| Здоровье | |||
| Автор: Матюшева Екатерина Сергеевна | |||
| 13.11.2025 14:56 | |||
|
Матюшева Екатерина Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 5» Ленинградской обл., г. Приозерск Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования здорового образа жизни у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности. Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, дошкольники. В век новейших технологий, исследований и разработок проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Особенно тревожит состояние здоровья подрастающего поколения: более чем у 60% детей в возрасте 3–7 лет выявляются отклонения в состоянии здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладывание основных черт личности, формирование характера, отношения к себе и окружающим. Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создаёт фундамент будущего благополучия личности. Важно привить ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Исходя из вышесказанного нами был разработан и реализован педагогический проект физкультурно-оздоровительной направленности: «Мы за здоровый образ жизни».
Таким образом, актуальность проекта «Мы за здоровый образ жизни» связана с необходимостью сохранения здоровья детей, формирования у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни и приобщения к здоровому образу жизни. «Здоровье— это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Целью нашего проекта явилось сформирование у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережение и ответственного отношения как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих. Мы ставили перед собой ряд задач, среди которых –образовательные задачи: — углублять знания детей о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и окружающих; закреплять ранее разученные навыки: бег на скорость, упражнения с физическим оборудованием и т. д.; закреплять знания о здоровых и вредных продуктах питания; повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников, привлекать родителей к работе по оздоровлению детей в детском саду. Развивающие задачи: — развивать у детей желание заниматься спортом, выполнять необходимые гигиенические процедуры, проводить профилактические мероприятия по сохранению своего здоровья. Воспитательные задачи: — воспитывать осознанное отношение к своему здоровью; воспитывать привычку и потребность в здоровом образе жизни; воспитывать взаимовыручку, смелость, ловкость, силу. Также мы планировали получить следующие результаты, у воспитанников углубились знания о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и окружающих. Дети закрепили ранее разученные навыки: бег на скорость, упражнения с физическим оборудованием и т. д.Ребята закрепили знания о здоровых и вредных продуктах питания. У родителей повысился уровень грамотности в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников. У детей развито желание заниматься спортом, выполнять необходимые гигиенические процедуры, проводить профилактические мероприятия по сохранению своего здоровья. У ребят воспитано осознанное отношение к своему здоровью. У детей воспитана привычка и потребность в здоровом образе жизни. У детей воспитана взаимовыручка, смелость, ловкость, сила. Проект был реализован в три этапа подготовительный, основной и заключительный. В ходе первого этапа мывыявили уровни сформированности представлений о здоровом образе жизни у участников проекта. Подобрали и изучили методическую литературу по теме проекта. Пополнили развивающую среду: подобрали художественную литературу, энциклопедии, составили картотеки поговорок, пословиц и загадок, приобрели физкультурное оборудование, подобрали иллюстрации. Разработали план работы по реализации проекта. Подготовили информационный материал для родителей. Содержательная часть проекта состояла из тем: «Полезное питание», «Я и моё здоровье», «Физкультура и спорт – здоровье и красота», «Полезные привычки», «Здоровый образ жизни». В рамках проекта с детьми были проведены беседы и игровые мероприятия, направленные на формирование основ здорового образа жизни. Ребята участвовали в сюжетно-ролевых играх «Поликлиника», «Аптека», «Детский сад», «Центр здоровья», «Семья», а также в дидактических играх «Часы здоровья», «Умею — не умею», «Это можно или нет», «Мой день», «Опасно — не опасно». Дети посмотрели презентацию «Правила личной гигиены дошкольника», нарисовали плакат «Азбука здоровья», вылепили «Витамины» (овощи и фрукты) на лепке, поиграли в подвижные игры «Тишина», «Ручеёк», «Солнышко и дождик», «Озорной мяч», «Кошки – мышки», «Спорт для мальчиков и девочек», «Опасные ситуации». Также были проведены игры на развитие двигательного творчества «Зеркало», «Угадай — повтори» и игры-драматизации, включая инсценировку отрывков из произведений. Инструктор по физической культуре провёл праздник для детей «Весёлые старты», учитель-логопед — занятие «Весёлая пятиминутка», а педагог-психолог — игровой тренинг «Как подружиться с эмоциями». Для родителей были выпущены буклеты на темы «Берегите зрение детей», «Значение прогулки», «Правильное питание», а также проведены консультации по вопросам здорового образа жизни, режима дня, двигательной активности, правильного питания и другим важным аспектам. В рамках проекта «За здоровый образ жизни» были решены цель и поставленные задачи. Воспитанники углубили свои знания о факторах, влияющих на здоровье, закрепили навыки физической активности и освоили информацию о полезных и вредных продуктах. Родители стали более грамотными в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей. Это свидетельствует о том, что работа с семьями была эффективной. У детей сформировалось устойчивое желание заниматься спортом, поддерживать личную гигиену и проводить профилактику заболеваний. Они осознали важность здорового образа жизни, научились проявлять взаимовыручку, смелость, ловкость и силу. Проект способствовал не только физическому, но и воспитательному развитию детей, формированию у них полезных привычек и ответственного отношения к своему здоровью. Мы считаем, что поставленные задачи выполнены, и надеемся, что приобретённые знания и навыки помогут детям вести здоровый образ жизни в будущем.
|



Практика реализации педагогического проекта физкультурно-оздоровительной направленности для детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в группах компенсирующей направленности с ограниченными возможностями здоровья (ТНР): «Мы за здоровый образ жизни»








