Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Гигиеническое воспитание и обучение детей дошкольного возраста посредством игр и художественного слова»
Здоровье
Автор: Кириенко Руслана Рустемовна   
05.02.2022 09:58

«Гигиеническое воспитание и обучение детей дошкольного возраста посредством игр и художественного слова»«Гигиеническое воспитание и обучение детей дошкольного возраста посредством игр и художественного слова»

В условиях модернизации образования одной из главных и основных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их воспитания и развития. В требованиях к условиям — интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

Культурно-гигиенические навыки — важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

 

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных задач воспитания. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.

Выбор темы связан с необходимостью решать проблему воспитания культурно – гигиенических навыков у детей, начиная с раннего возраста, так как этот период является сенситивным – наиболее благоприятным для развития, именно в этом возрасте, закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека.

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для здоровья детей, но и для их успешной социализации. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом, поскольку на его основе строится развитие других функций и качеств.

Таким образом, целью моей работы стало создание условий для формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста посредством использования игр и художественного слова.

Поставленные задачи помогают успешному достижению цели:

Образовательные:

  • Изучить теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста;
  • Познакомиться с методами и приемами формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста;
  • Подобрать диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста;
  • Способствовать сохранению и укреплению детей дошкольного возраста;

Развивающие:

  • Развивать речь.
  • Развивать психические процессы: память, мышление, воображение.
  • Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру поведения;
  • Воспитывать привычку следить за своим внешним видом, выполнять гигиенические процедуры без напоминания.

К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.

Условия должны быть постоянными, а методические приемы, которые использует педагог, необходимо менять. К их числу можно отнести использование игровых приемов и художественного слова.

Значение художественного слова было замечено издревле. Оно воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.

Интересное содержание, яркие художественные образы, а также богатство фантазии педагога привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное действие.

Особенное значение в формировании КГН имеет использование художественного слова в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Традиционная потешка о водичке помогает малышам привить любовь к водным процедурам, а если привлечь сказочный персонаж, то эффект возрастает в разы!

Не пропадает интерес к художественному слову и у детей старшего дошкольного возраста. Многие дети выучили (благодаря частому повторению) правила-стихотворения и стоит воспитателю начать — заканчивают его сами. Например, если кто-то не спит:

«Даже если вы не спите, то лежите, не шумите

Не мешайте другу спать и спокойно отдыхать».

Если кто-то долго одевается: «Семеро одного не ждут» и т. д.

Конечно, с возрастом, меняются и серьезность произведений, их объем и содержание. Так, если в младшем возрасте основное место уделяется пословицам, поговоркам, загадкам, потешкам, то в старшем возрасте они уступают место чтению, этическим беседам, творческому рассказыванию, инсценировкам.

Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменения системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате. Самый действенный способ – использование игровых приемов. Игре как основному виду деятельности дошкольников в детском саду отводится много времени: до завтрака и после него, в перерывах между ООД, после дневного сна, на дневной и вечерней прогулке.

Для достижения желаемого результата опытный педагог использует следующие игровые приемы:

  • дидактические игры с картинками, предполагающие отработку определенного алгоритма, например, разложить картинки в определенной последовательности ( «Одежда по сезону»)
  • дидактические игры со сказочным персонажем: «Наша Маша проснулась», «Оденем Мишу на прогулку», «Помоги Незнайке раздеться».
  • дидактические игры-упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании.
  • на вечерние часы могут быть запланированы инсценировки небольших сюжетов с помощью игрушек, содержание которых педагог черпает из наблюдений, дети с интересом воспринимают сценки из своей жизни.

- игры-упражнения на закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми.

В рамках функционирования образовательного процесса в период реализации выбранной игры очень важно использовать только те игры, которые будут максимально понятны и приятны для ребенка. Любая игра преследует цель воздействовать на такие психические процессы, как память, логическое мышление, а также творческое воображение и непосредственное развитие культурно-гигиенических навыков. Данные игры способствуют выработке усидчивости, предоставляет место для проявления самостоятельной деятельности.

В процессе игры все внимание ребенка обращено на реализацию заранее выявленного сценария. Данный процесс превращает игру в своеобразный обучающий механизм, когда дети определенным образом усваивают все необходимые знания, умения и возможности.

Работа с родителями.

В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействие, взаимопонимание и сотрудничество с семьёй является важным направлением в формировании личности ребенка. Поэтому важным направлением нашей работы стало достижение единства и активного участия родителей в педагогическом процессе, оказание им помощи по вопросам формирования у детей культурно – гигиенических навыков.

В своей работе мы использовали различные формы взаимодействия:

  • анкетирование родителей ( «Мой ребенок: какой он?, «Что умеет мой малыш?»);
  • консультации ( «Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т.д.?»; «Что должен уметь ребёнок?» и др);
  • консультации-рекомендации узких специалистов ДОУ ( «Если малыш не любит умываться», «Как приучить ребенка одеваться самостоятельно?», «Если ребенок грызет ногти» и др);
  • оформление информационного стенда ( «Вредные привычки: серьезные последствия», «3 способа, как научить ребенка завязывать шнурки» и др);
  • родительские собрания, игровые тренинги, практикумы по изучаемой теме ( «Единство требований в воспитании детей со стороны взрослых», «Чистота – залог здоровья» и др);
  • домашние задания (оформление фотовыставки «Мы – чистюли!»);
  • обмен опытом между родителями ( «Как я укладываю своего ребёнка спать» и др).
  • участие в конкурсах ( «Кукла — сплюшка своими руками»);
  • привлечение родителей к участию в мероприятиях ДОУ ( «В гостях у Мойдодыра», «Чистюля и Грязнуля в гостях у ребят» и др).

Таким образом, используя разнообразие форм и методов работы с семьями воспитанников, нам удалось убедить родителей в том, что успех в воспитании возможен только при условии единства в подходе к решению задач формирования культурно-гигиенических навыков.

В заключение хочется сказать, что предлагаемый опыт работы позволяет утверждать, что игра и художественное слово, используемые воспитателем в течение дня, помогает в воспитании культурно-гигиенических навыков, стимулируют их развитие и закрепление.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у детей полезные навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год