Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Закаливание как вспомогательная терапия в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.
Здоровье
Автор: Кислякова Анна Андреевна   
09.09.2024 21:27

Закаливание как вспомогательная терапия в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.Закаливание как вспомогательная терапия в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Кислякова Анна Андреевна Учитель – логопед МАДОУ д/с №135 города Тюмени

Закаливание – это система профилактических мероприятий, направленных на сопротивляемость организма неблагоприятным факторам окружающей среды. Оздоровительное закаливание помогает организму повысить адаптацию к условиям внешней среды, повышает выносливость организма, укрепляет нервную систему, повышает иммунитет и сопротивляемость болезням.

 

Дети с тяжёлыми нарушениями речи часто страдают простудными заболеваниями и выпадают из системы коррекционных занятий. Что неблагоприятно влияет на становление правильной речи. Профилактические, лечебно-оздоровительные мероприятия такие, как специальные закаливающие процедуры могут помочь в профилактике простудных и тяжёлых респираторных заболеваний. Учитывая особенности развития детей с ОВЗ, строится совместная деятельность педагогов с детьми и с их родителями.

Особенности развития детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи)

Незрелость эмоционально-волевой сферы у этих детей сочетается с низкой умственной работоспособностью, эмоциональной лабильностью, иногда – двигательной расторможенностью, повышенной аффективной возбудимостью, нередко с чертами дурашливости и преобладанием повышенного фона настроения. Для некоторых из них, напротив характерны повышенная заторможенность, неуверенность, медлительность, несамостоятельность. Эти дети обычно вялы и безынициативны, бездеятельны. Их деятельность носит непродуктивный характер.

У детей с ТНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики. Это проявляется в недостаточной координации кистей и пальцев рук (при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д.). Ежедневно происходит совершенствование и развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта.

Использование частичного закаливания (рук и ног) на занятиях с логопедом позволяют расширить спектр влияния на все сигнальные системы организма. Коррекционная работа направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонкой двигательной координации, необходимой для полноценного становления навыков письма.

Изменчивость современного мира создаёт новые требования к нашей реальности и системе образования. Новые подходы к воспитанию и коррекции тяжёлых нарушений речи становится всё более актуальным, особенно в дошкольном учреждении, так как ребёнок большую часть времени проводит в детском саду.

Здоровье, приобретенное в дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития, а речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и игровой.

Главная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста — это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.

Частая заболеваемость детей с ТНР в дошкольном возрасте способствует затяжным больничным, из-за которых дети на долго выпадают из коррекционного процесса. Для решения данной актуальной проблемы родителями и педагогами детского сада №135 города Тюмени была выбрана

здоровьезберегающая технология «Закаливание».

В 2022 году в рамках научно исследовательского проекта «Регион здоровья» на базе детского сада №135 города Тюмени стартовал проект по закаливанию «Бодрячёк». В старшей группе комбинированной направленности были отобраны желающие дети и родители, с которыми работали медики воспитатели, физруки и логопеды в период с 2022г. – 2024г.

Были сформированы условные три подгруппы детей. Дети с тяжёлыми нарушениями речи, имеющими заключение ПМПк, которые желают закаливаться и посещают логопедические занятия. Дети с заключением ПМПк, которые не желаю закаливаться и посещают только логопедические занятия. И детей без нарушений речи, которые желают закаливаться.

Для организованности дисциплины и эстетической красоты были закуплены плавательные принадлежности в едином стиле с эмблемой проекта, символом которой стал медведь Умка (купальники для девочек и педагогов, плавки для мальчиков, полотенца и шапочки), что подогрело интерес к закаливанию детей соседних групп и товарищей, которые пока закаливаться не решались. За каждый выход на улицу и обливание юному «Умке» клеилась наклейка рыбка на ведёрко, которое было расположено на его шкафчике. Что способствовало возникновению соревновательного духа «У кого больше».

Перед началом проекты все дети прошли необходимые обследования у специалистов для выявления противопоказаний к закаливанию. На открытие к детям пришёл медведь Умка, который подбодрил ребят и пожелал им успехов.

