Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Здоровье
Автор: Леонтьева Мария Павловна   
13.05.2022 09:39

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Леонтьева Мария Павловна

Организация: Усольский район, село Биликтуй, МБДОУ «Детский сад №2 «Ручеёк

Задача укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из важнейших задач в современных условиях. Она нашла свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Здоровый образ жизни является комплексным образованием, которое подразумевает совокупность компонентов, обеспечивающих сохранение здоровья. Формирование этих компонентов важно начинать уже на этапе дошкольного возраста для достижения более высоких результатов.

В научной литературе проблема здорового образа жизни рассматривается в работах М.Я Виленского, Ф.Г. Валеева, Н.В. Андрущенко и других авторов [1; 2; 3]. Дошкольный возраст рассматривается как благоприятный период для формирования здорового образа жизни, поскольку у детей нервная система обладает высокой пластичностью, формируется способность к обобщению, восприятие и мышление носят образный характер, проявляются осмысленность и планомерность развития представлений в процессе целенаправленного обучения.

 

У детей старшего дошкольного возраста проявляется также и интерес к изучению нового, в тоже время для того, чтобы сформировать здоровый образ жизни как устойчивую личностную характеристику, важно осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и организовывать этот процесс. Одним из средств его организации может выступать игровая деятельность. В связи с этим нами была определена цель исследования — изучить возможности игровой деятельности как средства формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения данной цели мы проанализировали состояние проблемы в психолого-педагогических исследованиях и установили, что сам термин «Здоровый образ жизни» имеет разные сущностные характеристики, в зависимости от того, каких взглядов придерживается автор термина. По мнению А.А. Рахматова, здоровый образ жизни представляет собой своеобразную модель жизнедеятельности, которая построена на представлениях человека о здоровье, ценности здоровья, способов укрепления здоровья [7].

Ф.Г. Валеев считает, что в основе здорового образа жизни лежит процесс соблюдение человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, которые способствуют сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, повышению работоспособности человека [2].

Существующие определения здорового образа жизни указывают на то, что данный термин имеет сложную структуру и опирается на ряд содержательных характеристик.

Здоровьесберегающее поведение тесным образом связано с понятием «здоровый образ жизни» и подразумевает под собой совокупность практических умений и навыков, связанных с сохранением и укреплением своего здоровья, здоровыми привычками. В старшем дошкольном возрасте представления о здоровом образе жизни являются еще достаточно поверхностными и в силу возрастных особенностей часто не способствуют изменению поведения и регуляции своих действий.

В тоже время, как отмечает Н.В. Андрущенко, уже в старшем дошкольном возрасте здоровый образ жизни характеризуется целым рядом проявлений, которые соотносятся с его структурными компонентами: мотивационно-ценностным, когнитивно-осознаваемым, деятельно-поведенческим. Когнитивно-осознаваемый критерий включает в себя представления детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни, о здоровье, о способах его укрепления; мотивационно-ценностный критерий отражает осознанное стремление детей сохранять и укреплять здоровье, усваивать новые знания для этого; деятельностно-поведенческий критерий включает в себя умения и навыки детей, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья [1].

Игровая деятельность является одним из средств, которое позволяет укреплять здоровье детей и формировать основы здорового образа жизни. Это обусловлено тем, что она выступает как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, на основе которого формируются важнейшие психические новообразования. В формировании здорового образа жизни полезными являются не только игры, обеспечивающие двигательную активность и физическое развитие, то есть спортивные и подвижные, но и другие виды игр, например, дидактические игры, квест-игры, которые также, в свою очередь, обладают определенным потенциалом для формирования положительного отношения к процессу укрепления своего здоровья. В существующих парциальных программах игре также отводится важная роль в формировании основ здорового образа жизни.

Так, в частности, в программе В.А. Деркунской предлагаются разные виды игр для детей с учетом их возраста [5]. И.М. Новикова считает, что в качестве одного из условий эффективности работы по формированию здорового образа жизни может быть рассмотрено повышение педагогической культуры родителей [6]. Еще одним условием является повышение уровня компетентности педагогов.

На основании проведенного анализа нами обозначены критерии для оценки уровня сформированности здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста и оценки педагогических условий формирования основ здорового образа жизни.

Опираясь на перечисленные критерии, мы провели исследование, в котором участвовали 15 педагогов, 20 родителей, и 20 детей старшего дошкольного возраста.

