Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование культурно-гигиенических навыков дошкольников через дидактические игры
Здоровье
Автор: Колобова Юлия Александровна Швыряева Юлия Сергеевна   
31.05.2025 17:52

Формирование культурно-гигиенических навыков дошкольников через дидактические игрыФормирование культурно-гигиенических навыков дошкольников через дидактические игры

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы о воспитании у дошкольников навыков личной и общественной гигиены средствами ДОУ. Особое внимание уделяется роли воспитателя дошкольной организации в формировании и совершенствовании их культурно-гигиенических навыков через игровую деятельность.

Ключевые слова: культурно-гигиенические навыки, общественная гигиена, дидактическая игра, дошкольники, воспитание навыков личной и общественной гигиены

Культурно-гигиенические навыки являются важными во всех отношениях. Во-первых, они связаны с соблюдением чистоты тела, культурой приема пищи, поддержанием порядка в окружающей обстановке, культурой общения с окружающими. Во-вторых, они способствуют выработке динамических стереотипов, которые в дальнейшем используются в жизни в социуме. В-третьих, культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. Поэтому формирование культурно-гигиенических навыков имеет важное значение в дошкольном воспитании.

 

В дошкольном детстве ребенок овладевает культурно-гигиеническими навыками, которые можно разделить на две большие группы:

  • навыки личной гигиены;
  • навыки культурного поведения [4, c. 49].

Навыки личной гигиены включают в себя ряд регулярных действий, направленных на поддержание здоровья и чистоты тела: соблюдение чистоты тела (мытье рук и тела, чистка зубов, умывание лица, уход за волосами и ногтями), опрятность внешнего вида (одежда, обувь), навыки гигиены (использование предметов личной гигиены, интимная гигиена, гигиена сна), утренняя гимнастика, закаливающие процедуры и др.

Навыки культурного поведения включают в себя широкий спектр социальных норм и правил, которым следует ребенок в общении. К ним относятся, например, навыки вежливого поведения и отношения к другим, правила этикета, деликатность и такт, толерантность и открытость, самоорганизация и ответственность, эстетика внешнего вида, культура речи, экологическая культура и др.

Гигиенические навыки – это неотъемлемая часть культурного поведения человека, так как гигиеническое воспитание является частью общего воспитания [1, c. 12].

Поэтому формировать у ребенка культурно-гигиенические навыки – значит формировать у него культуру деятельности, поведения, привычки.

Культура деятельности – это совокупность знаний, умений, навыков и установок, необходимых для эффективного выполнения определенной деятельности, а также способность действовать в соответствии с принятыми нормами и стандартами [4, c. 50].

Культура поведения является частью культуры деятельности. Это определенные правила и требования, которые необходимо соблюдать в соответствии с нормами человеческих отношений. Соблюдение культуры поведения позволяет человеку «заслужить» уважение в обществе.

Культура привычки предполагает выработанные навыки и умения у детей, которые в дальнейшем он демонстрирует в общении в социуме.

Формирование культурно-гигиенических навыков начинает формироваться под непосредственным воздействием взрослых и той среды, в которой растет и развивается ребенок. Решающую роль в данном случае имеют следующие факторы: то, когда начата работа по формированию культурно-гигиенических навыков, условия, в которых это происходит, насколько последовательно и систематически это происходит, каково эмоциональное отношение ребенка к выполнению гигиенических процедур [2, c. 24].

Необходимыми условиями воспитания культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста являются:

  1. Систематичность. Регулярное повторение ребенком определенных действий в установленное время помогает ему привыкнуть к основным режимным процессам. Благодаря соблюдению данного принципа, ребенок начинает ассоциировать конкретные моменты дня с соответствующими действиями; в итоге процесс освоения культурно-гигиенических навыков становится естественным и непринужденным.
  2. Постепенность и последовательность обучения. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, воспитатель ДОУ постепенно вводит новые навыки в его режимный процесс. Привитие культурно-гигиенических навыков ребенку происходит в тот момент, когда он наиболее восприимчив к новым знаниям и умениям. По мере овладения ребенком определенными навыками ему предоставляется возможность самому применять их с целью закрепления.
  3. Обучение культурно-гигиеническим навыкам должно проходить в позитивной атмосфере для ребенка. Если он получает удовольствие от самого процесса и от достижения результата (например, смог сам одеться или убрать игрушки), то навык успешно закрепляется в его повседневной деятельности. Создание благоприятного климата на занятиях способствует доверительному взаимопониманию, созданию доброжелательной атмосферы, развитию межличностных взаимоотношений и эмоциональной сферы детей.
  4. Осуществление культурно-гигиенического воспитания должно соответствовать возрасту ребенка и усложняться, расширяться по мере его взросления. Это касается как самих культурно-гигиенических навыков, так и уровня самостоятельности, которого достигает ребенок в процессе обучения. Например, сначала ребенок учится самостоятельно мыть руки, затем – чистить зубы, а позже – заботиться о своем внешнем виде.
  5. Воспитания культурно-гигиенических навыков у детей должно строиться в условиях согласованности действий всех взрослых, осуществляющих воспитание ребенка (педагогов и родителей), и единства требований. Это создает стабильную среду, в которой ребенок легко усваивает необходимые навыки.

Следование выделенным условиям помогает создать необходимые условия для формирования у детей среднего дошкольного возраста здоровых привычек и уверенного владения культурно-гигиеническими навыками, что, в свою очередь, способствует их успешному развитию и адаптации в обществе.

В формировании культурно-гигиенических навыков детей среднего дошкольного возраста особая роль принадлежит игровой деятельности.

Игровая деятельность помогает детям овладеть опытом взаимодействия с окружающим миром, посредством игры усваиваются моральные нормы и привычки, формируются способы практической и умственной деятельности. В игре вырабатывается произвольность поведения [3, c. 239].

Через игру происходит не только формирование культурно-гигиенических навыков, но и закрепляются те навыки, которые были получены детьми ранее или вырабатываются в повседневной жизни. Особый интерес представляет дидактическая игра, которая через специально разработанный методический инструмент помогает дошкольникам легче и быстрее усвоить новые знания и навыки, делая процесс обучения увлекательным и интересным.

Во-первых, дидактическая игра позволяет моделировать реальные ситуации, связанные с личной гигиеной и культурным поведением. Например, в играх типа «Дом» или «Семья» дети могут разыгрывать сценарии, включающие утренние ритуалы (умывание, чистка зубов), прием пищи (правила поведения за столом), уборку игрушек и др. Такие игры позволяют детям осмыслить и закрепить навыки, полученные в реальной жизни.

Во-вторых, играм помогает детям закрепить культурно-гигиенические навыки на практике путем многократного повторения определенных действий. Например, играя с куклами дети могут тренировать навыки одевания, мытья рук, расчесывания волос и других повседневных действий. Повторение этих действий в веселой обстановке укрепляет уверенность детей в собственных силах и способностях.

Игровая форма обучения создает естественную мотивацию для детей. Им интересно участвовать в игре, поэтому они охотнее выполняют задания и следуют правилам. Это особенно важно для формирования культурно-гигиенических навыков, которые требуют регулярного повторения и соблюдения.

В-третьих, в дидактической игре часто используются специальные материалы, такие как игрушечные предметы быта, наборы для ролевых игр, карточки с изображениями и т.д. Это помогает воспитателям ДОУ сделать процесс обучения визуально привлекательным и понятным для дошкольников.

В-четвертых, игровая деятельность подразумевает совместные действия детей, что способствует развитию их навыков социального взаимодействия и сотрудничества. Дети учатся помогать друг другу, делиться опытом и поддерживать друг друга в процессе освоения новых навыков. Это способствует укреплению дружеских связей и созданию благоприятной атмосферы в группе.

Таким образом, дидактическая игра не только помогает дошкольникам овладеть и закрепить культурно-гигиенические навыки в доступной и интересной форме, но и создает прочную основу для их дальнейшего развития и успешной социализации. Она активизирует психические и познавательные процессы, вызывает интерес к процессу познания, оказывая большое влияние не только на формирование культурно-гигиенических навыков, но и на другие сферы жизни ребенка, позитивно влияя на него.

Список литературы

  1. Андреева Н.А. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. – №4 (44). – С. 12-19.
  2. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 218 с.
  3. Веракса Н.Е. Детская психология. – М.: Юрайт, 2020. – 564 c.
  4. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: Учебник / Н.В. Микляева [и др. ]. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 450 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 20 (382) выйдет
7 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год