Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Творческая лаборатория педагога «Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями по формированию здоровьесбережения у дошкольников»
Здоровье
Автор: Клюшова Татьяна Николаевна   
04.12.2025 20:33

Творческая лаборатория педагога «Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями по формированию здоровьесбережения у дошкольников»Творческая лаборатория педагога «Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями по формированию здоровьесбережения у дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №197»

Выполнил: Старший воспитатель Клюшова Татьяна Николаевна Барнаул 2025

Одной из форм взаимодействия с родителями является проведение нетрадиционного родительского собрания по ЗОЖ в ДОУ в формате «семейного клуба», «деловой игры» или «тренинга», где родители активно вовлекаются в процесс через интерактивные игры, обсуждения и совместные действия. Основная цель — не поучать, а повысить знания родителей о ЗОЖ и создать условия для тесного сотрудничества детского сада и семьи.

 

Варианты проведения

«Семейный клуб»: создается атмосфера неформального общения, где родители с детьми участвуют в играх, конкурсах, эстафетах, направленных на формирование здоровых привычек.

«Деловая игра»: проведение игры, где родители становятся «экспертами» или «консультантами» в вопросах здоровья, и совместно находят лучшие решения.

«Тренинг»: организация тренинга по конкретной теме, с включением в него упражнений на взаимодействие, обмен опытом.

«Игровое собрание»: использование игр, которые помогают установить эмоциональный контакт и снять напряжение.

Основные этапы таких форм проведения родительских собраний:

Введение: Позитивная атмосфера, представление темы.

Основная часть: Интерактивные игры, обсуждения, обмен опытом.

Заключение: Подведение итогов, подведение позитивных моментов, предложения на будущее.

И конечно, же если мы хотим получить положительный результат, то не нужно забывать, о том, что:

Необходимо вовлекать родителей: они не должны только слушать и записывать, а быть активными участниками.

Предлагать решения, а не диктовать: будет здорово, если Вы поделитесь своим опытом и предложите родителям варианты, а не будете говорить, что им нужно делать.

Использовать позитивный подход: начинать с позитивных моментов, затем переходить к проблемам и завершать конструктивными предложениями.

Сценарий родительского собрания "Семейный клуб ЗОЖ"

Вначале родительского собрания родителям можно предложить тест, который покажет, умеют ли вы заботиться о своем здоровье.

Исследования показывают, что здоровье ребенка зависит от здравоохранения только примерно на 8% и почти на 50% — от образа жизни. Именно поэтому каждый взрослый может и должен стать «кузнецом» здоровья собственного и своих детей. Культуру ЗОЖ необходимо формировать с детства.

Учеными доказано, что приобщение детей к ЗОЖ зависит от следующих факторов в таком соотношении:

личного примера родителей — 71%;

воспитательно-образовательного процесса в ДОУ — 22%;

личных наблюдений ребенка, его опыта — 7%.

Большинство из вас, конечно, владеют информацией о составляющих компонентах ЗОЖ, и в то же время мы полагаем, что многое, о чем вы узнаете сегодня по данной проблеме, будет для вас очень полезным.

Вот мы часто говорим — “Дети – цветы жизни”, а чтобы эти цветы росли здоровыми и счастливыми, нам необходимо создать и поддерживать благоприятные условия. А какие давайте выясним!

Родителям предлагается назвать семь основных условий без которых невозможен «рост» здорового ребенка. А это: режим дня, правильное питание, прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, профилактика заболеваний, отсутствие вредных привычек, эмоциональное благополучие.

В результате обсуждения собирается Цветик-семицветик.

1. ЛЕПЕСТОК — РЕЖИМ ДНЯ.

В ходе обсуждения необходимости соблюдения режима дня с родителями можно проиграть два варианта:

1. 1. Игра «Дебаты».

(Родители делятся на две команды. Первая выдвигает утверждения «да –нужно соблюдать», вторая – «нет – не нужно соблюдать». Педагог участвует в роли спикера.)

1. 2. Мастер-класс «Планирование идеального дня».

(Каждая команда за отведенное время составляет План идеального дня, после идет обсуждение.)

Вывод: Режим дня — это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей в течение суток. Он удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Режим дисциплинирует детей, приучает к определённому ритму.

Любое нарушение режима, особенно если сокращается время сна или нарушается его периодичность, ведут к перенапряжению и даже к истощению нервной системы. Ребенок становится нервным, беспокойным, а иногда вялым, заторможенным. И то, и другое состояние неблагоприятно отражается на его состояние здоровья. Весь день в детском саду дети живут, соблюдая определённый распорядок дня: завтрак, занятия, прогулки, обед, сон и т. д. Постарайтесь сохранять этот распорядок в выходные и праздничные дни.