Для диагностики мы использовали следующие методики:

Анкета для педагогов (авторский вариант)

Карта анализа развивающей предметно-пространственной среды (Центр здоровья)

Анкета для родителей (авторский вариант)

Беседа «Здоровый образ жизни» (И. М. Новикова)

Методика «Закончи предложение» (И. М. Новикова)

Наблюдение (И. М. Новикова)

По результатам анкетирования доминирующим является достаточный уровень, поскольку он выявлен у наибольшего количества воспитателей детского сада (54%). За ним следует критический уровень, который выявлен у 33% педагогов и повышенный уровень, который выявлен у 13% педагогов.

Оптимальный уровень готовности педагогов характеризовался тем, что знания у них являются полными, позволяющими им аргументировать ответ, правильно определять значение здорового образа жизни, особенности и механизмы его формирования в дошкольном возрасте, выделять методы, приемы и условия формирования основ здорового образа жизни. Состояние мотивационного компонента у педагогов характеризуется тем, что у них присутствует осознание значимости вопроса формирования здорового образа жизни и это стимулирует их к организации работы по данному направлению. Деятельностный компонент готовности у педагогов отличается тем, что они владеют необходимыми умениями и навыками, регулярно применяют их, организуя в образовательном процессе работу по формированию основ здорового образа жизни.

Мы также выявили, что у педагогов с достаточным уровнем сформированы необходимые знания, но не хватает полноты и глубины знаний, что прослеживается в ответах педагогов. Стремление к совершенствованию своих профессиональных навыков по данному направлению проявляется у них неустойчиво, практическая реализация данного направления в профессиональной деятельности педагогов характеризуется неустойчивыми результатами, трудностями, которые обусловлены недостаточным владением методами и приемами формирования основ здорового образа жизни.

На критическом уровне структурные компоненты готовности педагогов являются сформированными слабо. Это проявляется на уровне знаний в том, что педагоги плохо ориентируются в вопросах формирования основ здорового образа жизни, не выделяют методов и приемов, не определяют механизм и условия формирования здорового образа жизни. Собственный интерес к данной проблеме у них снижен, не в полной мере осознается значимость формирования основ здорового образа жизни, и педагоги в связи с этим не стремятся к повышению уровня своих профессиональных знаний и умений.

Исходя из состояния компонентов готовности педагогов, мы определили, что уровень готовности педагогов ниже, чем необходимый, и в связи с этим одной из задач методической работы может выступать задача повышения уровня подготовленности педагогов к формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Экспертиза развивающей предметно-пространственной среды показала, что соотношение оптимального уровня оснащенности и фактического уровня оснащенности в значительной мере расходится. В группе уровень оснащенности составляет 45%, исходя из чего мы можем сделать вывод о том, что Центр здоровья не наполнен достаточным количеством материалов, способствующих формированию основ здорового образа жизни. В ходе качественного анализа мы отметили, что имеющиеся материалы являются безопасными и доступными для детей. Дети могут свободно пользоваться дидактическими играми, размещенными в Центре здоровья, рассматривать иллюстрации, предметные и сюжетные картинки, использовать материалы для продуктивной деятельности. При этом мы увидели, что специальных материалов, направленных на формирование основ здорового образа жизни представлено недостаточно. В частности, мало наглядно-демонстрационных материалов, касающихся строения организма человека, полезных привычек, режима дня, профилактики заболеваемости, комплексов упражнений, способствующих укреплению здоровья.

Кроме того, мы отметили, что не представлены в Центре здоровья материалы, содержащие индивидуальные задания для детей, задания творческого характера, направленные на осознание значимости здорового образа жизни.

По итогам анкетирования родители с достаточным уровнем составили 40% человек, на критическом уровне представления сформированы у 60% человек.

Как показали результаты, родители, имеющие достаточный уровень сформированности представлений обладают частичными знаниями о здоровом образе жизни, они могут выделить некоторые факторы, влияющие на здоровый образ жизни, стремятся к укреплению здоровья детей, применяют некоторые методы и приемы укрепления здоровья детей, но затрудняются в построении целостной системы воспитания основ здорового образа жизни.

Родители, характеризующиеся критическим уровнем имеют неполные представления о формировании основ ЗОЖ у детей, не выделяют факторы, влияющие на здоровый образ жизни, не проявляют интереса к проблеме формирования основ здорового образа жизни. Представления родителей с критическим уровнем характеризуются тем, что у них ослаблен интерес к проблеме формирования основ здорового образа жизни, знания о методах и приемах формирования здорового образа жизни являются неполными. Отмечается недостаточная сформированность ценностного отношения к проблеме, не проявляется заинтересованность к формированию основ здорового образа жизни у детей.

