Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Бережливый детский сад» с использованием кайдзен-технологий
Здоровье
Автор: Бахарева Анна Владимировна   
30.01.2021 17:45

«Бережливый детский сад» с использованием кайдзен-технологий«Бережливый детский сад» с использованием кайдзен-технологий

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 93» Бахарева А.В.

«Бережливость — важный источник благосостояния»

Цицерон

Что же такое кайдзен технологии? В японском языке слово «кайдзен» означает «непрерывное совершенствование». Кайдзен — это японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки или управления, а также всех аспектов жизни.

«Кайдзен технологии» — это «бережливые технологии». А «бережливые технологии» помогают выработать «бережливое мышление».

 

А что такое «бережливое мышление»? Это – способность принимать верные решения, способность действовать в условиях многозадачности. Психологическая основа бережливого мышления – качества мышления (скорость, критичность, самостоятельность, гибкость). Бережливое мышление – одно из важнейших свойств личности, необходимое современному человеку в любой сфере деятельности – в профессиональной, в учебной и бытовой. Под бережливым мышлением обучающегося дошкольного возраста мы понимаем преобладающее использование им инструментов и методов бережливого производства при решении задач (учебных, бытовых, профессиональных и др.), проявляющееся в его поведении и основанное на комплексе сформированных умений и знаний в области бережливого производства. «Бережливое мышление» – это способ думать так, чтобы при меньших затратах добиваться не только большего, но и лучшего результата. Ребенок-дошкольник со сформированным бережливым мышлением в недалеком будущем (обучение в школе) умеет достигать поставленной цели, сберегая ресурсы (время, место (пространство), деньги и др.).

В 2014 году бережливые технологии ( «Кайдзен-технологии») пришли в школы и детские сады России. «Школа бережливого мышления» – инициатива участников Сетевого проекта «Школа нового поколения», который стартовал на исходе 2014 года в нескольких регионах Сибири и Краснодарского края как естественное продолжение проектов «Школа инженерной культуры» и «Школа реальных дел».

Использование Кайдзен-технологий ( «бережливые технологии») в дошкольном образовании учат детей бороться с потерями, которые могут мешать сохранять порядок, быстро находить свои вещи, не опаздывать. Они позволяют обеспечивать решение важнейших задач во всех образовательных областях.

На базе нашего дошкольного учреждения функционирует инновационная площадка по теме: «Организационно-содержательное обеспечение формирования бережливого мышления у детей старшего дошкольного возраста в ДОО в современных социокультурных условиях», так как для нашего педагогического коллектива это направление стало приоритетным на ближайшие два года, мы в своей группе решили начать работу по данному направлению.

Определили для себя цель — «Формирование бережливого мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством кайдзен-технологий»

Исходя из цели, был определен ряд задач:

  • Подобрать и изучить методическую литературу по вопросу формирования бережливого мышления у детей старшего дошкольного возраста в ДОО;
  • Создать условия для развития у детей бережливого мышления;
  • Разработать и внедрить в работу серию конспектов организованной образовательной деятельности по формированию бережливого мышления;
  • Воспитывать бережливость и экономию у детей старшего дошкольного возраста.

Первый этап работы включал в себя изучение методической литературы, создание развивающей предметно-пространственной среды, разработку конспектов организованной образовательной деятельности, вовлечение в работу родителей воспитанников.

Изучая методическую литературу мы пришли к пониманию, что применение кайдзен-технологий для формирование бережливого мышления требует картирования всех процессов, поэтому данный аспект был учтен при создании развивающей предметно-пространственной среды. Нами разработаны навигация в пространстве МБДОУ и на участке детского сада, алгоритмы различных действий, значки, карточки-напоминалочки.

Самые лучшие помощники в кайдзен технологиях – канбан, что означает: бирка, карточка, сигнал (они помогают избежать потерь). Поэтому в групповых блоках используются знаки которые способствуют повышению безопасности детей, при их помощи мы выделяем безопасное пространство в нашей группе. Также использование знаков в развивающей предметно-пространственной среде позволяет быстро убрать игрушки и атрибуты на свои места, подготовиться к занятиям.

