| Творческая лаборатория педагога «Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями по формированию здоровьесбережения у дошкольников» |
| Здоровье | |
| Автор: Клюшова Татьяна Николаевна | |
| 04.12.2025 20:33 | |
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №197» Выполнил: Старший воспитатель Клюшова Татьяна Николаевна Барнаул 2025 Одной из форм взаимодействия с родителями является проведение нетрадиционного родительского собрания по ЗОЖ в ДОУ в формате «семейного клуба», «деловой игры» или «тренинга», где родители активно вовлекаются в процесс через интерактивные игры, обсуждения и совместные действия. Основная цель — не поучать, а повысить знания родителей о ЗОЖ и создать условия для тесного сотрудничества детского сада и семьи.
Варианты проведения «Семейный клуб»: создается атмосфера неформального общения, где родители с детьми участвуют в играх, конкурсах, эстафетах, направленных на формирование здоровых привычек. «Деловая игра»: проведение игры, где родители становятся «экспертами» или «консультантами» в вопросах здоровья, и совместно находят лучшие решения. «Тренинг»: организация тренинга по конкретной теме, с включением в него упражнений на взаимодействие, обмен опытом. «Игровое собрание»: использование игр, которые помогают установить эмоциональный контакт и снять напряжение. Основные этапы таких форм проведения родительских собраний: Введение: Позитивная атмосфера, представление темы. Основная часть: Интерактивные игры, обсуждения, обмен опытом. Заключение: Подведение итогов, подведение позитивных моментов, предложения на будущее. И конечно, же если мы хотим получить положительный результат, то не нужно забывать, о том, что: Необходимо вовлекать родителей: они не должны только слушать и записывать, а быть активными участниками. Предлагать решения, а не диктовать: будет здорово, если Вы поделитесь своим опытом и предложите родителям варианты, а не будете говорить, что им нужно делать. Использовать позитивный подход: начинать с позитивных моментов, затем переходить к проблемам и завершать конструктивными предложениями. Сценарий родительского собрания "Семейный клуб ЗОЖ" Вначале родительского собрания родителям можно предложить тест, который покажет, умеют ли вы заботиться о своем здоровье. Исследования показывают, что здоровье ребенка зависит от здравоохранения только примерно на 8% и почти на 50% — от образа жизни. Именно поэтому каждый взрослый может и должен стать «кузнецом» здоровья собственного и своих детей. Культуру ЗОЖ необходимо формировать с детства. Учеными доказано, что приобщение детей к ЗОЖ зависит от следующих факторов в таком соотношении: личного примера родителей — 71%; воспитательно-образовательного процесса в ДОУ — 22%; личных наблюдений ребенка, его опыта — 7%. Большинство из вас, конечно, владеют информацией о составляющих компонентах ЗОЖ, и в то же время мы полагаем, что многое, о чем вы узнаете сегодня по данной проблеме, будет для вас очень полезным. Вот мы часто говорим — “Дети – цветы жизни”, а чтобы эти цветы росли здоровыми и счастливыми, нам необходимо создать и поддерживать благоприятные условия. А какие давайте выясним! Родителям предлагается назвать семь основных условий без которых невозможен «рост» здорового ребенка. А это: режим дня, правильное питание, прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, профилактика заболеваний, отсутствие вредных привычек, эмоциональное благополучие. В результате обсуждения собирается Цветик-семицветик. 1. ЛЕПЕСТОК — РЕЖИМ ДНЯ. В ходе обсуждения необходимости соблюдения режима дня с родителями можно проиграть два варианта: 1. 1. Игра «Дебаты». (Родители делятся на две команды. Первая выдвигает утверждения «да –нужно соблюдать», вторая – «нет – не нужно соблюдать». Педагог участвует в роли спикера.) 1. 