Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Образовательная кинезиология для детей дошкольного возраста
Занятия с детьми
Автор: Кузнецова Ольга Михайловна   
24.07.2025 01:36

Образовательная кинезиология для детей дошкольного возрастаОбразовательная кинезиология для детей дошкольного возраста

Сохраняя и укрепляяздоровье детей дошкольного возраста, мы часто ставим такие задачи, как: развитие мелкой и крупной моторики, памяти, внимания, речи, мышления, творческих способностей, ориентировки в пространстве. Эти задачи нам помогает решить здоровьесберегающая технология под названием кинезиология, с которой мы сейчас и познакомимся.

Образовательная кинезиологияприменяется в педагогических целях для улучшения обучения, в частности чтения, письма, математики, запоминания и пр. Кинезиология — один из универсальных методов обогащения двигательного опыта ребенка

 

Термин «кинезиология» происходит от греческого слова kinesis — «движение» и logos — «наука, слово».

Основателями образовательной кинезиологии являются американские педагоги, доктор наук Пол Деннисон и Гейл Деннисон. В России она известна с начала 90-х годов. Последователями этого направления являются В. Ф. Базарный, А. Л. Сиротюк.

Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения, которые направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Давайте попробуем разобраться, что же такое межполушарное взаимодействие.

Мозг управляет всеми жизненно важными процессами, происходящими в организме человека, отвечает за работу всех мышц, за интеллектуальные способности, речь, абстрактное мышление. Благодаря работе мозга человек может мыслить, чувствовать, слышать, видеть, осязать, двигаться. Развитие мозга частично определено генетически, частично зависит от индивидуального опыта. Чем больше двигательного и практического опыта имеет ребенок, тем выше уровень развития его мышления.

Познакомимся со структурными единицами мозга. Головной мозг делят на три больших отдела:

  • большой мозг — полушария;
  • мозжечок;
  • ствол мозга.

Ствол мозга автоматически регулирует такие важные функции, как дыхание и сердцебиение. Мозжечок осуществляет координацию движений.

А вот правое и левое полушария отвечают за разные функции.

Правое полушарие головного мозга — гуманитарное, образное, творческое — отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга — математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое — отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Для успешной жизни человека нужна слаженная работа обоих полушарий.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Суть кинезиологических упражнений состоит в том, что они позволяют создавать новые нейронные связи и улучшают совместную работу двух полушарий головного мозга. С помощью синхронизации работы полушарий улучшается мыслительная деятельность человека. Итак, межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушария мозга в единую, целостную систему.

Основная цель кинезиологии: создать условия для развития межполушарного взаимодействия, способствующего активизации мыслительной деятельности.

Задачи:

  • развивать память, внимание, речь, мышление;
  • способствовать синхронизации работы полушарий;
  • развивать творческие способности;
  • развивать мелкую и крупную моторику.

Виды кинезиологических упражнений

  1. Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
  2. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  3. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  4. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
  5. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения
  6. Упражнения на балансирах, с кинезиологическими мешочками и мячами улучшают зрительно-моторную координацию, формируют чувство ритма, способствуют удержанию программы и формированию контроля над своими действиями.

Старший воспитатель

ФГБДОУ «Центр развития

ребенка -детский сад №2» УДП РФ

Кузнецова Ольга Михайловна

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 27 (389) выйдет
31 июля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год
Скачать Номер 21 (383) за 2025 год
Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год