и кружатся над землёй, лёгкие пушинки-белые снежинки. 

А что за шум? Что за суета среди деревьев?

А вот оно не обычное дерево.

Давайте вспомним, что это за птицы? Я предлагаю вам дети превратиться в зимующих птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает.

Все эти птицы собрались вместе еще осенью. Как вы думаете почему?

Как назовем их, одним словом?

Почему их так назвали?

Ответ детей: Это птицы.

Дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы.

Дети выбирают маски птиц.

1.Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать.

2. Я сорока: стр-стр-стр. Я умею стрекотать.

3.Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать.

4.Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать.

5.Я голубь. Я умею ворковать.

6.Я снегирь. Я умею свистеть.

7.Я воробей я умею чирикать.

Рассуждение детей: Стайкой легче прокормиться.

Найдет одна птичка корм, на ее голос спешат другие.

Ответ детей: Зимующие.

Ответ детей: Птицы остаются с нами зимовать.

Проявляют речевую активность

Физминутка

 

 

.

 

 

 

 

 

 

Формирование представлений о жизни птиц зимой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А сейчас мы поиграем в игру «Угадай на ощупь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д.И. Чем питается птица?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала.

Д.И.» Верю –не верю»

Игра» Поломанные слова»

Собрать из частей макет птицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пальчиковая гимнастика.

Вот летали птички, птички - невелички. Все летали, все летали,

Крыльями махали

На дорожку сели, Зернышки поели.

Клю, клю, клю, клю, Клю, Клю, клю, клю.

Как я зернышки люблю!

Перышки почистим, чтобы были чище.

Вот так, вот так, вот так, вот так,

Чтобы были чище

Прыгаем по веткам, чтоб сильней стать деткам.

Прыг-скок, прыг-скок, Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгаем по веткам.

И всё-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.

Как и чем, мы можем помочь птицам зимой? А как вы помогаете птицам зимой?

В. - Сейчас я покажу вам разные виды корма для птиц, семена и зерна разных растений.

На подносе в прозрачных контейнерах насыпаны семечки подсолнуха, тыквы, арбуза, кедровый орех, пшена и риса.

В. - Подойдите, посмотрите семена, каких растений здесь насыпаны?

В. - рассмотрите семена, потрогайте, обследуйте их.

В. - Опишите семена подсолнуха и тыквы.

- Опишите семена арбуза и кедрового ореха.

- Опишите зерна пшено и риса.

- Возьмите каждый по мешочку, в этих мешочках насыпан корм для птиц. Определите на ощупь, какой корм у вас в мешочках?   Опрашиваю еще 2-3-х детей.                             -Развяжите мешочки и посмотрите, правильно ли вы определили. Дети развязывают мешочки и называют, что в них.

-Все мешочки положите на поднос.

-Воробей

-Синица

-Ворона

- Снегири

-Голубь

Вот птичка, так птичка, Не дрозд, не синичка,
Ни лебедь, ни утка. И не козодой.
Но эта вот птичка, Хоть и невеличка
Выводит птенцов. Только лютой зимой.

Рассказ воспитателя: Клёст выводит своих птенцов — в январские морозы.

А вот эта птица тоже не прилетела к нам, потому что она остается в лесу.

Всю ночь летает- Мышей добывает.
А станет светло- Спать летит в дупло.

Рассказ воспитателя:

Это хищная птица, которая питается маленькими птичками и мышками. И оперение у нее теплое и большое, поэтому ей в лесу не холодно и не голодно.

В: Если утверждение правильно, то вы отвечаете: «Верю», а если утверждение неправильно, то отвечаете: «Не верю».

-У птиц тело покрыто шерстью.
-Тело покрыто перьями.
- Есть клюв.
-Птицы летают.
- Клесты выводят птенцов зимой.
- У синицы жёлтое брюшко.
- У воробья большой сильный клюв.
- У сороки короткий хвост.
- Для птиц самое страшное зимой – это голод.
- Клесты любят семена шишек.
-Синицы любят сало.
-Ворона-это маленькая птица.

В: Ребята вам нужно исправить поломанные слова и узнать название зимующих птиц.

ВА-СО, РО-СО-КА, ЦА-СИ-НИ, ТЕЛ-ДЯ, НА-РО-ВО, ГИРЬ –СНЕ.