Изучение уровня сформированности здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста также показало недостаточную сформированность компонентов основ здорового образа жизни, что определяет недостаточный общий уровень сформированности у них основ здорового образа жизни. Дети характеризуются недостаточной полнотой, глубиной представлений о здоровье, частичной осознанностью ценности здоровья и неустойчивостью положительного заинтересованного отношения к выполнению здоровьесберегающих процедур. Дошкольники частично переносят опыт в самостоятельную деятельность, но являются недостаточно активными и инициативными при подготовке и проведении различных здоровье-сберегающий мероприятий.

Полученные результаты стали основанием для организации формирующего этапа эксперимента, на котором реализовывались педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе игровой деятельности. Формирующий эксперимент включал в себя три этапа. На вводном этапе был разработан фрагмент тактического годового планирования по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности; организована работа по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы, способствующей формированию основ здорового образа жизни в процессе игровой деятельности; составлен комплекс игр для организации образовательного процесса, направленных на формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Для формирования всех компонентов ЗОЖ нами использовались разные виды игр. Дидактические игры способствовали расширению и углублению представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровье и здоровом образе жизни. Подвижные игры способствовали формированию деятельностного компонента, развитию у детей навыков регулирования двигательной активности, развитие физических качеств, таких, как быстрота, ловкость, выносливость и т.д. Сюжетно-ролевые игры способствовали формированию деятельностного и ценностного компонентов здорового образа жизни.

На основном этапе были организованы в образовательном процессе разные виды игр, направленные на формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Формированию когнитивного компонента в процессе игровой деятельности способствовала подготовительная работа, в рамках которой проводили с детьми обсуждения, задавали вопросы, ставили проблемные ситуации, побуждая детей размышлять о том, какое значение имеют те или иные действия для сохранения здоровья, а также о том, как необходимо укреплять свое здоровье. Формированию ценностного компонента в процессе проведения игровой деятельности способствовала непосредственная работа и осуществление действий, в ходе которых содействовали осознанию значимости этих действий для сохранения здоровья через такие приемы, как самоанализ, рефлексия, анализ ситуаций, сопоставление действий, вычленение признаков и последствий. Деятельностный компонент формировался в процессе овладения практическими приемами укрепления здоровья.

Также были разработаны и проведены мероприятия для педагогов и родителей, направленные на формирование основ здорового образа жизни у детей. Для педагогов использовались в большей степени обучающие формы и уделялось основное внимание организации систематической работы по формированию основ здорового образа жизни. Для родителей также было предложено много практических форм, но включались также и наглядно-информационные формы для того, чтобы родители ежедневно могли знакомиться с дополнительной информацией на тему формирования основ здорового образа жизни.

Таким образом, в результате оснащения Центра здоровья дидактическими, игровыми, наглядно-иллюстративными материалами, направленными на формирование компонентов здорового образа жизни; организации в образовательном процессе разных видов игр с детьми в соответствии с планированием по формированию основ здорового образа жизни; проведении мероприятий для педагогов и родителей по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Литература

  1. Андрущенко, Н. В. Характеристика уровней воспитанности здоровьесберегающего поведения детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Андрущенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 12. – С. 112–117.
  2. Валеев, Ф. Г. ЗОЖ. Здоровый образ жизни [Текст] / Ф. Г. Валеев. – Казань: Идел-Пресс, 2017. – 218 с.
  3. Виленский, М. Я. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» [Текст] / М. Я. Виленский, С. О. Авчинникова // Теория и практика физической культуры. − 2004. − № 11. − С. 2–7.
  4. Глушанко, В. С. Здоровый образ жизни и его составляющие [Текст]: учеб. -метод. пособие / В. С. Глушанко, А. П. Тимофеева, А. А. Герберг, Р. Ш. Шефиев. – Витебск: ВГМУ, 2017. – 301 с.
  5. Деркунская, В. А. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ (опыт создания словаря) [Текст] / В. А.Деркунская // Управление дошкольным образовательном учреждением. – 2005. – № 3. – С. 119-122.
  6. Новикова, И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет [Текст] / И. М. Новикова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 96 с.
  7. Рахматов, А. А. Научные основы здорового образа жизни [Текст] / А. А. Рахматов // Образование и воспитание. – 2016. – № 2. – С. 5–7.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 20 (243) выйдет
22 мая 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год
Скачать Номер 17 (240) за 2022 год
Скачать Номер 16 (239) за 2022 год
Скачать Номер 15 (238) за 2022 год
Скачать Номер 14 (237) за 2022 год
Скачать Номер 13 (236) за 2022 год
Скачать Номер 12 (235) за 2022 год
Скачать Номер 11 (234) за 2022 год
Скачать Номер 10 (233) за 2022 год
Скачать Номер 9 (232) за 2022 год
Скачать Номер 8 (231) за 2022 год
Скачать Номер 7 (230) за 2022 год