Перед каждым выходом на закаливание детей осматривал штатный медработник, и давал допуск к процедуре. После осмотра врача дети под руководством воспитателя и физрука направлялись в охлаждённый зал для зарядки и разминки. Далее дети следовали на улицу, где проводили разогревающие упражнения и шли на специально установленный помост где и обливались водой из ведёрок, подготовленных инструктором по физической культуре детского сада с вымеренной температурой, по утверждённой методике. После ребята направлялись в сауну, где грелись и проговаривали речёвки и чистоговорки, составленные логопедом. После сауны все возвращались в группу на завтрак. Далее шли на занятие к логопеду по расписанию, где продолжали частичное закаливание кистей рук и ног.

На занятиях с логопедом как элемент закаливания использовались акваигры по установленному температурному режиму в соответствии с методикой закаливания начиная с 37 °С. Каждые два три дня, понижая на 1°С, пока температура воды не достигнет 22°С — 20°С. Если ребёнок выбывал по причине болезни или какой либо другой, то процесс понижения температуры начинался заново с отметки 37 °С. В процессе занятий детям предлагалось выполнение упражнение в воде для частичного закаливания рук и ног. Для акваигр на занятии отводилось 5 – 7 минут для выполнения какого либо упражнения и далее проводилось занятие с заданиями без воды.

Учителем — логопедом детского сада № 135 Кисляковой А.А. для выполнения в воде были отобраны и адаптированы специальные игры и упражнения соответствующие поставленным задам. Для их реализации использовались контейнеры с прозрачным дном, под которые можно было подкладывать лисы с заданиями. Был собран различные материалы, который можно использовать в воде. Такие как массажные мячики и мячики Су-Джок, ластики-фигурки зверей и фруктов и овощей, декоративные камешки «Марблс» разных размеров и цветов, пуговицы, губки и камни с изображением артикуляционной гимнастики и нейропроб кистей рук. По мере накопления и пополнения методической базы и опыта сформировались картотеки из рабочих листов собранные в пособия. Так появилась серия альбомов «Акваигр».

В серии «Акваигры» представлены следующие 8 альбомов:

  • Артикуляционная гимнастика
  • Игры с камешками «Марблс» заплатки
  • Лабиринты

- Игры на формирование функциональной асимметрии мозга

  • Игры с массажными мячиками
  • Нейрогимнастика для рук и пальчиков
  • Игры на развитие зрительного гнозиса «Пуговки»
  • Чистоговорки по звукам и лексическим темам

На протяжении всего периода работы с октября 2022г. по май 2024г. отмечается положительная динамика детей в речевом развитии. Снизилась заболеваемость и тем самым улучшилась посещаемость логопедических коррекционно — развивающих занятий. Повысился эмоциональный отклик на занятиях с логопедом. Интенсивнее стала развиваться тактильная чувствительность и сенсорное восприятие. Эффективность коррекционно – развивающих занятий с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи стала значительно выше. Мелкая моторика кистей и пальцев рук вышла на более высокий уровень организации и самоконтроля. Речевое и психофизическое развитие выровнялось. Можно отметить гармоничное развитие детей, которые занимались закаливанием, По истечению времени все дети участвующие в проекте «Бодрячок» скомпенсировались и вышли в речевую норму. Дети этой же группы с ТНР, которые не занимались закаливанием и посещали только логопедические занятия тоже вышли в норму, но значительно тяжелее и позже, хотя работали совместно с педагогами и родителями не меньше.

На протяжении проекта «Бодрячок» в рамках просветительской работы о пользе закаливании, проводились мастер-классы и лекции для родителей, педагогов и всех желающих присоединиться.

Можно сделать вывод, что такая здоровьесберегающая технология как «Закаливание» помогла решить проблему частой заболеваемости детей с тяжёлыми нарушениями речи и укрепило их иммунитет. Что позволило проводить постоянную и эффективную коррекционно – развивающую деятельность совместно с педагогами не выпадая и обучающего процесса. За два года проекта удалось сформировать фундамент психоэмоционального и речевого развития, который позволит в дальнейшем быть успешным в школьном возрасте. И в дальнейшем позволит полноценно развиваться без препятствующих факторов, в виде частых болезней и речевой неполноценности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 34 (350) выйдет
15 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год