Второй этап работы включал в себя проведение организованной образовательной деятельности и организацию режимных моментов с использованием кайдзен-технологий. Здесь уже велась работа непосредственно с алгоритмами различных действий, использовались значки и карточки-напоминалочки. Было организовано взаимодействие педагога с детьми по проблеме формирования навыка аккуратного и рационального хранения вещей в детском шкафчике посредством алгоритма и условных знаково-символических обозначений.

Для формирования бережливости и аккуратности мы использовали чтение детям сказки «Васин ранец» Л. Лопатина и беседу по ней. Мы предлагали детям поочередно найти 2 — 3 игрушки в коробке с игрушками, сложенными «как попало». Затем сложили игрушки аккуратно и предложить выполнить то же самое задание. Обратили внимание детей на то, что искать было легче, когда игрушки были сложены аккуратно. Затем перенесли это задание в бытовые условия. И объяснили детям, что в детской комнате намного легче найти одежду и игрушки, если всё сложено аккуратно.

Посредством интерактивной панели мы играли в игру «Ненужные вещи». Предлагали детям набор разных предметов и игрушек, среди которых есть вещи, необходимые для того, чтобы быть бережливым. На доске находились: зубная щетка, мячик, полотенце, салфетки, бублик и т.д.

Читали детям пословицу: «Жизнь не мука, коль бережливость — наука», разбирали её смысл. Рассматривали с детьми новые вещи, и вещи, прослужившие уже многие годы, но очень хорошо сбережённые. Перечисляли преимущества этих вещей. Рассматривали сломанные, порванные и потрепанные вещи. Решали, как и чем можно помочь этим вещам и приводили в порядок все эти вещи. Играли с детьми в игру «Лечим Книжку». Все вместе «лечили» потрепанные и порванные книжки.

Совместно с родителями были изготовлены сказочные знаки «Капелька», «Огонек», «Лампочка». Использование этих персонажей помогает нам как в организационно-образовательной деятельности, так и в проведении режимных моментов, а также дети с удовольствием используют игрушки в самостоятельной игровой деятельности.

Наряду с традиционными сюжетно-ролевыми играми, были оформлены сюжетно-ролевые игры экономической тематики: «Супермаркет», «Банкомат», «Детское кафе». Дети с удовольствие организуют самостоятельную игровую деятельность с атрибутикой этих игр.

Помимо основных центров деятельности детей в группе был создан центр «Берегоши». В нём детям предложены различные наглядные пособия тематической направленности, подобраны дидактические игры: «Рынок», «Семья», «Веселые повара», «Придумай рекламу», «Береги все, что нас окружает», «Накорми животных», «Детки с чьей ветки?», «Что из чего изготовлено», «Подбери витрины магазинов», «На необитаемом острове».

Воспитание в ребенке бережливости проходит не только в детском саду, но и в домашних условиях. С участием родителей (законных представителей) воспитанников разрабатывались элементы развивающей предметно-пространственной среды группы, обеспечивающей внедрение «бережливых технологий»: алгоритмы процессов деятельности, знаково-символические средства, навигация в пространстве МБДОУ и на участке детского сада, игровые дидактические пособия (часы разных видов, календарь ожидаемых событий, схемы движения и др.), рисунки, стенгазеты, коллажи, презентации на «бережливые» темы и др.

На третьем этапе мы проанализировали результативность работы. В ходе реализации работы по формированию бережливого мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством кайдзен-технологий дети смогли овладеть: элементарными знаниями о способах сбережения (времени, воды, тепла). Дети стали более инициативны и самостоятельны. Дети умеют организовать свое рабочее место. Приобретены навыки самообслуживания. Сформировано бережное отношение к природным ресурсам (воде, свету, теплу), продуктам питания.

Пришли к выводу, что требуется продолжение начатой работы, тема формирования бережливого мышления у детей дошкольного возраста продолжает оставаться актуальной и востребованной, мы постараемся совершенствовать методы своей работы. А это — верный путь, потому что основная цель «Кайдзен» — это постоянное, непрекращающееся совершенство

Итак, философия «Кайдзен», максимум творчества, детская непосредственность и собственный взгляд на жизнь дают отличный результат!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год