Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Здоровье
Автор: Волкова Арина   
13.06.2015 20:37

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в ДОУИспользование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Соколова Т. В., заведующая МБДОУ г. Астрахани № 83, «Почётный работник общего образования Российской

Федерации», обладатель гранта мэра, Волкова А. А., учитель – логопед, педагог – психолог

Много лет назад немецкий ученый М. Петенкофер писал: «… не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчета, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаем цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных».

 

Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.

Детский сад, так же как и школа входит в государственную систему обязательного всеобщего обучения основам жизни и здоровья и гигиенического воспитания. Поэтому внедрение инновационных технологий и внедрение оздоровительных мер в воспитательно – образовательный процесс, подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением деятельности детского сада.

Основу жизни составляет дыхание. Правильное дыхание — основа здоровья и долголетия. Все живые существа, и человек в том числе, с рождения дышат при помощи диафрагмы. Однако в экстремальных ситуациях, мы начинаем дышать грудью и животом одновременно, и наш организм испытывает недостаток кислорода. Для того, чтобы снять стресс и усилить иммунитет, человеку необходимо освоить технику правильного дыхания. В этом нам помогает метод биологической обратной связи (БОС – Здоровье). Оздоровительная дыхательная гимнастика с применением метода биологической обратной связи включена в систему здоровьесберегающих технологий МБДОУ с марта 2010 года после проведения обучающего семинара – практикума на базе нашего учреждения «Применение инновационной обучающей технологии БОС – «Здоровая Азбука» — учимся и оздоравливаемся в дошкольном учреждении по методике А. А. Сметанкина». Программа является частью инновационной технологии Александра Сметанкина, ученого-физиолога, кандидата биологических наук, директора Санкт-Петербургского НОУ "Институт БОС", президента Российской Ассоциации Биологической Обратной Связи.

Оздоровительная дыхательная гимнастика по методу БОС уникальна тем, что ребенок сознательно участвует в процессе оздоровления организма. Он учится управлять своим здоровьем, дыханием и эмоциями с помощью компьютера. Компьютер превращает тренировку дыхания в увлекательную игру.

Технология "БОС — Здоровье" используется не только для профилактических оздоровительных целей, не менее эффективно ее применение для коррекции дефектов речи. Дошкольникам с речевой патологией (такие дети составляют 68 %) необходимо формировать диафрагмально-релаксационный тип дыхания, т.к. он является базой такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.

Задачи занятий: оказывать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка для нормализации его внутреннего физиологического состояния; использовать способности ребенка к произвольной регуляции дыхания путем проведения оздоровительных дыхательных упражнений; регулировать гармоничность работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы для выработки правильного дыхания; сформировать стойкий навык диафрагмально-релаксационного дыхания типа с максимальной дыхательной аритмией сердца; воспитывать у ребенка осмысленное ценностное отношение собственному физическому и духовному здоровью.

Для использования оздоровительного компонента обучения используются учебные электронные пособия «Здоровая Азбука», «Здоровая Математика». Данные пособия подобраны по темам:

«Азбука», «Длинный и короткий. Большой и маленький», «Один — много.

Много – мало», «Числа и цифры», «Счёт, сравнение. Сложение, вычитание». Имеются тесты для проверки знаний по темам.

Дидактический материал в пособии открывается на экране компьютера в заданном ритме, под который ребёнок подстраивает своё дыхание.

Длительность занятий по системе «БОС – Здоровье» зависит от индивидуальных психофизических возможностей ребенка, от 15 до 25 минут в зависимости от вида занятия и спустя уже месяц таких занятий у ребенка хорошо получается выполнять дыхательные упражнения самостоятельно: на вдохе он плавно выпячивает животик, а на выдохе втягивает его. На экране монитора в прямоугольном окошке нарисована колбочка. Когда он вдыхает, колбочка полностью заполняется лазурно – голубым «воздухом», а когда выдыхает – становится совсем прозрачной. Затем картинка меняется. С каждым вдохом и выдохом ребёнка изображение наполняется яркими красками, деталями, узорами.

Технология используется для групповой, подгрупповой и индивидуальной работы.

На фронтальных занятиях используются упражнения, игры по отработке правильного диафрагмально — релаксационного типа дыхания.

При выполнении дыхательных упражнений соблюдаются следующие требования:

  • не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении
  • температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С
  • одежда не должна стеснять движений
  • не рекомендуется заниматься сразу после приема пищи
  • при заболевании органов дыхания в острой стадии.

Система занятий по методике БОС очень эффективна и даёт более высокие результаты только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи, где — родители выступают участниками педагогического процесса, которые принимают участие в практикумах по обучению элементам правильного дыхания,

Дети совместно с родителями учатся расслабляться, исправлять дефекты голоса, нарушения звукопроизношения, контролировать себя.

Дети занимаются с особым удовольствием, они, играя, делают себя здоровыми.

Ромен Роллан когда-то сказал, что здоровье — так же заразительно, как болезнь. Мы хорошо знаем, как стремительно распространяются, превращаясь в эпидемию, всяческие недуги. А вот науку распространения здоровья, здорового образа жизни наше общество начало только осваивать и сегодня наше дошкольное учреждение делает в этом направлении уверенные шаги.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год