2. ЛЕПЕСТОК – ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ.

Родителям загадывается загадка по важные витамины, которые необходимы ребенку (А. В, С, D).

Задание: Необходимо определить в каких продуктах питания имеются витамины А, B, C, D предлагается родителям картинки с продуктами питания, разложить в пакеты.

Вывод: Правильное питание – включение в рацион продуктов богатых витаминами, минеральными солями (кальцием, фосфором, магнием, медью). А так же белком. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок, специй и консервантов.

Пища нужна ребенку не только для выработки энергии и восстановления разрушенных в процессе жизнедеятельности веществ и клеток, но и для построения новых клеток и тканей. В организме ребенка процессы роста происходят особенно интенсивно.

3. ЛЕПЕСТОК — ПРОГУЛКИ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ.

Родителям предлагается по очереди дать развернутый ответ на предложенный вопрос.

В какую погоду можно гулять с ребенком? (В любую погоду.)

Чем полезна прогулка? (Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.)

На какие сферы развития и воспитания влияет прогулка? (Физическое развитие, познавательное развитие, трудовое воспитание, социализацию.)

Нужно ли зимой одевать детей теплее на прогулку? (Одевать детей нужно по погоде, предварительно узнав температуру воздуха. Целесообразнее и удобнее использовать одежду, пропускающую воздух и тем самым не вызывающую переохлаждения.)

По каким сигналам можно определить, что ребенок замерз? (Если ребенок становится вялым, неподвижен (в санках, коляске), может уснуть.)

Должен ли гулять простуженный ребенок? (Если у ребенка нет повышенной температуры, прогулки нужны обязательно. Держать больного ребенка длительное время в душном помещении не лучший способ выздоровления. Замечено, что на свежем воздухе быстрее проходит насморк.)

Можно ли закрывать рот ребенка шарфом в холодную погоду? (Ни в коем случае: таким образом образуется конденсат — влажный воздух, которым в холодную погоду дышать очень тяжело. И какое удовольствие принесет ребенку прогулка с завязанным ртом? Наоборот, ему следует дышать носом: возможности носовых ходов по обогреву и увлажнению вдыхаемого воздуха достаточно широки.)

3. 1. Полезная реклама.

4. ЛЕПЕСТОК — ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

4. 1. Физкультминутка

4. 2. Задание: листочки с пословицами, разделенными на части. Даются листочки с пословицами, они соединяют начало и конец пословицы.

Примерные пословицы:

  1. Закаляй свое тело с пользой для дела.
  2. Холода не бойся, сам по пояс мойся.
  3. Кто спортом занимается, тот силы набирается.
  4. Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.
  5. Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
  6. И смекалка нужна, и закалка важна.
  7. В здоровом теле здоровый дух.
  8. Паруса да снасти у спортсмена во власти.
  9. Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.
  10. Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.
  11. Крепок телом – богат и делом.
  12. Со спортом не дружишь – не раз о том потужишь.

Вывод: Физические занятия — улучшают работоспособность, повышают физические качества, стимулируют обмен веществ и работу разных систем организма.

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: современные родители большую часть времени уделяют интеллектуальному развитию детей (компьютерные игры, чрезмерный бесконтрольный просмотр телевизионных программ, посещение развивающих кружков, поэтому практически не остается времени на подвижные игры и прогулки.)

Правильно организованное физическое воспитание способствует умственному развитию детей, так как создаются благоприятные условия для нормальной деятельности нервной системы и всех других органов и систем.

5. ЛЕПЕСТОК — ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ

При обсуждении данного условия можно провести блиц-опрос «Закаливание моего ребенка в домашних условиях».

Вывод: Самое главное — это соблюдение правил личной гигиены. Ребенок, должен без напоминаний зайдя в дом с улицы вымыть руки с мылом.

Некоторые родители считают, что пока их дети маленькие, их незачем учить элементарным гигиеническим правилам. На самом деле это не так. Именно с раннего возраста детства формируется характер, дисциплинированность, самостоятельность, прививаются гигиенические навыки, которые помогут ребенку войти в мир, здоровым и сильным. В детском саду, дети используют только индивидуальные гигиенические принадлежности (полотенца, постели, расчёски)

Закаливание – один из способов профилактики заболевания.