Давайте, вспомним, что есть у птицы.

Что есть только у птиц?

Что умеют делать только птицы?

В: Когда орнитологи ведут работу по изучению данных птиц, они пишут статью, работу или книгу. Давайте и мы сегодня вспомним все, что мы узнали о зимующих птицах. А потом запишем свои рассказы и тоже продолжим свою книгу.

-Но сначала пусть наши пальчики отдохнут.

Птичка прилетела, Головкой повертела.

Поклевала крошки. Из моей ладошки.

Пёрышки встряхнула, Быстро упорхнула..

Теперь ваши пальчики готовы и можно приступать к работе
Выбирайте, какую зимующую птицу будете раскрашивать.

Во время раскрашивания звучит музыка «Голоса птиц» (клест, воробей, снегирь, ворона).
Мы с вами подпишем названия птиц. — Этот книгу мы поместим в группе. Звучит музыка «пение птиц».

                                                                      

(изображать руками, движения крыльев)  

присесть на корточки, указательными пальцами постучать по дорожке) 2 раза

руками «почистить» предплечья, как бы обнимая себя)

(прыжки на месте) 2раза

Предположения детей, о том, что эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать себе, еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью. Повесили кормушку, насыпали в нее хлебные крошки и зерно.

Рассуждения воспитанников

У подсолнуха семена мелкие и черные, а у тыквы крупные и белые.

У арбуза семена коричневые и крупные, а у кедрового ореха выпуклое и крупеое.

Пшено мелкое и желтое, а рис крупный и белый.

Ответы детей:

Арбуза, дыни, подсолнуха, тыквы, пшена, рис, кедровый орех.

Ответ детей:

— питается семенами, зернами, ягодами, хлебные крошки, любой крупой.

питается семенами растений, любит подсолнечные семечки и сало (несоленое).

– вороны всеядные птицы. Это городской санитар, ест любые зерна, семена, хлеб и остатки с человеческого стола.

любят семечки арбуза, тыквы, семена хвойных деревьев и трав, молодые почки, ягоды, особенно рябину.

– любит семена растений, зерно, крупу и хлеб.

Ответ детей(Клест.)                                                                              

Ответ детей: Сова.

Ответы детей.

Передают «веточку с птичкой», высказывают своё утверждение.

Верю или не верю.

Дети правильно выкладывают название птицы.

(дети выбирают часть и помещают на мольберт)
(Голова, клюв, туловище, лапы, крылья).

(Крылья.)

(Летать.)

(изготовить макет книги и показать детям)

Машем кистями рук.

Выполняем повороты кистями рук.

Изображаем, как птичка клюёт зёрна

Машем кистями рук.


(Дети садятся за подготовленный стол).
Обратите внимание на цвет оперенья.

Проявляет физическую деятельность.

Мыслительная и речевая деятельность

Закрепление навыков словоизменения (родительный падеж существительных).

Мыслительная и речевая деятельность

Мыслительная и речевая деятельность

Развитие мелкой моторики.

Заключительная часть

Уточнить полученные знания.

Что вы узнали из этого разговора о зимующих птицах?

В: Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытянете руки ладошками вверх. А теперь согрейте его. Медленно, по одному пальчику сложите ладошки, Спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием. Приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания.

А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите: он еще прилетит к нам.

Ответы детей.

Проговаривают полученные знания.

Мыслительная и речевая активность (поиск нужных слов-пожеланий).

Рефлексия

Вручение медали с изображением снегиря и надписью: «Знаток зимующих птиц»

Вы сегодня просто молодцы: угадали загадки о птицах, поиграли, выполнили очень много сложных заданий и рассказали о том, что о зимующих птицах надо заботиться. После такого занятия у меня такое прекрасное настроение, а у вас оно изменилось? – А еще Сорока оставила записку и просила передать вам в знак благодарности за помощь — вот такие медальки. (Воспитатель вручает медали с изображением снегиря и надписью «Знаток зимующих птиц»

Слышат положительную оценку.

Мыслительная и речевая активность (поиск нужных слов-пожеланий).

Эмоциональное отношение к деятельности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (151) выйдет
9 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год