2. Мастер-класс «Планирование идеального дня». (Каждая команда за отведенное время составляет План идеального дня, после идет обсуждение.) Вывод: Режим дня — это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей в течение суток. Он удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Режим дисциплинирует детей, приучает к определённому ритму. Любое нарушение режима, особенно если сокращается время сна или нарушается его периодичность, ведут к перенапряжению и даже к истощению нервной системы. Ребенок становится нервным, беспокойным, а иногда вялым, заторможенным. И то, и другое состояние неблагоприятно отражается на его состояние здоровья. Весь день в детском саду дети живут, соблюдая определённый распорядок дня: завтрак, занятия, прогулки, обед, сон и т. д. Постарайтесь сохранять этот распорядок в выходные и праздничные дни. 2. ЛЕПЕСТОК – ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ. Родителям загадывается загадка по важные витамины, которые необходимы ребенку (А. В, С, D). Задание: Необходимо определить в каких продуктах питания имеются витамины А, B, C, D предлагается родителям картинки с продуктами питания, разложить в пакеты. Вывод: Правильное питание – включение в рацион продуктов богатых витаминами, минеральными солями (кальцием, фосфором, магнием, медью). А так же белком. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок, специй и консервантов. Пища нужна ребенку не только для выработки энергии и восстановления разрушенных в процессе жизнедеятельности веществ и клеток, но и для построения новых клеток и тканей. В организме ребенка процессы роста происходят особенно интенсивно. 3. ЛЕПЕСТОК — ПРОГУЛКИ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ. Родителям предлагается по очереди дать развернутый ответ на предложенный вопрос. В какую погоду можно гулять с ребенком? (В любую погоду.) Чем полезна прогулка? (Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.) На какие сферы развития и воспитания влияет прогулка? (Физическое развитие, познавательное развитие, трудовое воспитание, социализацию.) Нужно ли зимой одевать детей теплее на прогулку? (Одевать детей нужно по погоде, предварительно узнав температуру воздуха. Целесообразнее и удобнее использовать одежду, пропускающую воздух и тем самым не вызывающую переохлаждения.) По каким сигналам можно определить, что ребенок замерз? (Если ребенок становится вялым, неподвижен (в санках, коляске), может уснуть.) Должен ли гулять простуженный ребенок? (Если у ребенка нет повышенной температуры, прогулки нужны обязательно. Держать больного ребенка длительное время в душном помещении не лучший способ выздоровления. Замечено, что на свежем воздухе быстрее проходит насморк.) Можно ли закрывать рот ребенка шарфом в холодную погоду? (Ни в коем случае: таким образом образуется конденсат — влажный воздух, которым в холодную погоду дышать очень тяжело. И какое удовольствие принесет ребенку прогулка с завязанным ртом? Наоборот, ему следует дышать носом: возможности носовых ходов по обогреву и увлажнению вдыхаемого воздуха достаточно широки.) 3. 1. Полезная реклама. 4. ЛЕПЕСТОК — ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ 4. 1. Физкультминутка 4. 2. Задание: листочки с пословицами, разделенными на части. Даются листочки с пословицами, они соединяют начало и конец пословицы. Примерные пословицы:
Вывод: Физические занятия — улучшают работоспособность, повышают физические качества, стимулируют обмен веществ и работу разных систем организма. В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: современные родители большую часть времени уделяют интеллектуальному развитию детей (компьютерные игры, чрезмерный бесконтрольный просмотр телевизионных программ, посещение развивающих кружков, поэтому практически не остается времени на подвижные игры и прогулки.) Правильно организованное физическое воспитание способствует умственному развитию детей, так как создаются благоприятные условия для нормальной деятельности нервной системы и всех других органов и систем. 