Есть специальные методики закаливания детей. К ним относятся: солнечные, воздушные ванны и водные процедуры: обливание ног, контрастное обливание, обтирание и купание в открытых водоемах.

Хождение босиком, расширенное умывание ребенка, проветривание квартиры — это закаливание в повседневной жизни.

Оно очень удобно, ведь для такого закаливания не требуется особенных условий. Оно показано всем детям, однако требуется индивидуальный подход. В “минимум” закаливания входит:

  1. одевать ребенка по погоде, в особо холодные дни – чуть теплее себя (дорогие родители, детей не нужно кутать; «чуть теплее» вовсе не означает больше на две кофточки);
  2. укладывать малыша спать в хорошо проветренной комнате (желательно в одних трусиках);
  3. ночная температура в помещении для сна должна быть на два-три градуса ниже, чем дневная;
  4. после сна ополаскивать лицо и кисти прохладной водой;
  5. ежедневно гулять с ребенком на улице (независимо от погоды);
  6. в помещении ребенок должен находиться в легкой одежде.
  7. ЛЕПЕСТОК — ОТСУТСТВИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК.
  8. 1. «Отрицательные привычки»

Участникам команд нужно за 1 минуту написать как можно больше отрицательных привычек детей. Например: не мыть руки; не чистить зубы; класть руки на стол во время еды; грызть ногти; не убирать за собой (игрушки, одежду и т.д.); грубить окружающим; не говорить правду, врать; ковырять в носу; ерзать на стуле; засовывает пальцы в рот; ритмически раскачивать головой и туловищем; прятаться, «забиваться» в угол; показывать язык и т.д.

Вывод: Хорошо, когда у человека сформированы положительные привычки. Но сегодня мы будем говорить о привычках отрицательных, вредных. Прежде всего, они возникают у детей из-за ссор в семье, различных конфликтов, отсутствия ласки и теплоты при общении с родителями, когда ребенок предоставлен самому себе. Вредным привычкам сопутствуют дефицит детского общения и игрушек, строгость родителей и их постоянные «нельзя».

Важно помнить о том, что бороться нужно именно с привычкой, а не с ребенком.

7. ЛЕПЕСТОК — ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ.

Здоровье бывает не только физическое, но и психическое. Чтобы его сохранять и укреплять, нужно помнить об эмоциональном благополучии. Положительный эмоциональный фон — необходимое условие для развития ребенка.

Всячески избегайте семейных сцен и шумных разборок в присутствии ребенка. Если уж вы не поладили по какой-либо причине, найдите возможность решить возникшие вопросы один на один; а если такой возможности не представляется, хотя бы не повышайте голоса при обсуждении возникших проблем и не размахивайте руками. В семьях, где этим правилом пренебрегают, дети растут испуганными, нервозными.

Признаки стрессового состояния ребенка:

  1. Трудности с засыпанием, неспокойный сон;
  2. Частая усталость;
  3. Участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость, или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания, драки т.д.);
  4. Участившиеся случаи невнимательности, рассеянности;
  5. Беспокойство, непоседливость;
  6. Частое проявление упрямства, капризов;
  7. Дневное или ночное недержание мочи;
  8. Навязчивые привычки (сосать палец, грызть ногти, накручивать волосы на палец).

Чаще улыбайтесь, обнимайте, целуйте своих детей, им это необходимо.

7. 1. Игра «Портрет».

ИТОГ СОБРАНИЯ: Мы собрали все лепестки к нашему цветочку, все слагаемые здорового образа жизни, всё, что создаёт благоприятные условия для его роста и развития.

Согласитесь приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и весёлым. Ведь как говорили, древние греки: «В здоровом теле — здоровый дух!».

А закончить нашу встречу, я хотела бы одной притчей: В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, престарелая больная мать и его дочь – взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все уже спали, в дверь кто-то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. «Как вас зовут?» – спросил хозяин. Ему ответили: «Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь. Пусти нас к себе в дом». Мужчина задумался: «Вы знаете, – сказал он, – у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме». Больная мать предложила впустить Здоровье, юная дочь захотела впустить Любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло Богатство. Женщины очень долго спорили между собой. Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже ни кого не было.

Очень хочется, чтобы подобной истории не случилось в вашем доме. И Здоровье, а значит, и Любовь с Богатством найдут приют в вашем жилище.

Воспитатель: Уважаемые родители! Помните, что здоровье ребенка в Ваших руках! Вам необходимо создать все условия здорового образа жизни вашего ребенка. Спасибо за внимание!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год