Формирование культурно-гигиенических навыков дошкольников через дидактические игры |
Здоровье | |
Автор: Колобова Юлия Александровна Швыряева Юлия Сергеевна | |
31.05.2025 17:52 | |
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы о воспитании у дошкольников навыков личной и общественной гигиены средствами ДОУ. Особое внимание уделяется роли воспитателя дошкольной организации в формировании и совершенствовании их культурно-гигиенических навыков через игровую деятельность. Ключевые слова: культурно-гигиенические навыки, общественная гигиена, дидактическая игра, дошкольники, воспитание навыков личной и общественной гигиены Культурно-гигиенические навыки являются важными во всех отношениях. Во-первых, они связаны с соблюдением чистоты тела, культурой приема пищи, поддержанием порядка в окружающей обстановке, культурой общения с окружающими. Во-вторых, они способствуют выработке динамических стереотипов, которые в дальнейшем используются в жизни в социуме. В-третьих, культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. Поэтому формирование культурно-гигиенических навыков имеет важное значение в дошкольном воспитании.
В дошкольном детстве ребенок овладевает культурно-гигиеническими навыками, которые можно разделить на две большие группы:
Навыки личной гигиены включают в себя ряд регулярных действий, направленных на поддержание здоровья и чистоты тела: соблюдение чистоты тела (мытье рук и тела, чистка зубов, умывание лица, уход за волосами и ногтями), опрятность внешнего вида (одежда, обувь), навыки гигиены (использование предметов личной гигиены, интимная гигиена, гигиена сна), утренняя гимнастика, закаливающие процедуры и др. Навыки культурного поведения включают в себя широкий спектр социальных норм и правил, которым следует ребенок в общении. К ним относятся, например, навыки вежливого поведения и отношения к другим, правила этикета, деликатность и такт, толерантность и открытость, самоорганизация и ответственность, эстетика внешнего вида, культура речи, экологическая культура и др. Гигиенические навыки – это неотъемлемая часть культурного поведения человека, так как гигиеническое воспитание является частью общего воспитания [1, c. 12]. Поэтому формировать у ребенка культурно-гигиенические навыки – значит формировать у него культуру деятельности, поведения, привычки. Культура деятельности – это совокупность знаний, умений, навыков и установок, необходимых для эффективного выполнения определенной деятельности, а также способность действовать в соответствии с принятыми нормами и стандартами [4, c. 50]. Культура поведения является частью культуры деятельности. Это определенные правила и требования, которые необходимо соблюдать в соответствии с нормами человеческих отношений. Соблюдение культуры поведения позволяет человеку «заслужить» уважение в обществе. Культура привычки предполагает выработанные навыки и умения у детей, которые в дальнейшем он демонстрирует в общении в социуме. Формирование культурно-гигиенических навыков начинает формироваться под непосредственным воздействием взрослых и той среды, в которой растет и развивается ребенок. Решающую роль в данном случае имеют следующие факторы: то, когда начата работа по формированию культурно-гигиенических навыков, условия, в которых это происходит, насколько последовательно и систематически это происходит, каково эмоциональное отношение ребенка к выполнению гигиенических процедур [2, c. 24]. Необходимыми условиями воспитания культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста являются:
Следование выделенным условиям помогает создать необходимые условия для формирования у детей среднего дошкольного возраста здоровых привычек и уверенного владения культурно-гигиеническими навыками, что, в свою очередь, способствует их успешному развитию и адаптации в обществе. В формировании культурно-гигиенических навыков детей среднего дошкольного возраста особая роль принадлежит игровой деятельности. Игровая деятельность помогает детям овладеть опытом взаимодействия с окружающим миром, посредством игры усваиваются моральные нормы и привычки, формируются способы практической и умственной деятельности. В игре вырабатывается произвольность поведения [3, c. 239]. Через игру происходит не только формирование культурно-гигиенических навыков, но и закрепляются те навыки, которые были получены детьми ранее или вырабатываются в повседневной жизни. Особый интерес представляет дидактическая игра, которая через специально разработанный методический инструмент помогает дошкольникам легче и быстрее усвоить новые знания и навыки, делая процесс обучения увлекательным и интересным. Во-первых, дидактическая игра позволяет моделировать реальные ситуации, связанные с личной гигиеной и культурным поведением. Например, в играх типа «Дом» или «Семья» дети могут разыгрывать сценарии, включающие утренние ритуалы (умывание, чистка зубов), прием пищи (правила поведения за столом), уборку игрушек и др. Такие игры позволяют детям осмыслить и закрепить навыки, полученные в реальной жизни. Во-вторых, играм помогает детям закрепить культурно-гигиенические навыки на практике путем многократного повторения определенных действий. Например, играя с куклами дети могут тренировать навыки одевания, мытья рук, расчесывания волос и других повседневных действий. Повторение этих действий в веселой обстановке укрепляет уверенность детей в собственных силах и способностях. Игровая форма обучения создает естественную мотивацию для детей. Им интересно участвовать в игре, поэтому они охотнее выполняют задания и следуют правилам. Это особенно важно для формирования культурно-гигиенических навыков, которые требуют регулярного повторения и соблюдения. В-третьих, в дидактической игре часто используются специальные материалы, такие как игрушечные предметы быта, наборы для ролевых игр, карточки с изображениями и т.д. Это помогает воспитателям ДОУ сделать процесс обучения визуально привлекательным и понятным для дошкольников. В-четвертых, игровая деятельность подразумевает совместные действия детей, что способствует развитию их навыков социального взаимодействия и сотрудничества. Дети учатся помогать друг другу, делиться опытом и поддерживать друг друга в процессе освоения новых навыков. Это способствует укреплению дружеских связей и созданию благоприятной атмосферы в группе. Таким образом, дидактическая игра не только помогает дошкольникам овладеть и закрепить культурно-гигиенические навыки в доступной и интересной форме, но и создает прочную основу для их дальнейшего развития и успешной социализации. Она активизирует психические и познавательные процессы, вызывает интерес к процессу познания, оказывая большое влияние не только на формирование культурно-гигиенических навыков, но и на другие сферы жизни ребенка, позитивно влияя на него. Список литературы
|