Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Использование здоровьесберегающих технологий в средней группе (из опыта работы)
Здоровье
Автор: Главный Редактор   
20.05.2013 10:00

Использование здоровьесберегающих технологий в средней группе (из опыта работы)Стрелкова Наталья Владимировна
Воспитатель ГБОУ детский сад компенсирующего вида №164 г.Москва

Формирование личности, поддержание на необходимом уровне физического и психического здоровья ребенка начинается с его рождения и продолжается в дошкольном возрасте.   Воспитание у дошкольников осознанного стремления к здоровому образу жизни способствует сохранению здоровья, данного ему природой. В детском саду перед нами стоит цель - это укрепление здоровья, повышение иммунитета, физическое совершенствование, развитие личности ребенка. А главный фактор развития личности- активность, обеспечивающая приспособление организма к условиям окружающей среды. Двигательная активность - необходимое условие, определяющее здоровье, физическую и умственную работоспособность ребенка.   Двигательная активность ребенка - естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нем. Это способствует всестороннему развитию и воспитанию детей.        
К здоровьесберегающим технологиям относятся:
- утренняя гимнастика
- гимнастика для глаз
- воздушные процедуры
- пальчиковая гимнастика
-дыхательная гимнастика
- гимнастика пробуждения
- подвижные игры
- ходьба по массажным дорожкам
- закаливание
- артикуляционная гимнастика.
Утро в нашей группе начинается с утренней гимнастики. Цель: создать у детей хорошее настроение, поднять мышечный тонус. Утренняя гимнастика проходит под музыку. Используем разные виды гимнастики:
- игровую
- сюжетную
- ритмическую.
Преимущество проведения гимнастики под музыку заключается в том, что дети знают: нужно снять обувь и приготовиться к зарядке, если зазвучала знакомая мелодия или песенка. А те дети, которые еще не разделись, а находятся в раздевальной комнате, быстрее раздеваются и "включаются" в

деятельность коллектива без слов. Это их дисциплинирует. Настроение у ребенка улучшается,
капризы исчезают, поведение стабилизируется.
Утреннюю гимнастику делаем с предметами: флажками, кубиками, лентами. Особенно часто используем массажные мячи, с которыми проводим корригирующие упражнения для укрепления мышц ног и свода стопы, а также массаж рук. Эти мячи мы называем "ежики".
В комплекс утренней гимнастики обязательно включаем упражнения на дыхание, которые необходимы для восстановления дыхания. Дыхательные упражнения способствуют полноценному физическому развитию и являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.
В конце занятия используем такие речевки:
- По утрам зарядку делай - будешь сильным, будешь смелым!
- Если день начать с зарядки, дальше будет все в порядке!
- Все у рас хорошо, все у нас в порядке,
Потому что по утрам делаем зарядку!
Ежедневно проводим гимнастику после сна. Цель – поднять мышечный тонус детей, настроение. Комплекс  гимнастики после сна не должен дублировать утреннюю гимнастику. Гимнастику после сна мы проводим в постели и заканчиваем упражнениями на дыхание. Такая гимнастика носит игровой характер. Также после сна мы проводим самомассаж. Затем переходим к прохождению по массажной дорожке и закаливающим процедурам ( умывание прохладной водой ).   
ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ « РЫЖАЯ ПЛУТОВКА».
БЕЖИТ ПО ДОРОГЕ ЛИСА
1 «лиса». Дети лежат на спине, руки вдоль туловища. Выполнить маховые движения рук и ног, изображая бег лисы.
БЕЖИТ ЛИСИЧКА ОТ КУСТИКА К КУСТИКУ
2 « пригорок». И.П. то же, поднять прямые ноги вверх, опустить – 3 – 6 раз.
3 « Куст». И.П. то же, принять позу группировки, вернуться в И.П. – 3 раза.
ХВОСТ К ЗЕМЛЕ, НЮХАЕТ ПОЖИВУ.
4 « Хвост лисы». Сесть на кроватке по-турецки, поворот туловища вправо- влево. – по 5 раз.
ОСТАНОВИЛАСЬ ЛИСА, ПРИСЛУШАЛАСЬ – НЕТ ЛИ ЗАЙЧИКОВ.
Глубоко вздохнула ( вдох), наклонилась ( выдох), выпрямилась и дальше пошла.

Пробежка по ортопедическим  дорожкам.
ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА.
Цель: поднять настроение, мышечный тонус с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
1 Разминочные упражнения в постели: самомассаж, пальчиковая гимнастика.
- Поглаживание рук от кистей  вверх.
- Растирают ладони, снимают и надевают браслеты.
РУКИ БУДЯТ ЛИЦО.
- дети потирают глаза, брови, нос, уши.
ЛИЦО РАЗВЕСЕЛИЛОСЬ.
- дети гримасничают языком. Губами, улыбаются.
БУДЯТ НОГИ: поглаживают их, похлопывают.
А ТЕПЕРЬ РАЗБУДИМ ЖИВОТ- круговыми движениями погладим живот, отбросим одеяло и накроемся одеялом.
2 Общеразвивающие упражнения ( убираем одеяло и подушку )
- И.П. лежа на спине, руки вдоль туловища. Сделать вдох-выдох – 3-4 раза.
- И.П. то же . Потянуться как котята, руки вверх – 3-4 раза.
- И.П. то же. Повернуться на правый бок, лечь на спину, повернуться на левый бок, руки вверх – 3-4 раза.
- И.П. то же. Руки под головой. Протянуть правую ногу пяткой вперед, носок на себя. То же левой ногой 3-4 раза.
- И.П. лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, вернуться в И.П. – 3-4 раза.
- И.П. то же. Едем на велосипеде.
3 Пробежка по ортопедическим дорожкам.
4 Дыхательное упражнение.
Вдох через нос, задержка дыхания, выдох через рот.
ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ С ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКОЙ.

