Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИЗОТЕРАПИЯ, КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Здоровье
Автор: Младова Елена Витльевна Манжосова Елена Юрьевна   
23.11.2022 09:26

ИЗОТЕРАПИЯ, КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТАИЗОТЕРАПИЯ, КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

  • Младова Елена Витальевна, воспитатель
  • Манжосова Елена Юрьевна, воспитатель

МАДОУ «Детский сад №122», город Череповец

Аннотация:

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач дошкольного учреждения. Одной из здоровьесберегающих технологий является арт-терапия, то есть забота о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества. Интересной формой работы является рисование на прозрачном мольберте. Наиболее эффективная арт-терапевтическая техника с использованием мольберта в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья — это изотерапия.

 

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) вследствие утраты или нарушений зрительно-моторной координации, двигательных функций ограничена предметно-практическая деятельность, что ведет к проблемам в развитии пространственной ориентации, и как следствие препятствует познанию окружающего мира, социальной адаптации, снижению контакта с окружающим миром.

Новизна и эффективность изотерапии с использованием прозрачных мольбертов в образовательной деятельности детьми заключается в следующем:

  • Выполняя работу стоя, ребенок может свободно двигаться, что является естественной потребностью в дошкольном возрасте. Ребенок с НОДА, с потенциально сохранными физическими возможностями, может делать задание на мольберте стоя, свободно передвигаясь. А ребёнок с тяжелыми двигательными нарушениями выполняет задание сидя в специальном кресле.
  • Из-за слабости мышечного корсета детям тяжело накланяться над столом. При использовании вертикальной плоскости мольберта идет смена динамических поз, что является профилактикой нарушения осанки и профилактика нарушения зрения.
  • Рисование на прозрачном мольберте способствует развитию мелкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей, интеллекта. Развивается также координация рук. Детские пальчики становятся более сильными, ловкими и умелыми. Ребенок учится различать ощущения окружающих предметов, их физические свойства.
  • Рисование способствует развитию памяти, усидчивости, внимания. Занятия с использованием мольберта стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяют фиксировать его внимание на происходящем и доставляют радость от совместного творчества с педагогом и детьми.

Для того чтобы ребенок научился рисовать, он должен овладеть главными формообразующими движениями. Этот процесс требует упражнений, выполняемых в определенной системе.

Рекомендации по использованию прозрачных мольбертов в работе с детьми.

  • Игры с прозрачным мольбертом целесообразнее начинать со сказки, стихотворения, потешки. Педагог обыгрывает сюжет будущего рисунка, используя игровую мотивацию.
  • Игра проводится согласно возрастному ограничению во времени.
  • Обязательна глазодвигательная гимнастика для снятия напряжения, массаж рук и пальцев.
  • Совместное рисование. В процессе рисования, общения взрослого и ребенка у детей происходит развитие речи, формируются коммуникативные навыки.
  • Рисование пальцами полезно для детей любого возраста. Развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Рисование пальцами обостряет ощущения.
  • Рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой – для развития и стимуляции полушарий головного мозга.

Мольберт дает возможности работы с разными материалами:

  1. Рисование цветными маркерами. Обводка, штриховка, дорисовка недостающих деталей.
  2. Рисование пальчиками и ладошкой.
  3. Волшебный туман или зимний мороз. Зимние пейзажи: сугробы снега или небо можно рисовать, используя детский крем или зубную пасту.
  4. Завораживающие точки. Ребенок заполняет контурный рисунок разноцветными точками, используя ватные палочки (способ рисования пуантилизм – рисование точками).
  5. Рисуем по очереди. Если дошкольник не хочет рисовать, его можно увлечь собственным примером. Возьмите краску и начинайте рисовать что-нибудь. Ребенок очень скоро подсядет к вам и будет с интересом наблюдать, подсказывать, а потом и сам захочет добавить в рисунок что-нибудь свое.
  6. Зарисовки с натуры. Необходимо вместе внимательно рассмотреть игрушку, обращая внимание на характерные детали, а потом пусть ребенок попробует ее изобразить.
  7. Портрет друга. Ребенок – натура, сидит неподвижно по другую сторону стекла, ребенок-художник, как видит, так и обводит характерные черты на стекле, подбирает и раскрашивает портрет.
  8. Рисование из круглых форм. Используйте в работе только круглые подручные материалы для печати на стекле и густые, как сметана, гуашевые краски, обмакните печать в краску и отпечатайте на стекле, и так много раз, эффект потрясающий, дети в восторге.
  9. Игра «Поймай жучка». Использовать лучше настольный мольберт. Ребенок с одной стороны стекла держит бумажное изображение жучка, а ребенок с другой стороны рисует жучка, дополняя рисунок необходимыми элементами для полной композиции, жучок постепенно передвигается по всему стеклу, в итоге получается целая полянка жучков. Ловить можно любое изображение насекомых, бабочек, птиц, транспорт и т.д.
  10. Рисование листочками. Дети с удовольствием окунают листья в краску и оставляют на мольберте красочные неповторимые оттиски.
  11. Штампы и печати. Можно сделать самодельные штампы из картофеля, моркови, свеклы. «Шлепать» такими самодельными штампами очень нравится ребятам.
  12. Рисование поролоном. Сделайте из поролона самые разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепите их тонкой проволокой к палочке или карандашу, вставить в старый фломастер. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты.

Пособие многофункционально, его можно использовать в разных видах детской деятельности: для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений. Работа с прозрачным мольбертом направлена на развитие психических процессов ребенка, обогащение сенсорного опыта, коррекцию трудностей в общении, снижение уровня конфликтности в поведении.

Использование прозрачного мольберта возможно и в домашних условиях. Разнообразная деятельность с мольбертом поможет гармонизации детско-родительских отношений и созданию атмосферы эмоционального комфорта в семье.

По результатам коррекционно-развивающей работы с использованием «прозрачного мольберта», отмечается динамика в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, повышается самостоятельность, внимание. Маленькие дети быстрее запоминают цвет, форму, величину. Показательны успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь.

Список литературы.

  1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2014.
  2. Комова Н.С., Козлова Е.А., Пролагаева Г.Н., Лемехова Г.В., Самохина Н.В., Методические рекомендации по использованию пособия «Прозрачный мольберт» в работе с детьми с нарушением зрения // Вестник тифлологии. Научно – методический альманах, 2010, №3.
  3. Свистунова Е.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия. -М.: Форум. 2016.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год