5. ЛЕПЕСТОК — ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ При обсуждении данного условия можно провести блиц-опрос «Закаливание моего ребенка в домашних условиях». Вывод: Самое главное — это соблюдение правил личной гигиены. Ребенок, должен без напоминаний зайдя в дом с улицы вымыть руки с мылом. Некоторые родители считают, что пока их дети маленькие, их незачем учить элементарным гигиеническим правилам. На самом деле это не так. Именно с раннего возраста детства формируется характер, дисциплинированность, самостоятельность, прививаются гигиенические навыки, которые помогут ребенку войти в мир, здоровым и сильным. В детском саду, дети используют только индивидуальные гигиенические принадлежности (полотенца, постели, расчёски) Закаливание – один из способов профилактики заболевания. Есть специальные методики закаливания детей. К ним относятся: солнечные, воздушные ванны и водные процедуры: обливание ног, контрастное обливание, обтирание и купание в открытых водоемах. Хождение босиком, расширенное умывание ребенка, проветривание квартиры — это закаливание в повседневной жизни. Оно очень удобно, ведь для такого закаливания не требуется особенных условий. Оно показано всем детям, однако требуется индивидуальный подход. В “минимум” закаливания входит:
Участникам команд нужно за 1 минуту написать как можно больше отрицательных привычек детей. Например: не мыть руки; не чистить зубы; класть руки на стол во время еды; грызть ногти; не убирать за собой (игрушки, одежду и т.д.); грубить окружающим; не говорить правду, врать; ковырять в носу; ерзать на стуле; засовывает пальцы в рот; ритмически раскачивать головой и туловищем; прятаться, «забиваться» в угол; показывать язык и т.д. Вывод: Хорошо, когда у человека сформированы положительные привычки. Но сегодня мы будем говорить о привычках отрицательных, вредных. Прежде всего, они возникают у детей из-за ссор в семье, различных конфликтов, отсутствия ласки и теплоты при общении с родителями, когда ребенок предоставлен самому себе. Вредным привычкам сопутствуют дефицит детского общения и игрушек, строгость родителей и их постоянные «нельзя». Важно помнить о том, что бороться нужно именно с привычкой, а не с ребенком. 7. ЛЕПЕСТОК — ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ. Здоровье бывает не только физическое, но и психическое. Чтобы его сохранять и укреплять, нужно помнить об эмоциональном благополучии. Положительный эмоциональный фон — необходимое условие для развития ребенка. Всячески избегайте семейных сцен и шумных разборок в присутствии ребенка. Если уж вы не поладили по какой-либо причине, найдите возможность решить возникшие вопросы один на один; а если такой возможности не представляется, хотя бы не повышайте голоса при обсуждении возникших проблем и не размахивайте руками. В семьях, где этим правилом пренебрегают, дети растут испуганными, нервозными. Признаки стрессового состояния ребенка:
Чаще улыбайтесь, обнимайте, целуйте своих детей, им это необходимо. 7. 1. Игра «Портрет». ИТОГ СОБРАНИЯ: Мы собрали все лепестки к нашему цветочку, все слагаемые здорового образа жизни, всё, что создаёт благоприятные условия для его роста и развития. Согласитесь приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и весёлым. Ведь как говорили, древние греки: «В здоровом теле — здоровый дух!». А закончить нашу встречу, я хотела бы одной притчей: В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, престарелая больная мать и его дочь – взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все уже спали, в дверь кто-то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. «Как вас зовут?» – спросил хозяин. Ему ответили: «Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь. Пусти нас к себе в дом». Мужчина задумался: «Вы знаете, – сказал он, – у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме». Больная мать предложила впустить Здоровье, юная дочь захотела впустить Любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло Богатство. Женщины очень долго спорили между собой. Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже ни кого не было. Очень хочется, чтобы подобной истории не случилось в вашем доме. И Здоровье, а значит, и Любовь с Богатством найдут приют в вашем жилище. Воспитатель: Уважаемые родители! Помните, что здоровье ребенка в Ваших руках! Вам необходимо создать все условия здорового образа жизни вашего ребенка. Спасибо за внимание!
|



Творческая лаборатория педагога «Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями по формированию здоровьесбережения у дошкольников»