1 комплекс.
« Греем наши ручки»
Соединить ладони и потереть ими до нагрева.
« Лепим ушки»
Указательным и большими пальцами лепим ушки.
«Правая ноздря, левая ноздря»
Вдох через правую ноздрю, левая закрыта указательным пальцем, выдох через левую ноздрю, правая закрыта указательным пальцем.
« Сдуваем листик»
Дуем на ладонь, вдох через нос, выдох через рот.

2 комплекс.
« Греем наши ручки»
Соединить ладони и потереть ими до нагрева.
« Проверяем кончик носа».
Слегка подергать кончик носа.
« Сделаем носик тоненьким».
Указательным пальцем массировать ноздри.
« Примазываем ушки, чтобы не отклеились»
Растираем за ушами сверху вниз указательными пальцами.
« Как мычит корова»          
Сделать вдох и на выдохе произносить звук: «м-м-м», при этом постукивая по крыльям носа.
«Сдуем снежинку с ладони»
Вдох через нос, выдох через рот. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ.

ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ.

- В отсутствии детей организуем сквозное проветривание групповой комнаты и спальни в соответствии с установленном графиком.
- Тщательно следим за тем, чтобы дети на протяжении всего дня находились в облегченной одежде ( при температуре не ниже 18-20 градусов).
- Проводим утреннюю гимнастику в хорошо проветренной комнате.
- Организуем дневной сон без пижамы ( в майках), если температура в спальне составляет 18 градусов и выше. Температура под одеялом достигает 38-39 градусов, проснувшись, ребенок получает контрастную ванну с разницей в 18-20 градусов. Это отличный треннинг для терморегуляционного аппарата.
- Организуем ходьбу по ребристой доске, ортопедической дорожке после дневного сна.
ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ.
- Обучаем детей обширному умыванию прохладной водой: мытье рук до локтя, растирание мокрой ладошкой груди и тела. По окончании водной процедуры каждый ребенок самостоятельно вытирается полотенцем.
- Организуем полоскание рта и горла водой после каждого приема пищи, постепенно снижая температуру  на 1 градус, доводя до 18 градусов.

В течение дня неоднократно проводим различные подвижные игры, как в группе, так и на улице.


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

ПАСТУХ И КОРОВЫ.
Цель: Совершенствовать навыки ползания на четвереньках. Развивать ориентировку в пространстве.
Описание. Воспитатель – пастух, дети – коровы. Дети на четвереньках ползут к пастуху, который в это время произносит:

Милые коровушки,
Белые головушки,

Злой колдун здесь побывал
И коров заколдовал.
На зеленом на лугу
Я буренкам помогу.
Будут все коровы веселы, здоровы.
Дети изображают коров, мычат.Пастух касается  их рукой, расколдовывая, после чего дети пляшут.

САЛЮТ.
Цель: Воспитывать самостоятельность. Упражнять детей в подбрасывании мяча снизу вверх и умении ловить его двумя руками. Развивать глазодвигательные функции, фиксацию взора.
Оборудование: мячи по количеству детей.
Описание: Детям раздают мячи. Воспитатель вместе с детьми произносит:
Это не хлопушки:
Выстрелили пушки.
Люди пляшут и поют,
В небе – праздничный салют.
Дети подбрасывают мяч вверх и ловят его двумя руками.

МЫ РЕБЯТА СМЕЛЫЕ.
Цель:
Упражнять детей в умении прыгать на месте, приседать, выполнять повороты туловища влево-вправо.Развивать умение согласовывать движения со словами.
Хоровод, хоровод ( хлопки в ладоши )
Пляшет маленький народ ( прыжки на месте )

Танцевать, скакать и прыгать ( прыжки на месте )

Мы готовы круглый год ( приседания )
Под кустом, под кустом ( наклоны туловища влево-вправо )
Кто-то с рыженьким хвостом ( повороты туловища влево-вправо)
Это рыжая лисичка –
Под кусточком лисий дом. ( прыжки на месте )

СОБАЧКА И ВОРОБЬИ
Цель: развивать умение действовать согласно правилам, упражнять детей в умении совершать прыжки, развивать крупную и мелкую моторику, развивать умение согласовывать движения со словами.
Описание:
Воспитатель выбирает ребенка – собачку, остальные дети – воробьи действуют согласно тексту.
Скачет, скачет воробей:
Скок – поскок!
Скок, поскок!
Кличет маленьких детей:
« Чив, чив, чив,
Чив, чив, чив!»
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
« Чик – чирик,
Чик – чирик!»
Вдруг собачка прибежала и залаяла.
Ребенок – собачка бежит за воробьями, которые прячутся в домике.
В свободное время ( утром и вечером ) рассматриваем иллюстрации о спорте, проводим беседу на тему « Забочусь о своем здоровье», проводим дидактические игры « Угадай вид спорта», « Сделай как Петрушка» и т.д.

В группе проводим индивидуальные занятия на больших мячах.
Проводим упражнения на дыхание , массаж, релаксацию.
Начиная со средней группы, проводим физкультурно-познавательные занятия:
« Мы – юные силачи»
« Как стать сильнее волка»
« кто любит детей – драчунов»

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 2 июня 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год