Важность режима дня дошкольника.
Автор: Потетня Галина Петровна
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня.
Режим дня — это организованная система распределения различных видов деятельности ребёнка на протяжении суток.
Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребёнка режим укрепляет здоровье, помогает ребёнку лучше адаптироваться к окружающей среде, обеспечивает работоспособность, способствует гармоничному развитию, предохраняет от переутомления.
Особенно важно уделять внимание режиму дня в дошкольный период, когда формируются основы физического, эмоционального и познавательного развития, формируются привычки, влияющие на всю дальнейшую жизнь. Стабильный распорядок дня играет ключевую роль в обеспечении оптимального роста и благополучия ребёнка.
Ребёнок дошкольного возраста должен не просто удовлетворять свои базовые потребности (такие как сон, питание, прогулки), а делать это регулярно. Режим нужен детям и физиологически, и психологически.
В том случае, если дошкольником не соблюдается режим дня возможны неблагоприятные последствия:
- нарушения сна у ребёнка;
- ребёнку трудно привыкнуть к режиму в школе и в детском саду;
- расшатывается нервная система;
- снижение концентрации и памяти.
Режим для малыша — это показатель спокойствия, стабильности и «надёжности» окружающего. Если режим вдруг нарушается у ребёнка может возникнуть стресс.
Зачем нужен режим дня?
- физическое развитие (регулярные физические упражнения способствуют укреплению мышц, улучшению координации движений и физическую выносливость);
- психологическое благополучие (постоянство и предсказуемость создаёт чувство стабильности и безопасности. Это помогает снизить уровень стресса и тревожности, улучшает эмоциональное состояние);
- когнитивное развитие (правильный режим положительно влияет на концентрацию внимания, память, развитие мышления, логики, интеллекта ребёнка. Дети легче усваивают новые знания и навыки);
- формирование полезных привычек (сформированные в детстве привычки помогают рационально планировать своё время. Ребёнок многое успевает, хотя никуда не спешит. При этом он всегда настроен позитивно, т.к. не нервничает и не суетится).
Составление режима дня для ребёнка требует внимательного планирования и учёта его возраста, индивидуальных потребностей и ритмов.
Основные элементы режима дня:
- Стабильный распорядок сна. Постоянное время засыпания и пробуждения помогает организму лучше отдыхать и восстанавливаться.
- Питание. Регулярные и сбалансированные приёмы пищи важны для здоровья и энергии ребёнка.
- Активная деятельность. Физическая активность важна для развития мышц, костей и общего состояния ребёнка. Игры на свежем воздухе, занятия спортом помогут ребёнку выплеснуть энергию, укрепить мышцы.
- Время для отдыха и игр. Свободное время, проведённое в играх и творчестве позволяет ребёнку развивать воображение, творческие способности и социальные навыки.
- Подготовка ко сну. Ритуалы перед сном (чтение книг или тихие игры) помогают ребёнка расслабиться и подготовиться к ночному отдыху. Это может включать принятие ванны и другие привычные действия.
Как организовать режим дня?
- Планируйте заранее. Составление расписание на неделю.
- Последовательность. Стараться придерживаться установленного расписания каждый день.
- Включайте ребёнка в процесс. Позвольте ребёнку участвовать в планировании своего дня.
- Оставляйте пространство для гибкости. Иногда бывают непредвиденные обстоятельства и важно уметь корректировать планы.
- Создавайте ритуалы. Повторяющиеся действия, например-вечернее чтение, утреннее приветствие, создаёт ощущение предсказуемости и комфорта.
Режим дня играет ключевую роль в развитии воспитания дошкольника. Дети, соблюдающие режим дня более уравновешены и работоспособны.
Режим дня для дошкольников – это не просто набор правил, а важный инструмент воспитания, который способствует физическому и психоэмоциональному здоровью ребёнка. Благодаря упорядоченной структуре дня, ребёнок учится дисциплине, ответственности и приобретает уверенность в себе. Родители, поддерживая установленный распорядок, обеспечивают своему малышу комфортное и гармоничное развитие, готовящее его к будущим успехам в учёбе и жизни.
Список литературы
- Богина Т.Л., Терехина Н.Т. Режим дня в детском саду – М. 2017.
- Аркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы – М. 2018
- Рекомендации специалистов: Советы педиатров, детских психологов и неврологов относительно режима дня для детей.
- Березин И.П. Школа здоровья – М. 2020.
|