Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми»
Здоровье
Автор: Ирина Шотт   
21.09.2014 14:12

Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми»Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми»
Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь.
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть.

Скачать конспект

Необходимость использования здоровьесберегающих технологий подчѐркивают исследования В.В. Колбановой, Л.Г. Татарниковой и В.П. Петленко, подтверждающих, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни. В работах В.Г. Алямовской, М.Л. Лазарева и Г.А. Баранчукова отмечается, что становление валеологической культуры обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого и ребѐнка, широким спектром педагогических средств и приѐмов.
В настоящее время существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс таких мер получил название здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье детей и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.
Цель здоровьесберегающей технологии: обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Чтобы продуктивно применять на практике здоровьесберегающие технологии я в первую очередь стараюсь грамотно обеспечить организацию жизненного пространства ребенка в детском саду. Потому что весь режим дошкольного учреждения, характер отношений и методы воспитательной работы, разные виды деятельности – все это должно способствовать формированию осознанного отношения ребенка к своему здоровью.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой  и других в зависимости от вида занятия.
Ежедневно в своей работе с детьми использую пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Мною в группе создана картотека пальчиковой гимнастики в стихотворной форме, сопровождающая различные упражнения.
Для укрепления зрения использую зрительные паузы. В любое время дня дети закрывают глаза и открывают, прижав веки пальчиком. Массаж глаз – проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Он помогает детям снять усталость, напряжение. С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений: "Звездочки", "Рыбка", "Зимний лес" и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. В своей работе использую дыхательную гимнастику Стребелева - технология направлена на восстановление правильного дыхания. В ней представлен разнообразный арсенал упражнений и игр в этом направлении.
Использую в работе с детьми метод релаксации. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую  упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов),  звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Для профилактики простудных заболеваний использую метод натуропатии (чесночные бусы, раскладываем чеснок в тарелочки), настои шиповника.
Дополнительно использую систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящего до более интенсивных воздействий, с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур:
- полоскание горла и полости рта проводится ежедневно после обеда; - умывание прохладной водой;
- ходьба босиком по ребристым дорожкам с целью профилактики плоскостопия;
- воздушные ванны.
Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и обеспечивает профилактику простудных и других заболеваний.
Чтобы доставить детям удовольствие, выполняем упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно - мышечной системы ребёнка.
Использую в работе с детьми технологию музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки помню об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Широко использую музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т.д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку использую перед сном, чтобы помочь с трудом, засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в постель, включаю спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и прошу их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Обращаю внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела.
Использую в работе с детьми технологию «Гимнастика маленьких волшебников» С. В. Хрущёва - данная технология представляет разнообразные нетрадиционные методы и формы работы по сохранению и укреплению здоровья детей и по профилактике заболеваний. Мы используем дыхательную и звуковую гимнастику, которая проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание, игры, для улучшения самочувствия у детей, склонных к частым простудным заболеваниям.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашей группе - это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог « взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни,   но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю по 20 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
Серия занятий «Азбука здоровья» по программе «Детство». Как бы много воспитатели и родители ни делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребенка. Он может многое сделать для себя самого, нужно только научить его этому.
Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание.  Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Наряду с традиционными формами работы проводится с детьми самомассаж от простуды. Массирование определенных точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики.  Самомассаж проводится в игровой форме  в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрыва­ющие массажные движения, их простота, до­ступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.
Использую в работе с детьми технологию «Развивающая педагогика оздоровления» В. Т. Кудрявчев, Б. Б.Егоров - реализует принцип развивающего обучения в области физического воспитания дошкольников, направлена на развитие двигательной активности детей. В ней изложены новые идеи двигательной активности и оздоровительной работы, приведены разнообразные полезные упражнения и увлекательные оздоровительные игры. Здоровый ребёнок есть эталон и практически достижимая норма детского развития - таково кредо этой технологии. Активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.
На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.
Через экскурсии, прогулки, походы, занятия на свежем воздухе, развлечения дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать, заботятся о своём здоровье. Дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм.
Мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья. Для этого в центре природы «Юный эколог» собраны комнатные растения, которые не только украшают интерьер, но и являются помощниками в оздоровлении детей.
В группе создан физкультурно-оздоровительный центр "Мы – спортсмены" для обеспечения оздоровительного и развивающего эффекта. Мною совместно с родителями и детьми изготовлено нетрадиционное оборудование: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные массажеры, веревки с узелками и т. д. Дети занимаются с этими предметами и незаметно для себя оздоравливаются. Собрана картотека подвижных игр. Подвижные, спортивные игры и упражнения использую в своей практике постоянно в течение дня в утренние часы, на прогулке, после непосредственно-образовательной деятельности или вечером. Конечно, на прогулке это игры более подвижные, шумные, такие, как «Ловишки», «Хитрая лиса», «Кто быстрее». А в группе, в центре двигательной активности, игры средней и малой подвижности: «Мышеловка», «Попади в цель», «Найди – промолчи» и другие. Все двигательные действия, совершаемые ребенком во время подвижных игр достаточно разнообразны – это бег, прыжки, метание и ловля мяча. Такие игры способствуют удовлетворению потребности ребенка в движении, развивают двигательную активность, способствуют закреплению и отработке основных видов движений, развивают психофизические качества, пространственную ориентировку, самостоятельность и инициативность. При проведении подвижных игр и упражнений обязательно слежу за сменой деятельности, чтобы подвижные игры сменялись более спокойными, и наоборот, а также учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка. После активных двигательных игр предлагаю успокоить дыхание, выполнив дыхательные упражнения, потом послушать ритм своего сердца, сначала быстрый, а затем постепенно успокаивающийся.
В книжном уголке размещены книги, энциклопедии, иллюстрации, оформлен альбом «Здоровячок». Рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью.
Также мною оформлены дидактические игры: «Спорт – это здоровье», «Бережём уши» и т. д. Все эти игры учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно – гигиенические навыки.
Конечно, нельзя не отметить, что работа по включению здоровье сберегающих технологий в педагогический процесс без подключения родителей была бы недостаточной. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Поэтому для родителей провожу консультации, беседы по поводу профилактики болезней, соблюдения личной гигиены, пользе дополнительных прогулок. Все эти вопросы освещаются мною на родительских собраниях, выставляются в папках-передвижках. Проводится совместные акции, например, спортивный праздник «Мама, папа и я – спортивная семья», дни здоровья, дни открытых дверей. Все это позволяет постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас одна цель – воспитать здоровых детей.
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем. Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год